ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
статья на тему

Пелеганчук Елена Вячеславовна

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формировать гармонично развитую личность в рамках компетентностного подхода. В результате  молодой специалист, получивший   среднее профессиональное образование,  должен освоить общие и профессиональные компетенции и умения, а так же знания, обеспечивающие ему соответствующую квалификацию и уровень образования. Современный учебный процесс, подчиняясь высоким темпам, усложняется с каждым годом, увеличивается число и объем предметов, резко усиливается нагрузка учащихся и педагогов. Но главная учебная и вообще человеческая цель обучения состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, научить его лучше понимать окружающий мир, уметь ориентироваться в нем, самостоятельно строить свою жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Преподаватель Пелеганчук Е.В.

                    г. Самара, ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж

им. Н. Ляпиной» Самарское отделение

В настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России. Президент России В. В. Путин сказал: «Развитие образования в стране  — это далеко не только вопрос престижа нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования  — это задача общенациональной значимости. Мы всегда держали здесь высокую планку, и высота эта нужна не сама по себе. Она  — залог успешного развития государства и общества».

 Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формировать гармонично развитую личность в рамках компетентностного подхода. В результате  молодой специалист, получивший   среднее профессиональное образование,  должен освоить общие и профессиональные компетенции и умения, а так же знания, обеспечивающие ему соответствующую квалификацию и уровень образования. Современный учебный процесс, подчиняясь высоким темпам, усложняется с каждым годом, увеличивается число и объем предметов, резко усиливается нагрузка учащихся и педагогов. Но главная учебная и вообще человеческая цель обучения состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, научить его лучше понимать окружающий мир, уметь ориентироваться в нем, самостоятельно строить свою жизнь.

     Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области. В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении  задач общих для многих видов деятельности». В соответствии с ФГОС выделяются общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

И в этом контексте не преуменьшается значение общеобразовательных дисциплин,  ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему остается формирование гармонично развитой личности.  А в новых стандартах в разделе общих компетенций разработчики и работодатели прямо провозглашают это, добавляя еще такие качества как коммуникативность, целеустремленность и релевантность. Все мы уже хорошо знакомы с формулировками общих компетенций. Для их формирования у студентов сейчас предлагаются задания, имеющие специальную структуру:

  1. Стимул -  мотивирует обучающегося на выполнение задания, включает обучающегося в контекст задания, должен быть настолько кратким, насколько это возможно, должен содержать только ту информацию, которая помогает заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки, следующей за стимулом.
  2. Задачная формулировка однозначно описывает обучающемуся деятельность, которую он должен совершить;
  3. Источник информации состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания
  4. Бланк  для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
  5. Инструмент  проверки, это может быть ключ, модельный ответ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за деятельностью.

Другими словами задание,  направленное на формирование общих компетенций, почти не отличается от задания, предназначенного для работы над формированием знаний и умений учащихся. Различия лежат в области требований к каждой из составляющих. Они обусловлены тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. 

Развивать   общие компетенции на дисциплинах физика и математика можно используя самые различные традиционные  формы:  при организации учебного процесса - лекции, семинарские, практические и  лабораторные занятия, консультации; при организации научно-исследовательского процесса – научные конференции, олимпиады, семинары, написание и защита рефератов; при организации внеучебной деятельности - научные кружки, экскурсии.

      Однако современная стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритет методов и технологий обучения, ориентированных на самостоятельный анализ информации обучаемыми, самоорганизацию деятельности, приобретение опыта ответственного выбора. Таким образом, возникает необходимость выбора определенных технологий в организации образовательного процесса в рамках реализации идеи развития компетентностей обучаемых. Педагогическая технология должна отвечать на вопросы о том, как наилучшим образом организовать учебную деятельность и такой является  технология развития критического мышления, которая  развивает большинство  общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать различные  методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. самостоятельно находить и систематизировать информацию из разных источников, решать учебные задачи, используя информацию, осуществлять её поиск и использование для эффективного выполнения задач учебного и личностного развития, классифицировать факты и сведения по степени их приоритета и важности для решения практической задачи.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с товарищами, критически оценивать чужое мнение, выявлять полезные аспекты, занимать определённую позицию в дискуссии и высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, уметь сотрудничать в группе, избегая конфликтов.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды и за результаты работы.

Технология развития критического мышления позволяет  личности разумно, рефлексивно мыслить, накладывать новую информацию на свой жизненный опыт. Однако четко разграничить критическое мышление и творческое очень сложно, и  можно с уверенностью предполагать, что критическое мышление – это всегда начало творчества. Психологи утверждают, что именно в возрасте поступающих к нам студентов, в 15-17 лет, у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Однако, нужно учитывая, что зачастую педагоги предпочитают давать большое количество сложного, зачастую непонятного материала, который необходимо выучить практически наизусть, а такой подход далеко не поддерживает у молодых людей  желание учиться.

Формирование критического мышления на своих занятиях я всегда начинаю с создания обстановки комфортности,  атмосферы уважительности друг к другу, стараюсь развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Девиз наших занятий прост: «Все возможно подвергнуть сомнению!» Преподаватель – это не носитель непреложной истины, а средство на пути  совершенствования ученика, и его развития. Равно важны, как успехи студентов в изучении физики и математики, так и те случаи, когда общение с преподавателем помогает осознать, что математика – это сложный для ребят предмет и правильно выбрано   нематематическое направление дальнейшей деятельности – медицина. Часто преподавание бывает основано не  на понимании и  осмыслении, а на жестком контроле и подавлении. Свои уроки   начинаю не с проверки заданного на дом, а выясняю, какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания. Ответы предлагается давать студентам, хорошо  разобравшимся в материале. Я же, как учитель, лишь комментирую или обобщаю ответы, за исключением тех случаев, когда никто не справился с заданием. Наши студенты знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки со стороны товарищей или плохой отметки. На уроках физики и математики, хотя традиционно это не принимается, я стараюсь развить критичность, непредвзятость мышления, не навязывать свою точку зрения студентам, а рекомендую сформулировать свое мнение. Например, решая задачи, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить достоинства и недостатки различных подходов.  Очень важно развивать в будущих членах нашего общества не только умение высказываться, но и умение слушать и слышать собеседника, будь то преподаватель или товарищ по группе. Однако надо учитывать психологию  молодых критиков и оценивать их по четким, заранее объявленным критериям, чтобы формировать правильную самооценку, учить видеть реальный уровень своей подготовки, соизмерять свои амбиции и желания с реальностью. Раскованность мышления, на занятиях физики и математики способствует и правильному отношению к ошибкам. Ошибаться не стыдно – стыдно не обдумывать и не пытаться исправить свои ошибки.

Математика и физика, как предметы изучения, дают возможность развивать не только точность в изложении своих мыслей, систематичность в работе, ответственность, но и умение отстаивать свою точку зрения в решении разного рода задач. Для того чтобы учащийся воспользовался своими критическими мышлениями на уроках, ему важно развивать в себе такие качества, как планирование, умение упорядочить мысли, гибкость восприятия, готовность исправлять свои ошибки, умение наблюдать  за своим поведением со стороны,  искать компромиссные решения, а все это, и есть суть общих компетенций. Технология развития критического мышления представляет собой  систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов, отраженных в формировании следующих компетенций:

  1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  2. умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  3. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  4. умение решать проблемы;
  5. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

В основе технологии критического мышления лежит следование трем этапам:

  1. Вызов, который подготавливает, настраивает на ту информацию или процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Это этап усиления мотивации учения, формирования личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к теме.
  2. Осмысление новой информации (смысловая стадия), предполагает активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация полученной информации, отслеживание собственного понимания данной информации. Здесь можно использовать различные приемы, например инсерт – пометки во время чтения текста, обычно их пять: V(я знал), + (то для меня абсолютно новое), -  (это противоречит тому, что я знал), ? (я хочу знать об этом больше, нужна дополнительная информация), а затем составление маркировочной таблицы и  обсуждение помеченного в группах. Еще один прием – это использование таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал», когда эту таблицу заполняют до прочтения  текста и дополняют после знакомства с ним.Очень часто используется кластер – способ графической организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Студентам предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать всё, что приходит на ум;  дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или не иссякнут идеи; постараться построить, как можно больше связей. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности  до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели может быть организована индивидуальная самостоятельная работа или коллективная деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
  3. Рефлексия, является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации творческому развитию личности, происходит  суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле, анализ собственных мыслительных операций.

        Приведу пример одного из занятий по дисциплине «Физика» на тему: «Свойства жидкостей», на котором представлены три стадии образовательной технологии критического мышления с использованием кластеров («гроздей»). Основной принцип, заключающийся в организации работы студентов – это «обучение в сотрудничестве», т.е. в парах или группах. Этот прием разработан Доном Донсеро и его коллегами в Техасском университете  и, особенно актуален в случае работы с большим информационно – насыщенным текстом, в котором содержится  много новых терминов и понятий.

 Первая стадия занятия – «Вызов».В ней спрашиваю студентов, что они знают о жидкостях, задаю для учеников направления актуализации своих знаний, они являются основаниями для разбивки текста на смысловые части, а названия этих частей вносятся в кластер, в центре которого находится название данной темы. При этом ребята знают, что исходный кластер будет многократно дополнен. Этим ограничивается стадия вызова. Вторая стадия занятия – «Осмысление содержания». Перед началом следующего этапа работы прошу студентов разделиться на пары, обменяться мнениями по поводу сделанных записей. Лучше,  если деление происходит так, что один и тот же фрагмент текста предлагается двум или трем парам.  Данная тема разбивается на несколько фрагментов – исходный кластер, который может состоять, например, из таких минитем, как:  строение жидкостей, растворение твердых тел  в жидкостях, смачивание и несмачивание, Взаимное растворение жидкостей, адсорбция, поверхностное натяжение, высота поднятия жидкости в капиллярах, поверхностная энергия. Второй момент, который разъясняю перед началом работы с текстом – это роли, которые ребята будут выполнять в  своеобразном процессе взаимообучения. Каждый фрагмент текста разбивается на две части. Оба участника читают фрагменты вместе, но  выполняют разные роли: докладчика и ученика. Докладчик рассказывает свою часть, а ученик задает подготовленные во время прочтения фрагмента вопросы. На второй части текста они меняются ролями. Например, после почитания фрагмента «Строение жидкостей»  могут возникнуть следующие вопросы:

  1. Как движутся молекулы в газе?
  2. Как движутся молекулы в твердом теле?
  3. Почему движение молекул в жидкости считается самым сложным?
  4. Что происходит со строением жидкости при увеличении(уменьшении) температуры?
  5. Каково расстояние между молекулами в жидкости по сравнению с газом и твердым телом?
  6. Почему жидкость сохраняет свой объем?
  7. Что такое текучесть?

После того, как пары прочитали свой текст и ответили, они готовят презентацию на демонстрационном листе для всей группы. Ответы на вопросы оформляются в миникластерах и для демонстрации работы пары, можно изобразить не весь кластер целиком, а только ту часть, которая относится к прочитанному.

Третья стадия занятия – «Рефлексия». На первом этапе этой стадии каждая пара проводит презентацию своей работы, если одинаковые фрагменты есть у двух пар, то они дополняют друг друга. В процессе отчета пар остальные студенты группы задают вопросы и дополняют исходный кластер новыми данными. В итоге, на доске появляется полная схема данной темы, которую студенты постепенно заносят в тетрадь.  На втором этапе рефлексии обобщаю весь материал, обычно в форме беседы. На третьем этапе рефлексии мы делимся впечатлениями о занятии: эффективны ли были действия пар, интересно ли было работать, таким образом, все ли поняли материал. Подобные занятия  проводятся   и по математике, но здесь нужно особенно тщательно подходить к подбору текстов, т.к. обилие формул не дает возможности рассуждать и презентации проходят «суше». Однако элементы технологии критического мышления считаю необходимым применять при изучении геометрии, например, в теме «Многогранники». Рассмотрим кластер «многогранники», от него  расходятся стрелочки к понятиям «призма» и «пирамида», от них еще, т.е. получается схема, с помощью которой можно повторить или обобщить все основные определения фигур данной темы, их свойства и признаки. В некоторых темах алгебры, в частности, в теме «Тригонометрические уравнения, их виды и методы решения» тоже можно применять элементы данной технологии.

Занятия с использованием элементов данной технологии часто эффективнее, чем традиционная лекция, кроме всего перечисленного, они позволяют студентам самим  регулировать темп усвоения материала, обратить большее внимание на детали, которые могли бы быть незамечены в процессе классического занятия изучения нового материала.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного    подхода в образовании. М., 2004.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
  3. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  6.  www.eidos.ru/news/compet.htm

                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...

Доклад "Использование технологии развития критического мышления"

Доклад на заседание ЦМК об использовании технологии критического мышления на уроках английского языка...

Урок английского языка с использованием технологии развития критического мышления

Урок-круглый стол с использованием технологии развития критического мышления при обучении говорению на старшем этапе обучения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные за...

Использование технологии развития критического мышления на занятиях спецдисциплин по профессии «Повар»

Использование приемов технологии развития критического мышления на различных этапах урока делает процесс обучения интересным, формирует навыки работы с информацией, воспитывает качества критически мыс...