ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
статья на тему

Качанова Татьяна Евгеньевна

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования, что обеспечивает его успешность в избранной профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip36.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Т.Е.Качанова

Башантинский колледж им. Ф.Г. Попова (филиал)

ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условиям которой является ориентация на федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в федеральных государственных образовательных стандартах, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личную вовлеченность обучающегося в процесс учения: обучающийся в нем инициативен и самостоятелен, он учиться мыслить, анализировать, понимать сущность и значимость свой будущей профессиональной деятельности. ФГОС акцентирует внимание на обеспечение условий развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателя.

В подготовке конкурентоспособного специалиста специальности «Преподавание в начальных классах» существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование. В процессе профессионального образования, основным фактором выступает развитие личности обучающегося и, по-моему мнению, технология развития критического мышления направлена на развитие личности обучающегося, основными показателями которого являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология развития критического мышления разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметной.

Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление» [5]. С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К Мередит. Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и др), так и в России ( М.В.Кларин., С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др) и под критическим мышление понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и педагога. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.Браус, Д.Вуд) [5].

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результата внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [4], а также идеи Д. Дьюи, Ж.Пиаже и Л.С Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически – творческого подхода к любому материалу.

Т.е. критическое мышление – это новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познаний нового. В содержании целей технологии развития критического мышления заложено формирование компетенций которые должен приобрести обучающийся в процессе обучения.

Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит:

- во – первых, учебный процесс строиться на научно-обоснованных закономерностях воздействия личности и информации;

- во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени;

 - в- третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Изучив множество приемов этой технологии, я выделила для себя несколько, которые активно применяю на уроках педагогики и психологии:

Прием 1. Кластеры

Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Это способ графической организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается основное слово или тема, а по сторонам от него фиксируются идеи с ним связанные. Обучающимся я предлагаю прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения и т.д. пример построения кластеров 2

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу. Пока не кончиться время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Разбивку на кластеры я использую как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, и провожу как способ мотивации мыслительной деятельности. Может быть, организованна как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.

Прием 2. Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов

V

+

-

?

«V» - уже знал;

«+» - новое;

«-» - думал иначе;

«?» - есть вопрос.

Работая над заполнением таблицы, обучающиеся выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает прийти к новому знанию. Часто возникающие варианты в работе обучающихся противоречат друг другу, и это подталкивает их преодолевать противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательстве своей точки зрения.

Прием 3. «Фишбоун»

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет». Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

C:\Documents and Settings\психолог\Рабочий стол\default.png

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над темой урока. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом является презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы во время урока для проверки домашнего задания, для обобщения и систематизации знаний и может быть предложена в качестве домашнего задания.

Прием 4. Ромашка Блума        

Этот прием создан известным американским психологом и педагогом Б.Блумом. и он достаточно популярен в современном образовании [4].

Сам же перечень вопросов на её лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

В «Ромашке Блума» 6 лепестков – шесть вопросов.

1. Простые вопросы - отвечая на которые, нужно вспомнить факты или воспроизвести определенную информацию.

2. Уточняющие вопросы - их цель, предоставить собеседнику возможность для обратной связи относительно того, что он сказал. «То есть ты говоришь, что…?»,  «Если я правильно понял, то …?» и т.д.

3. Объясняющие вопросы -  начинаются со слов «Почему?».

4. Творческие вопросы – в которых есть частица «бы», элемент условности, прогноза «Что изменилось бы…?» и т.д.

5. Оценочные вопросы -  это вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

6. Практические вопросы – это вопросы на правленые на установление взаимосвязи теории с практикой. «Какой стиль взаимоотношений учителя с учащимися (авторитарный, демократический, либеральный) складывается, по-вашему, у учителя, для которого характерны подобные высказывания?» и т.д.

Перед тем как работать с педагогическими ситуациями, задачами или текстом, я даю задание обучающимся самостоятельно сформулировать по одному вопросу. Благодаря вопросам, я учу их, лучше разбираться в ситуации и смотреть на неё под разными углами зрения.

Прием 5. Диамант

Диамант (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

1. Одно существительное.

2. Описание - два прилагательных.

3. Три глагола (причастия, деепричастия);

4. Фраза, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи.

5. Три глагола (причастия, деепричастия).

6. Описание - два прилагательных;

7. Одно существительное антоним/антипод первому.

Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно. Я использую этот прием как способ синтеза материала, лаконичность формы развивает у обучающегося способность резюмировать информацию.

Развитие критического мышления у обучающихся специальности «Преподавание в начальных классах» приводит к следующим результатам: высокая мотивация к образовательному процессу; возрастание мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения; развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; развитие умения анализировать полученную информацию.

Использование технологии развития критического мышления у обучающихся способствует повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в ситуации изменения профессиональной пригодности.

Следует признать, что работа в технологии развития критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования, что обеспечивает его успешность в избранной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
  2. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  3. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метол. Пособие/И.В.муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009-144с.
  5. Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.: изд-во «Питер», 2000.-512с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Технология развития критического мышления. План урока.

Дисциплина  «ОСНОВЫ  СОЦИОЛОГИИ  И  ПОЛИТОЛОГИИ»Раздел (блок) II.  Основы политологииТема  «Личность  и  политика»В приложении предложены алгоритмы деятельности...

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин.

Статья о приемах технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин. В статье подробно описаны приемы развития критического мышления такие как кластеры, инсент, фиш...

Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...