Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.
план-конспект занятия

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы  оценивания деятельности студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament_km.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы  оценивания деятельности студентов.

Коломенская Мария Владимировна,

 преподаватель психологии

 ГБОУ СПО Некрасовский

 педагогический колледж № 1

Урок по теме “Темперамент”

Цель: организация деятельности по знакомству с понятиями «темперамент», «типы темперамента», учетом темпераментов в учебно-воспитательной  деятельности.

Оборудование: 4 листа формата А-3, фломастеры, цветные карандаши, таблички с названиями темпераментов, раздаточные материалы.

Особенности организации: студенты разделены на 4 группы 

Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение  и письмо»: «Кластер», «Зигзаг», «Линии  сравнения», «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Синквейн».

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Фаза вызова.

Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
  2. Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Кластер»

Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?

Составление кластера «Темперамент». Формулирование определения.

  1. Фаза реализации смысла (осмысления)

Задачи:

  1. Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.
  2. Помочь соотнести старые знания с новыми.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Зигзаг».

Каждой группе (эксперты по вопросу) присваивается тип темперамента:

Холерик, Флегматик, Сангвиник, Меланхолик

Каждой группе выдается статья о соответствующем типе темперамента. Задание:

1.  В группах прочитайте текст.  

2. В графической и иллюстративной форме подготовьте презентацию вашей темы,  выделив самые важные аспекты, структурируя, наглядно представляя.

3.Презентация: представители из групп (эксперты) презентуют свои материалы в другой группе, участники группы слушающих рассказывают им свою информацию (по принципу «зигзаг»).

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Линии  сравнения»

Сейчас мы  с вами обобщим информацию и составим сводную таблицу.

  1. Выделение категорий сравнения

Составление кластера «Что можно выделить в объекте исследования, по каким критериям их можно сравнить?». ( по каким критериям можно сравнить темпераменты?)

  1. Составление группой сводной таблицы «Линии сравнения»

Линии сравнения

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Тип нервной системы

другие критерии…

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Чтение с остановками»

Сейчас я  расскажу вам сказку о типах темперамента (1;80), буду останавливать в некоторых местах. Ваша задача будет продолжить и придумать конец у сказки. (Преподаватель делает остановки в местах, где необходимо дать характеристику темпераментов принцев, предлагая студентам продолжить. В конце организует дискуссию о  том, принца какого темперамента выбрала принцесса  и почему.)

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»

Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

1. Выбирается секретарь в каждой группе  (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)

2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопросы 1. , 2.

3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.

4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

Вопросы:

1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в школе.

2. Как учесть особенности проявлений темперамента  в учебном процессе и воспитании детей.

Значение и учет темперамента в общении и деятельности.

Задание: Разыграть предложенные ситуации, продемонстрировав особенности проявления темперамента (как будет себя вести, чувствовать человек в этих обстоятельствах). В сценках участвуют по 1 человеку от каждой команды, который представляет данный тип темперамента.

Ситуация 1. Длинно-предлинная очередь (в поликлинике, в магазине и т. д.), в которой все простояли уже более часа, все устали, раздражены, скоро время закрытия. Вдруг, без очереди к кассе (дверям кабинета) пытается пролезть активная, целеустремленная, наглая женщина средних лет. Как будет реагировать каждый тип темперамента?

Ситуация 2. Поставили оценку 2 на экзамене.

Ситуация 3.Прием у психолога: рассказать о том, как разлюбила, бросила девушка (молодой человек)

Обобщение. Выводы.

  1. Фаза рефлексии.

Задачи:

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  2. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Составьте  список из 5-7 имен (среди студентов, преподавателей, известных людей, политиков, актеров, ведущих и т. д.). Докажите  свою точку зрения.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Синквейн»

В экспертных группах составьте  синквейн по типу темпераменту.

Правила составления синквейна:  

в первой строке: одно слово- тему  стихотворения

вторая строка:  опишите это слово - тему двумя прилагательными

в третьей строке опишите действие этой темы тремя словами, глаголами

в четвёртой напишите фразу из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме

в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).

Презентации синквейнов

Оцените себя  по технологической карте урока. Перенесите баллы, полученные на уроке, в технологическую карту курса «Общая психология».

Домашнее задание:

Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики данного темперамента - отразить и положительные и отрицательные стороны (можно делать записи, рисовать, чертить и др.). Подготовить презентацию творческой  работы.

  1. Орг. конец

Технологическая карта урока по рейтингово-накопительной  системе  оценивания деятельности студентов.

Оцените себя  по 5-ти бальной шкале (1-5) по данным критериям

Баллы

Я могу сформулировать определение «темперамент»

Я могу составить характеристику каждого типа темперамента

Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе

Я могу учитывать особенности темпераментов  в общении

Я  принял активное и результативное  участие в уроке

Мои баллы:

  Список литературы:

  1. Вачков И.В. Психология для малышей.-М.: «Педагогика-Пресс», 1996.-216 с.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически.-СПб: «Альянс», «Речь», 2003.-192с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Доклад "Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»"

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и форма...

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...

Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"

Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...