Технология развития критического мышления. План урока.
методическая разработка на тему

Макаренко Инна Семеновна

Дисциплина  «ОСНОВЫ  СОЦИОЛОГИИ  И  ПОЛИТОЛОГИИ»

Раздел (блок) II.  Основы политологии

Тема  «Личность  и  политика»

В приложении предложены алгоритмы деятельности на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисциплина  «ОСНОВЫ  СОЦИОЛОГИИ  И  ПОЛИТОЛОГИИ»

Раздел (блок) II.  Основы политологии

Тема  «Личность  и  политика»

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ  № 31

Тема занятия:   Политический процесс.

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ:

Цель обучения

Цель воспитания

Цель развития

Усвоение новых знаний для развития социально-личностных компетенций с целью формирования понимания процессов и явлений, происходящих в белорусском обществе и мире.

Содействие активности и самостоятельности в познавательной деятельности.

Развитие критического мышления при изучении нового учебного материала через выработку навыков сбора информации.

Методическая цель:  познакомить коллег с развитием познавательной активности учащихся при использовании мультимедийного  проекта изучении темы в ТРКМ.

Тип  занятия:  изучение нового учебного материала.

Вид занятия:  смешанный (мультимедийное занятие).

Обеспечение занятия:    мультимедийный проект, мультимедийная установка, экран, ноутбук, мини-плакаты по  дисциплине «Основы социологии и политологии», Конституция РБ

Междисциплинарные связи:   Основы права

Всемирная история.

История Беларуси

Обществоведение

Внутридисциплинарные связи:    Политика и её границы.

Демократия: критерии и механизмы.

Политическое поведение личности.

Политическая культура личности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА урока

Стадии

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Приёмы и методы обучения

I. Вызов

1. Активизация учащихся.

2. Вызов уже имеющихся знаний.

3. Мотивация для дальнейшей работы.

Настраиваются  на активную учебную деятельность. Записывают тему, определяют цели.

Выполняют задания преподавателя. Определяют ключевое понятие.

Обсуждают мотивы изучения по вопросам:

Зачем мне это нужно?

 Что это для меня значит?

Беседа

Кластер

Верные и невер-ные утверждения, проблемные вопросы.

II.Осмысление темы.

Даёт задание слушать и записывать по вопро-сам:

1.Политический процесс: сущность, уровни, структура.

2.Стадии политического процесса.

3. Основные мотивы политической активности личности.

Слушают и записывают новую тему в тетрадь.

Выполняют задания преподавателя.

Работают с мини-плакатами по дисциплине.

Обсуждают и делают выводы.

Составляют таблицу.

Мультимедийный проект.

Анализ конкрет-ных ситуаций:

-ситуация-проблема,

-ситуация-оценка,

-ситуация-упражнение,

-ситуация-иллюстрация

Сюжетная таблица

III. Рефлексия.

Возвращает учащихся к началу занятия.

Предлагает составить:

синквейн «Политичес-кий процесс».

Даёт задание на дом.

Проводит рефлексию.

Соотносят новую инфор-мацию со старой.

Составляют.

Обсуждают.

Записывают:  [3],

с. 113-121, конспект.

Рефлексируют по алгоритму.

Создание цепочки высказываний.

Кластер.

Синквейн.

Инструктаж.

Коллективное обсуждение.

Преподаватель:                  МАКАРЕНКО  И.С.

     

У всех педагогов одна цель – учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями.

Правильное направление деятельности   преподавателя, учитывающего индивидуальные  особенности учащегося,  содействует формированию всесторонне развитой личности, способной социализироваться в обществе с целью выполнения различных социальных ролей: семьянина, гражданина, профессионала сельского хозяйства.

Применение современной инновационной технологии «Развитие критического мышления» позволяет дать учащимся возможность развить собственную самостоятельность, творческие способности, социально-профессиональную составляющую образованности, повысить качество и эффективность процесса обучения, приобрести оценочное, рефлексивное мышление, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Использование мультимедийного проекта  на открытом занятии по дисциплине «Основы социологии и политологии» наиболее оптимально  соответствует реализации  триединой дидактической цели:

-аспект обучения: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах  изучения;

-аспект развития: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, интегрировать, собирать информации;

-аспект воспитания: содействие формированию научного мировоззрения, а также активности и самостоятельности в познавательной деятельности.

В учебно-воспитательной совместной деятельности преподавателя и учащихся на своих  занятиях  наиболее приемлемыми считаю  те виды работ, которые вызывают живой интерес и стимулируют познавательную активность, развивая внимание, память, мыслительные операции, креативность и умение находить нестандартные решения.

Список использованных источников

  1. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.
  2. Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru. 
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
  5. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.
  6. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов: Тэй Воган — Москва, НТ Пресс, 2006 г.- 520 с.
  7. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
  8. Челноков В. А. Саморазвитие личности студентов в аспекте их познавательной деятельности // Специалист. - 2008. - N 3. - С. 27-29.
  9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.



Предварительный просмотр:

Алгоритмы деятельности учащихся

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

-   укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).

- выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

В зависимости от цели преподаватель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Анализ конкретных ситуаций

Различают следующие виды ситуаций:

  1. Ситуация-проблема (представляет собой  определенное сочетание факторов из реальной жизни).
  2. Ситуация-оценка (описывает положение, выход из которого уже найден, но требуется критический анализ принятых решений).
  3. Ситуация-упражнение (предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем, носит тренировочный характер).
  4. Ситуация-иллюстрация (это пример, поясняющий излагаемую суть).

Сюжетная таблица

Рекомендуется использовать эту таблицу при работе с текстами, где содержится описание какого-то события, явления. Опираясь на него впоследствии,  можно воссоздать если не все содержание, то сюжет точно.

Но, что важнее, учащийся овладевает сюжетным мышлением, т.е. не пропустит что-либо важное. Рекомендации по использованию сюжетной таблицы:

  1. Перед тем, как предлагать этот прием учащимся, удостоверьтесь, содержит ли текст сюжетную линию.
  2. Заполняя сюжетную таблицу, необходимо ответить на вопросы:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Синквейн

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее я записываю на доске ряд вопросов и прошу учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке вопросы, требующие подробного ответа.

Рефлексия

  1. Сегодня я узнал…                                  9. Я научился…
  2. Было интересно…                                 10. У меня получилось…
  3. Было трудно…                                      11. Я смог…
  4. Я выполнял задания…                          12. Я попробую…
  5. Я понял, что…                                       13. Меня удивило…
  6. Теперь я могу…                                     14. Урок дал мне для жизни…
  7. Я почувствовал…                                   15. Мне захотелось…
  8. Я приобрёл …

Приложение 2

Мини-плакат по дисциплине «Основы социологии и политологии»

Таблица «Стадии политического процесса»

№ п.п.

Стадии

Сущность

1

Формирование (вызревание) политических приоритетов.

Выдвижение в обществе проблем, имеющих последствия для большого числа людей.

2

Выдвижение политических приоритетов  на повестку дня.

Принятие властями существующих проблем в расчёт и осуществление конкретных действий по их рассмотрению.

3

Принятие решений.

Принятие решений определённых решений в устной (джентльменские соглашения) или письменной (договора, приказы, пакты, декларации) формах.

4

Реализация решений.

Проведение принятого решения в жизнь через административные субъекты.

5

Оценка результатов.

Сравнение планируемого результата с полученным.

Список использованных источников

  1. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.
  2. Драхлер А.Б.  К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru. 
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
  5. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.
  6. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов: Тэй Воган — Москва, НТ Пресс, 2006 г.- 520 с.
  7. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
  8. Челноков В. А. Саморазвитие личности студентов в аспекте их познавательной деятельности // Специалист. - 2008. - N 3. - С. 27-29.
  9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин.

Статья о приемах технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин. В статье подробно описаны приемы развития критического мышления такие как кластеры, инсент, фиш...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка....

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...