Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
проект

Каюмова Альфия Ураловна

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx74.03 КБ

Предварительный просмотр:


Образовательный проект

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Технология развития критического мышления.

Автор: Каюмова А.У.

учитель русского языка и литературы

 МОБУ СОШ им.Ф.Султанова

 с. Исянгулово

Содержание

1.Что такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?             2.Технология развития критического мышления

3. Основные стадии и приемы ТРКМ

4. Этапы и сроки реализации проекта

5. Планируемые результаты

6. Промежуточный анализ результатов качества обученности с момента использования инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

7. Заключение

8. Список литературы

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю»

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться – это идёт речь о мышлении. Как можно добиться проявления внутренней активности обучающихся? Как решить главную задачу, которая поставлена перед системой образования – научить обучающихся критически мыслить, а значит научить учиться?

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

  1. Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  1. оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  2. создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  3. выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  4. тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

Я бы хотела подробнее остановиться на технологии развития критического мышления.

2. Технология развития критического мышления

Одной из педагогических технологий в обеспечении требований ФГОС  является технология «критическое мышление», которая позволяет добиваться эффективных результатов образовательного процесса на основе  практико-ориентированного и деятельностного подхода. Слово «критическое» происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синоним слова «критика». В литературе встречается много определений. Обобщив разные, можно вывести несколько составляющих критического мышления:

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. На занятии каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны уметь достаточно свободно думать и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Таким образом, критическое мышление - мышление обобщенное. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Любопытство есть неотъемлемое свойство живого. Подлинный, познавательный процесс на любом этапе урока характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Критическое мышление, это мышление проблемное и оценочное.

В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому надо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, учителям удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенками классной комнаты.

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые постепенно формируются, в ходе развития и обучения обучающегося. Оно формируются быстрее, если на занятиях обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Технология «критическое мышление» в учебном процессе позволяет решать следующие педагогические задачи:

- учить обучающихся определять свои цели;

- определять свой смысл прочитанного, услышанного, увиденного и выражать оригинальную точку зрения;

- создавать атмосферу, где уважается любое мнение.

Существует набор общих учебных условий, создание которых необходимо для осуществления обучающимися критического мышления:

  • предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
  • поощрять за попытки что – то сделать самостоятельно;
  • научить задавать вопросы и высказывать свои версии и идеи;
  • приучать выслушивать и с уважением относиться к мнению других обучающихся, но иметь право не соглашаться с ними;
  • способствовать активной дискуссии;
  • стимулировать рефлексию.

3.Основные стадии и приемы ТРКМ

Технология «критическое мышление» предполагает использование на занятии трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

Перейдём к рассмотрению приёмов, которые рекомендуется использовать в каждой из обозначенных стадий, а также рассмотрим содержание работы, виды учебной деятельности, способы организации деятельности и планируемые результаты, к которым относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие (УУ), учебно-информационные (УИ), учебно-логические (УЛ);  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

1 - я СТАДИЯ - «ВЫЗОВ» - это анализ накопленной информации  обучающихся по данной теме, проблеме. Целесообразно на этой стадии использовать приёмы:  «Составление списка известной информации», «Рассказ-предположение по ключевым словам», «Парная мозговая атака», «Групповая мозговая атака», «Перепутанные логические цепи», «Свободное письменное задание», «Разбивка на кластеры»,  Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали».

Приём «Составление списка известной информации». 

Обучающимся даётся небольшой по объёму текст по изучаемой теме. Его сложность определяется степенью подготовленности детей. Прежде чем обучающиеся начнут читать текст, они в течение некоторого времени должны самостоятельно подумать над предложенной темой или проблемой, записать свои соображения.    Затем учащиеся объединяются по парам и обмениваются своими взглядами по поводу предложенной темы, фиксируют разногласия. После этого они начинают высказывать свои суждения, а педагог подробно записывает – эта информация должна быть наглядной (находиться на стене или классной доске). Задача педагога не только подробно без критики записать все суждения, но и найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии. К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-логические и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные.

          Приём «Рассказ-предположение по ключевым словам», слушателям предлагается лишь название темы или рассказа с ключевыми фразами, используя которые, они должны составить свой собственный рассказ. Потом они читают авторский текст и сопоставляют то, что получилось у них, с тем, что предлагает автор. Они могут выделить то, что им больше понравилось у автора, а что у себя, и объяснить почему.

Используя этот приём, целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ребёнку актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.         

Основное условие, которое необходимо учитывать при отборе текстов: любой используемый текст должен содержать возможности его неоднозначного прочтения – трактовки. Кроме этого, желательно, чтобы это был авторский текст, отражающий личное мнение или позицию автора.

При работе с текстом педагог может задавать обучающимся следующие вопросы:

  1. Формальные, с целью получения фактологической информации. Это вопросы типа: «Как называется …?», «Где находится …?».
  2. Вопросы на анализ, в них обучающийся должен разъяснить значение того или иного события и обосновать свою версию. Например: «Что могло бы произойти, если бы …?».
  3. Вопросы на интерпретацию, задаются обучающимся для раскрытия связей между идеями, ценностями, поступками людей.
  4. Вопросы на оценку, задаются для того, чтобы обучающиеся вынесли свои суждения о хорошем или плохом. Другими словами, они должны выявить те критерии, по которым в их личной системе взглядов определятся шкала плохого и хорошего.
  5. Вопросы на сравнение позволяют школьникам освоить мыслительную операцию сравнения, в которой требуются определять критерии и основания.
  6. Вопросы на обобщение (синтез) призваны подвигнуть обучающихся на создание своих версий развития тех или иных событий на основе анализа всей совокупности причин. Например: «Как иначе можно рассмотреть эти обстоятельства и наши возможные действия, чтобы избежать той проблемы, которую теперь нам приходиться решать?».
  7. Вопросы на определение значений и смысла слов, терминов призваны обратить внимание обучающихся на необходимость определять для себя содержание понятий, которые являются средствами не только понимания мыслей и действий персонажей, но и организации своих действий.
  8. Вопросы на организацию деятельности нужны для понимания обучающимся структуры и осуществления конкретных действий. Вопросы могут быть такими: «Что нужно тебе, чтобы получить этот результат?», «Какой первый шаг ты можешь сделать сейчас?».
  9. Вопросы на рефлексию позволяют выработать у обучающихся умение оборачивать своё сознание на себя, на своё поведение, свои поступки и их причины, умение анализировать свою деятельность.

К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические;  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Приём «Парная мозговая атака». Обучающиеся, распределяются по парам и записывают то, что, по их мнению, им известно по теме. Если они ничего не знают по данной теме, то запись ведётся в форме вопросов о том, что они хотели бы выяснить. Сначала работу необходимо выполнить индивидуально,  а затем в парах обсудить всё, что записано каждым, и составить общий список идей и вопросов. На эту работу отводится 5 – 6 мин.
К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные и метапредметные результаты: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Приём «Групповая мозговая атака». Приведённый выше приём может применяться и для всей группы. В этом случае обучающиеся также работают сначала индивидуально (4 – 5 мин.), а потом высказывают свои идеи.

 Приём «Перепутанные логические цепи». Этот приём используется одновременно со всеми обучающимися в группе. Из подготовленного текста педагог выбирает 5 – 6  событий, находящихся в причинно-следственной связи. Каждое событие помещается на отдельный лист. Затем перемешиваются и нумеруются листы. Листы размещаются группой на доске. Затем обучающимся предлагается восстановить правильный, по их мнению, порядок. Педагог записывает на доске цифровые варианты последовательности событий, а затем группа выбирает тот вариант, который большинство считает правильным.
К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-управленческие; и метапредметные результаты: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Приём «Свободное письменное задание», предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать всё, что обучающимся приходит в голову по данной теме, а затем подчеркнуть в своём сочинении те места, в которых они менее всего уверены, и те места, в которых они уверены в большей степени.

Приём «Разбивка на кластеры» помогает обучающимся не только суммировать и структурировать свои знания по данной теме, но и определить пробелы в ней.

Приём Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» применим при чтении или прослушивании лекции на протяжении одного или нескольких занятий. Обучающиеся сами пытаются найти ответы на эти вопросы. Задача педагога создать максимально широкое поле для самостоятельной деятельности и обучать приёмам её реализации.

2 - я СТАДИЯ - «ОСМЫСЛЕНИЕ». Нахождение ответов на вопросы, полученных на основе анализа накопленной информации  по данной теме, проблеме.

На стадии «Осмысление» обучающиеся должны максимально самостоятельно проявлять собственную активность. В этом им помогают следующие методические приёмы: «Система маркировки текста I.N.S.E.R.T.»; «Взаимоопрос»; «Взаимообучение»; «Двойные дневники»; «Разработки для самостоятельных заданий». (Табл. 3)

Приём «I.N.S.E.R.T.» лучше использовать на сплошном тексте, без разбивки его на отдельные части. Этот приём может служить логическим продолжением приёма Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали».

При чтении текста обучающиеся на полях текста должны делать пометки:

  1. «V» - ставится если учащийся, согласен с содержанием и эта информация ему знакома;
  2. «-» - ставится если учащийся, не согласен с содержанием текста или с информацией он не знаком;
  3. «+» - информация в тексте новая, неожиданная;
  4. «?» - информация, непонятна, или хочется получить более подробные сведения по этому вопросу.

Кроме этого, обучающиеся отдельно выписывают в свои тетради все слова и термины, смысл которых неясен. После этого заполняется таблица.

Маркировочная таблица

«V»

«-»

«+»

«?»

Новые слова, термины

 

 

 

 

 

К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-логические; и метапредметные результаты: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Методический приём «Взаимоопрос»  применяется при чтении текста таким образом: обучающиеся по парам читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы по поводу прочитанного.

К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения – учебно-информационные, учебно-логические; и метапредметные результаты.

«Взаимообучение». Хорошо известно, что самый эффективный способ чему – то научиться – это начать обучать этому других. «Взаимообучение» происходит в группе из 5 – 7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Обучающиеся по очереди играют роль «педагога». От «педагога» требуется выполнение пяти определённых действий:

  • обобщить содержание абзаца;
  • придумать вопрос по тексту и задать его остальным членам группы;
  • объяснить то, что кому – то осталось неясным;
  • дать задание на чтение следующего абзаца.

Прежде, чем применять этот приём педагог должен сам продемонстрировать, как следует действовать в роли «педагога».

К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие (УУ), учебно-информационные (УИ), учебно-логические (УЛ);  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Приём «Двойные дневники» позволяет обучающимся соотнести свой личный опыт, свои представления, предположения с содержанием текста. Обучающиеся делят страницу пополам, в левой части записывают все фразы, слова, высказывания, идеи, цитаты, которые произвели на них наибольшее впечатление. Это может быть не только, что вызвало позитивный отклик, но и  произвело негативное впечатление, резкий протест.

С правой стороны – это комментарий к идее, вопросу.

К планируемым результатам при использовании этого приёма относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-информационные (УИ), учебно-логические (УЛ);  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные).

Приём «Разработки для самостоятельных заданий» используется, когда обучающиеся самостоятельно работают с текстом или осуществляют исследовательскую деятельность. К тексту прилагается лист с вопросами, на которые обучающиеся должны отвечать по мере знакомства с текстом. Первые несколько вопросов должны быть по содержанию такими, чтобы ответы на них собирались на протяжении всего текста, в то время когда заключительные вопросы позволяли бы сделать выводы и обобщения по поводу всей проблемы на основании всего материала, собранного при ответе на первые вопросы.

Приём «Трёхчастные дневники» используется для того, чтобы обучающиеся могли взаимодействовать не только с учебным материалом, но и с педагогом по поводу этого материала.

Три раздела дневника выполняют разные функции. 1-ый раздел, обучающиеся записывают свою реакцию на прочитанное. 2-ой раздел, отводится для собственных размышлений школьников. Это могут комментарии учащихся, отрывки разговоров, выписки из статей. 3-ый раздел, отводится для «писем педагогу». Педагог собирает дневники один раз в месяц и отвечает на послания детей письменно.

При использовании этих приёмов к планируемым результатам относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-информационные (УИ), учебно-логические (УЛ);  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные).

3 –я СТАДИЯ - «РЕФЛЕКСИЯ» размышление и обобщение того, «что узнал» обучающийся на занятии, анализ, поставленных целей и решение вопросов. (Табл.4)

Стадия рефлексии необходима для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

  • Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?
  • Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?
  • Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?
  • Что я могу делать иначе после того, как получил «новую» информацию?
  • Что я могу делать иначе после того, как стал понимать эту проблему  по-новому?
  • Что я в результате выяснил?

Подобные вопросы заставляют школьников различать усвоение информации и понимание, а также отличать то и другое от обучения конкретным умениям (компетентностям).

На стадии «Рефлексия» педагог решает несколько задач – это развитие  способности обучающихся к рефлексии; научить отличать содержание от метода их реализации; научить анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности; научить критически относиться не только к идеям автора, но и к своим собственным.

Многие приёмы, которые предлагались на стадиях «Вызов» и «Осмысление», продолжают использоваться и на стадии «Рефлексия», достигая своего логического завершения:

  • Синквейн
  • Парное подведение итогов.
  • Возвращение к ключевым терминам.
  • Возвращение к кластерам.
  • Возвращение к приёму «Знаем – Хотим узнать – Узнали».
  • Думай самостоятельно (в парах).
  • Организация дискуссии.
  • «Оставьте за мной последнее слово».
  • Свободные письменные задания.

К планируемым результатам при использовании этих приёмов относятся: общеучебные умения (ОУ) - универсальные способы получения и применения знаний (учебно-управленческие (УУ), учебно-информационные (УИ), учебно-логические (УЛ);  метапредметные результаты (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Последние годы довольно часто использую на своих уроках прием «Синквейн». Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Пример синквейна:

Дружба

Искренняя, взаимная

Сближает, связывает, выручает

Позитивные взаимоотношения между людьми

Друг.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,  относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза по теме.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Приём «Парное подведение итогов». Обучающиеся в парах возвращаются к свои записям и сравнивают, какие идеи у них были до чтения текста и какие появились после.

Приём «Возвращение к ключевым терминам». На стадии «Вызов» педагог просил обучающихся дать трактовку ключевых для данной темы терминов. На стадии «Рефлексия», после прочтения текста педагог предлагает конкретизировать содержание на основании их понимания текста.

Приём «Возвращение к кластерам». Обучающиеся по парам изменяют и дополняют ранее составленные кластеры с учётом тех идей и понятий, которые они почерпнули из текста.

Приём «Думай самостоятельно» (в парах). Педагог заранее заготавливает  1-2 «открытых» вопроса в контексте данной темы. Время на работу-5 мин. (индивидуально). Затем, обучающиеся делятся на пары и  в процессе обсуждения своих ответов вырабатывают единый, включающий в себя оба мнения.

Приём «Организация дискуссий». Дискуссия «совместный поиск», где обучающиеся должны обсудить все свои идеи, версии, мысли, наработанные на стадиях «Вызов» и «Осмысление».        

Приём «Оставьте за мной последнее слово» можно использовать при чтении повествовательного текста. Обучающиеся во время чтения текста находят и выделяют для себя несколько отрывков, которые считают для себя особенно интересными, и выписывают из этих отрывков цитаты, пометив номер страницы. На оборотной стороне листа, обучающиеся записывают свой комментарий к цитате. Они могут не соглашаться с мыслью, содержащейся в цитате. После этого обучающиеся зачитывают свои комментарии, при этом сообщая номер страницы и ту цитату, которую он выбрал. Когда обучающийся прочитал свою цитату, педагог просит остальных дать к ней свои комментарии. Здесь и начинает действовать правило «За ним последнее слово».

Приём «Свободные письменные задания» используется после чтения текста или общего обсуждения темы, просмотра фрагмента кинофильма. В этом приёме можно выделить 3 варианта.

1) «Десятиминутное сочинение». Обучающиеся в течение 10 минут пишут на тему, проработанную в тексте или в обсуждении. Основное условие писать эссе – по возможности без остановки, не перечитывая и не исправляя.

2) «Пятиминутное эссе». Применяется в конце занятия, педагог предлагает обучающимся выполнить два задания: написать, что нового они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они не получили ответа.

3) «Три вопроса». В конце занятия после чтения и обсуждения текста педагог предлагает ответить письменно на три вопроса:

  1. Что вы узнали нового?
  2. Что вы поняли?
  3. Чему вы научились?

4. Этапы и сроки реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

Изучение литературы, имеющегося опыта по теме изучение педагогических технологий и их результативности.

Изучение теории ТРКМ

Изучение опыта работы.

Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся.

2 01 8- 20 19

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой

Прогнозирование результатов

Подбор и разработка различных методик, способов действия.        

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы

Формирование методического комплекса

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов

Корректировка работы.

2 01 9- 20 20

Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы по теме самообразования

Представление материалов

Сравнительный анализ изменений в подходе к изучению предмета

2 02 0- 20 21

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности


5. Планируемые результаты

Технология «критическое мышление» дает обучающемуся:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими.

Технология «критическое мышление» дает педагогу:

- умение создать на занятии атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Технология «критическое мышление» позволяет обучающимся осваивать следующие компетенции (умения), связанные с разными областями мышления и деятельности:

  • Интеллектуальные: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно – следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.
  • Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов, определять свой смысл прочитанного и кратко формулировать его в сообщении, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, уметь критически относиться к сообщаемой информации.
  • Планирование и реализация деятельности: уметь самостоятельно определять цели и достигать нужного результата; работать индивидуально и в группе; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

  1. Промежуточный анализ результатов качества обученности с момента использования в обучении ТРКМ

Применение технологии кр ит ич ес ко го мы шл ен ия по зв ол яе т зн ач ит ел ьн о ра сш ир ит ь по ле деятельности. Ра зн оо бр аз ит ь фо рм ы и ме то ды ра бо ты , ко то ры е сп ос об ст ву ют по вы ше ни ю ак ти вн ос ти уч ащ их ся , а та кж е эф фе кт ив но ст и ур ок а, а все это в со во ку пн ос ти вл еч ет за со бо й по вы ше ни е ур ов ня ка че ст ва обучения.

Как уже бы ло ск аз ан о вы ше , ко ли че ст ве нн ых кр ит ер ие в, по зв ол яю щи х пр од иа гн ос ти ро ва ть ра зв ит ие кр ит ич ес ко го мы шл ен ия нет. Од на ко в ко нц е ка жд ог о тр им ес тр а уч ащ им ся вы ст ав ля ет ся от ме тк а, вк лю ча ющ ая в се бя не то ль ко оц ен ив ан ие пр ед ме тн ых ум ен ий , но и УУД.

20 18 -2 01 9 учебный год:

1 че тв ер ть         

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 45%

2 че тв ер ть         

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 47%

3 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 47%

4 че тв ер ть         

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 47%

Го до ва я

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5 »- 48%

20 19 -2 02 0 уч еб ны й го д:

1 че тв ер ть         

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 47%

2 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 48%

3 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 48%

4 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 49%

Го до ва я

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5 »- 50%

20 20 -2 02 1 уч еб ны й го д:

1 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 50%

2 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 50%

3 че тв ер ть

- ко ли че ст во уч ащ их ся , им ею щи х «4» и «5» - 51%

В пр ед ст ав ле нн ой ди аг ра мм е на бл юд ае тс я ди на ми ка ур ов ня об уч ен но ст и (п ов ыш ен ие ко ли че ст ва «4» и «5 ») (Рис.).

Рис.4 Ди на ми ка ур ов ня об уч ен но ст и

Мо жн о сд ел ат ь вы во д о то м, что ис по ль зо ва ни е пр ие мо в те хн ол ог ии кр ит ич ес ко го мы шл ен ия вс е- та ки да ет во зм ож но ст ь уч ит ел ю за ин те ре со ва ть уч ащ их ся , ст им ул ир уе т ра бо ту на ур ок е, мо ти ви ру ет ре бя т пр оя вл ят ь се бя , а все это ра бо та ет на по вы ше ни е ка че ст ва обучения. Ес те ст ве нн о, не об хо ди мо об ра ти ть вн им ан ие на то, что ис по ль зу ю да нн ую те хн ол ог ию я не та ко е уж пр од ол жи те ль но е вр ем я, но пе рв ые ре зу ль та ты , по мо ем у мн ен ию , го во ря т о то м, что на пр ав ле ни е ра бо ты мн ою вы бр ан о правильно.

Заключение

Технология развития критического мышления помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика. 
КМ- есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах КМ, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 
КМ- есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле КМ, учитель старается использовать на уроках виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся, создание макета обложки.
Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. 

Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Внедрение ТРКМ обеспечивает качественный уровень образования.
Технология развития критического мышления о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна, она обеспечивает активную  учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001.
  2. Викентьева И.В., Ода синквейну. // Перемена.– 2002.– №3.
  3. Загашев, И.ОУчим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, 2003.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.: Научно-практич. пособ. для учителей, методистов, рук-лей ОУ, студентов пед. учеб. завед., слушателей ИПК. / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н./Д: Учитель, 2004. – 288 с.
  6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
  7. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. – № 2.
  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272 с.
  9. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное