Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы
статья

Лапушкина-Ерхова Елена Анатольевна

Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и  интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. Инновационные технологии  помогают активизировать  мыслительную деятельность обучающихся, повышая  качество и уровень знаний, развивая речевые навыки и  творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы

Основная задача современного образования - это не только накопление обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В настоящее время преподавателю необходимо искать новые методы и приемы для изложения материала по своему предмету.

Внимание современных детей и подростков необходимо постоянно удерживать, их необходимо увлекать и заинтересовывать.

Чтобы достичь нужных результатов, педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна лежать активность обучающегося, направляемая преподавателем.

 Именно поэтому в организации образовательного процесса необходимо использовать совершенно иные, новые, принципы обучения.

Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и  интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. Инновационные технологии  помогают активизировать  мыслительную деятельность обучающихся, повышая  качество и уровень знаний, развивая речевые навыки и  творческие способности.

 Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

На уроках русского языка и литературы использование инновационных технологий позволяет организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся стремились к активной коммуникативной деятельности, к размышлениям, вступали в диалоги и споры, включали эмоциональный и интеллектуальный потенциал в познавательную деятельность.

Основная цель использования инновационных технологий на уроках –развить коммуникативные, интеллектуальные, лингвистические, творческие способности студента; формировать личностные качества, которые помогают выработать умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность и переходить на уровень продуктивного  творчества; формировать ключевые компетенции обучающегося.

Для этого необходимо повышать мотивацию и интерес к изучению предмета, ведь усиление познавательной деятельности и раскрытие творческого потенциала происходят при создании комфортной атмосферы взаимопонимания и поддержки.

В качестве инновационных технологий на уроках выступает метод проектов -  это обучающий метод, который позволяет студенту раскрыть свою индивидуальность; данный вид работы развивает самостоятельную исследовательскую  деятельность, помогает актуализировать речевые умения и навыки, совершенствует умение работать с текстом, добывать информацию, анализировать и делать выводы. Этот метод предусматривает выполнение определенного алгоритма.

На подготовительном этапе студенты определяются с темой и целью проекта, которую студенты выбирают  из предложенных преподавателем тем или формулируют свою. Определяется состав участников (работа может быть индивидуальной или коллективной), планирование и разработка проекта.

На основном этапе студенты собирают, обрабатывают и систематизируют материал, проводят исследования, которые на заключительном этапе помогают сделать выводы и получить определённый продукт.

В зависимости от темы и предмета, проекты могут быть краткосрочными (готовятся в течение занятия) и долгосрочными(например, по литературе проекты порой занимают несколько недель, т.к. требуется определенная подготовка, связанная с прочтением текста, изучением необходимого материала).

Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.

Данный метод интересен тем, что позволяет студентам раскрыть свой потенциал, учит работать в команде, заставляет искать проблемы и решать их коллективно, творчески.

Невозможно обойтись на уроках без информационных технологий, которые не только помогают найти доступ к необходимой информации, но открывают возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому, на более современном уровне, организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы студент был бы активным и равноправным его членом.  

 На этапе изложения нового материала используются программы создания презентаций, демонстративно-энциклопедические концепции. При изучении литературных произведений используются программы, позволяющие просмотреть отрывки из фильмов, провести видеоэкукурсии.

Невозможно обойтись без информационных технологий и на этапе закрепления материала и проверке знаний, неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Особенно это стало актуальным в период дистанционного обучения. В настоящее время существует множество сайтов, программ, которые позволяют проверить знания студентов удаленно, максимально охватить аудиторию. 

Используя инновационные технологии, применяются такие приемы, методы и формы, которые помогают активизировать мыслительную деятельность обучающегося, вовлекают максимальное количество студентов в работу, заинтересовывают подростка. Например, опорный конспект и групповая дискуссия заставляют размышлять, анализировать и делать выводы.

Метод мозговой атаки помогает сгенерировать максимальное количество идей, выбрать лучшее решение и представить его. Данная работа развивает мозговую, речевую и интеллектуальную деятельность.

К инновационным технологиям можно отнести и нетрадиционные уроки, которые способствуют развитию критического мышления, позволяют повышать интерес студента к предмету и к обучению в целом. При подготовке к таким урокам обучающиеся активно включаются в деятельность, что способствует созданию положительного эмоционального фона. 

Начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных занятиях условий для мобилизации творческих резервов и студента и преподавателя.

       Применение вышеперечисленных педагогических технологий и приёмов помогает создать на занятиях атмосферу заинтересованности, ситуации успеха, стимулирует обучающихся к использованию разнообразных способов деятельности. Выполнение заданий проходит без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Происходит развитие слуховой и зрительной памяти, образного мышления обучающихся; формируется устойчивая мотивация студентов к обучению, позволяющая получать прочные знания по русскому языку и литературе.

Применение новых технологий помогает сделать урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний для обучающихся – интересным и продуктивным.

Список использованной литературы:

1. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.

2. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34.

3. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127.

4. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

«Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Наступила эра смешанного обучения. Педагогов призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой буду...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...