Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Фирсова Ольга Васильевна

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Автор: Фирсова О.В.

Организация: СОПК «Саратовский  областной педагогический колледж»

Что такое педагогическая технология

Главная задача обучения, определенная ФГОС – развитие личности ребенка. На успешное решение этой задачи направлено применение системно-деятельностного метода, который лежит в основе ФГОС. Чтобы данный метод гарантировал результат, применяют технологии обучения, или педагогические технологии.

Существует несколько определений термина «технология» в педагогической науке. Несмотря на то что единого определения педагогической технологии нет, выделяют ее основные признаки:

  1. педагогическая технология проектирует образовательную деятельность;
  2. педагогическая технология гарантирует конечный результат.

В настоящее время к современным педагогическим технологиям относят:

  • личностно-ориентированные технологии (педагогическая мастерская, учебное исследование, эвристическое обучение; метод проектов и др.);
  • предметно-ориентированные технологии (постановка цели, модульное обучение, концентрированное обучение и др.);
  • интерактивные технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо; дискуссии; дебаты и др.);
  • технологии оценивания достижений учащихся;
  • информационные технологии;(рейтинг,
  • технологии проблемного обучения;
  • технологии интегрированного обучения портфолио, безоценочное обучение);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • и др.

На данный момент накоплен определенный опыт использования современных методов, приемов обучения, которым хотелось бы поделиться с членами ПЦК.

  1. Развитие коммуникативной культуры  обучающихся

Большинство учащихся признаётся в том, что в области общения они имеют небольшие проблемы и испытывают страхи, студенты  1 курса признаются, что им бывает трудно свободно говорить перед группой, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, делать самостоятельные выводы, слушать другого человека.

Социально-коммуникативный компонент является основной частью личностно ориентированного обучения. Тренировка в общении в ходе учебного занятия помогает студенту повысить свои учебные достижения и может повлиять на профессиональный выбор в данной профессии.

Приведу в качестве примера несколько упражнений из сборника игровых заданий Н.И. Дереклеевой, которые «прижились» в моей педагогической практике.

Упражнение «Короткий реферат»

Студенты должны подготовить пятиминутный реферат на определённую тему по выбору (биография писателя, художника, исторической личности и т.п.). Они должны составить план в виде ключевых слов и выразительно и свободно выступить со своим рефератом, принимая во внимание 10 правил хорошего доклада. После каждого выступления следует оценивание по вопросам «Насколько понятен был реферат?» и «Насколько интересно он был представлен?».

Упражнение «Шпаргалка»

Учитель предлагает учащимся составить шпаргалку по изученной теме. К составленной шпаргалке предъявляются определённые требования: она должна быть минимальна по объёму и максимальна по содержащейся в ней информации, понятна любому, кому она попадёт в руки.

Время на подготовку шпаргалки ограничено - 5 минут. При изготовлении шпаргалки учащиеся могут пользоваться учебником, справочной литературой.

Ученики садятся в круг и передают подготовленные шпаргалки из рук в руки. По сигналу учителя -указанию на определённого ученика движение шпаргалок прекращается, и ученик должен открыть шпаргалку, оказавшуюся у него в руках и пересказать по ней учебный материал. Автор шпаргалки получает оценку по завершении коллективного обсуждения учащимися его работы.

Российский педагог И. О. Загашев предлагает свою систему вопросов:

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт показывает, что студенты 1 курса  понимают значение всех типов вопросов, могут привести свои примеры.

На уроках литературы успешно применяются такие формы письменной рефлексии, как синквейн.

Пример из практики: краткосрочный веб-квест по теме «Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева

В начале урока учитель озвучивает тему урока и предлагает учащимся каждому для себя ответить на вопрос: «Что я знаю о  И.С.Тургеневе?» и кратко заполнить 1 и 2 колонки таблицы:

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

Разрешается пользоваться кроме компьютера в кабинете собственными гаджетами (что вызывает восторг у студентов)  Как показал опыт, этот прием очень продуктивен, так как за короткое время (урок) позволил получить много информации из разных источников. Что особенно приятно, ученики отдали предпочтение информации с сайтов библиотек и музеев. в сети Интернет. 

Работа ведется в группах, роли учащиеся распределяют самостоятельно. Результат работы: презентации мини-проектов о жизни и творчестве И.С.Тургенева, размещенные в сети Интернет.

3-я колонка таблицы заполняется на стадии рефлексии и в процессе выполнения домашнего задания

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание обучающихся самосовершенствоваться.