Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
статья на тему

Вихлянцева Светлана Юрьевна

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolledzh_21_vek.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колледж  21 век.

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

     Время не стоит на месте. Сейчас, в начале 21 века активно появляются и широко используются многие инновационные технологии, совершается большое количество открытий в разных отраслях науки, техники, психологии и педагогики. Поэтому современному учителю, учителю 21 века, просто необходимо шагать в ногу со временем! Для того, чтобы процесс преподавания был на высоком или хотя бы достойном уровне, учитель не только должен узко интересоваться своим предметом (новое в предмете он обязан знать и следить за обновлением материала – это не обсуждается), но и следить за развитием науки и техники в целом, широко использовать такие новинки в своей работе, чтобы наиболее эффективно и просто достигать поставленных целей и задач в образовании и воспитании  (в частности, таких как:

  •  обеспечить усвоение учащимися новых знаний, умений, навыков;
  •  обобщить и систематизировать знания;
  •  отработать навыки ;
  •  устранить пробелы в знаниях;
  •  обогащение словарного запаса;
  •  овладение нормами литературного языка;
  •  знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  •  наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

          Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера, поэтому особое внимание следует уделить следующим целям:

  • воспитание патриотизма;
  • гуманности;
  • эстетического вкуса;
  • добросовестного отношения к труду;
  • толерантности),  чтобы наше преподавание отвечало мировым современным стандартам, было интересным и доступным, а главное, актуальным. Огромное подспорье современному учителю дает широкое использование  инновационных технологий, особенно для преподавателя – филолога. Уроки русского я зыка и литературы, культуры речи становятся более живыми, наглядными, интересными!

         Используя инновации, мы стараемся затронуть не какой-либо один механизм запоминания, привлечения внимания детей,  а целый комплекс таких механизмов, что приводит к повышению уровня нашей работы. Многие инновации воспринимаются нашими обучающимися как увлекательная игра, что особенно способствует более легкому, но одновременно с этим, глубокому усвоению и осмыслению информации. Например, очень интересны уроки русского языка с участием интерактивной доски (как и объяснение нового материала, так и разные виды проверочных работ).

         Воспринимая интерактивную доску как игру, учащиеся с удовольствием решают поставленные перед ними задачи – любому ребенку (пусть им даже и по 15 - 16 лет, но по мировосприятию они еще дети) интересно разбирая, например, предложение по составу, рисовать разным цветом, разными линиями  и так далее – возможности интерактивной доски очень большие, или вставляя пропущенные буквы в словах открывать ширму (это одна из особенностей такой доски), так же можно создавать очень интересные презентации.

       Очень удобно для преподавателей и то, что уроки на интерактивной  доске можно записать (сохранить в памяти) и впоследствии использовать как методический материал. Интерактивная доска – огромное подспорье в нашей работе!!!

      Другим важным помощником в нашей работе, по моему мнению являются разного рода презентации. Уроки с их использованием намного интереснее, нагляднее, познавательнее и материал, изложенный, при помощи презентаций лучше и легче усваивается (это связано с психологией человека, о чем было сказано выше).

     Зрительный ряд помогает и заинтересовать обучающихся (речь после 15 минут непрерывного говорения учителя уже не воспринимается как раздражитель и смена психической деятельности (смотрение) дает ребятам возможность отдохнуть, задействовать другие рецепторы восприятия).

       Многие моменты проще показать наглядно, чем долго о них рассказывать. Очень интересно при помощи презентаций проходят занятия о жизни и творчестве поэтов и писателей (обучающимся всегда интересны и внешний вид творческого человека, и то, как выглядели его близкие, место, где он родился и так далее). Презентации очень удобны при обзорных темах литературы, при разговоре о главных героях произведения, при составлении разного рода таблиц, при сравнении героев, произведений, литературных течений, при подведении итогов литературного произведения и так далее. Этот вид работы и проще и нагляднее! Презентации могут создаваться и самим учителем, и учащимися (в зависимости от целей и задач урока). При помощи презентаций быстро и легко походит и отработка полученных знаний, умений и навыков.

       Современный урок – это не только качественное сообщение знаний, умений, навыков, воспитание наших обучающихся, но и прежде всего возможность для реализации творческого потенциала и самого преподавателя, великолепная возможность  творчески проявить себя, сделать свою работу интересной для самого себя, а не каждодневной рутиной с ожиданием каникул!

         С уважением, Вихлянцева Светлана Юрьевна, преподаватель русского языка, литературы, культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.

Данная методическая  разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании  зачетной работы...

Инновационные технологии на уроках осетинского языка и литературы

Целью моей деятельности является повышение качества обучения осетинскому языку и литературе через использование ИКТ. Для достижения цели поставлены следующие задачи:Способствовать овлад...

Инновационные технологии на уроках осетинского языка и литературы

Целью моей деятельности является повышение качества обучения осетинскому языку и литературе через использование ИКТ. Для достижения цели поставлены следующие задачи:Способствовать овлад...

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы

Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и  интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. ...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...

Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО

В данной статье автор представляет опыт работы по применению информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в системе СПО. Данная технология применяется на разных этапах урока: д...