Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"
статья

Грига Ирина Иннокентьевна

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы обучающихся. Наряду с интеллектуальным развитием учащихся краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы - как одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе.

    Богатство и разнообразие литературного языка требует тщательного и серьёзного изучения. Начинается оно на уроках русского языка и литературы. Чтобы вызвать интерес учащихся к предмету, мы ищем новые пути и используем в своей работе материалы краеведения. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это те необходимые навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

    Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям. Проведенные мною работы среди учащихся показали, что ребята интересуются историей родного края, его славным прошлым. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время помогает учащимся осознать свой гражданский долг и полюбить родной край.

   Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края.

   Актуальность исследования: собраны, обработаны и экспериментально апробированы тестовые задания по русскому языку с использованием краеведческого материала; на уроках литературы использованы произведения бурятских классиков.

   Цель работы: обобщить и систематизировать накопленный краеведческий материал по использованию текстов как особый метод обучения русскому языку и литературе, привитию любви к родному краю.

   Задачи исследования:

-   из всей массы имеющихся материалов отобрать такие тексты, которые могут быть использованы при закреплении любой темы русского языка;

-   сгруппировать и распределить по видам тексты, использование которых целесообразно при изучении частей речи;

-  выработать методические рекомендации по применению данных разработанных материалов в практике учителей русского языка и литературы.

   В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей обучающихся, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности, по моему мнению, приобретает краеведение – всестороннее изучение родного края.

    Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира.

    На уроках русского языка и литературы мы, учителя, всегда касаемся вопросов патриотического воспитания. Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Для каждого ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

     Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности.

     Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Я использую следующие: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей. При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

      Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся. В этом отношении большим подспорьем являются выпущенные книги об истории Республики Бурятия, родного Баргузинского района, Баргузинской долины. Это кладовая дидактических материалов. На страницах этих книг имеется немало компактной полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.

     Разработаны и апробированы следующие виды работ по текстам на уроках русского языка:

     Вскоре он услышал за спиной стук к..пыт. Судя по всему, за ним гналось множество всадников. Одни мчались следом по кустам, другие – (по) степи, обходя его (с)права. Он побежал,  (не) останавливаясь и не прислушиваясь к погоне. Ветви хлестали по лицу, рвали ветхую одежду. И вдруг тальники кончились.  (В)переди была открытая чуть всхолмле(..)ая местность с низкой, выг..ревшей на солнце травой и ре..кими метелками дэрисуна.  Н.. убежать, н.. спрятаться. (С)лева пл..скалась река. Тэмуджин бросился в воду, нам..реваясь переплыть на ту сторону, но тут (же) понял, что не успеет  всадники сейчас будут здесь, закидают его стрелами или пойдут вплавь, догонят, выв..локут из воды, как рыбу тайменя.

     Вопросы и задания:

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

2. Найдите в тексте и поставьте два недостающих знака препинания. Графически объясните их постановку.

3. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

Корень + суффикс + окончание;

Приставка + корень + окончание

4. Произведите фонетический разбор слова здесь.

5. Определите основную мысль текста.

   (1)  Первыми из снежных своих нор подали голос собаки. (2)Потом из юрт, выбрасывая на снег мимолетные красные отсветы, побежали встречающие.  (3)Неприветливая, пронизанная холодом темнота вмиг огласилась радостными голосами, смехом, восклицаниями, озарилась пляшущим светом факелов. (4 )За приоткрывающимися то и дело входными пологами глазам  усталых,  продрогших нукеров представали все блага и уют человеческих жилищ с их жаркими очагами и умиротворяющим запахом горящего кизяка, с кипящими котлами и крепкой молочной водкой, с грудами теплых шуб и толстыми мягкими кошмами. (5) Люди Бабжи и Гийюя, предвкушая обильное угощение, торопливо и весело соскакивали с лошадей.

     Вопросы и задания:

  1.  Напишите номер предложения с однородными дополнениями.
  2.  Напишите номера предложениий с обособленными обстоятельствами.
  3.  Напишите номера предложений с обособленным определением.
  4.   Выделите грамматическую основу первого предложения.

  На уроках литературы  использую материалы, собранные нашим земляком  Элиасовым Лазарем Ефимовичем.  Ученый, фольклорист, доктор филологических наук, профессор. Руководил научным советом по фольклору народов Сибири и Дальнего Востока при СО Академии Наук  СССР. Автор моногранного исследования «Русский фольклор Восточной Сибири» в 3 частях (1958, 1960, 1973), «Словаря русских говоров Забайкалья» (1980), сборников фольклорных текстов. Руководил 30 экспедициями, автор проекта издательского 30-томного «Свода русского фольклора Сибири». Один из организаторов Бурятского отделения Географического общества СССР, депутат Верховного Совета БАССР (1967—70), заслуженный деятель науки Республики Бурятия. Похоронен в Улан-Удэ.

       Также мной разработана программа по курсу  «Литература Бурятии». За основу разработки авторской программы взято экспериментальное учебное пособие «Писатели Бурятии XX-XXI веков». В нее включены материалы исторические, произведения устного народного творчества, поэтические и прозаические произведения писателей и поэтов Бурятии.

       Знанием культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. Ее нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже познать свой край.

      Краеведческий материал широко применяется и во внеклассной работе.

      Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы обучающихся. Наряду с интеллектуальным развитием учащихся краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

      Изучение природы своей местности также открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей «малой Родины».

Заключение.

Как учитель-практик я вижу, что целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка и литературы позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Я стараюсь не только читать интересный материал об истории родного края, но и побуждать детей к созданию своих оригинальных историй. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится важнейшим средством воспитания. Подготовка учащимися сообщений, докладов, сочинений, организация выставок краеведческой литературы свидетельствует об интересе ребят к истории родного края, его культуре и литературе, дает возможность совершенствования собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности учащегося, как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, гордости за Отечество, приоритетно. Изу...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Лингвокраеведческий материал и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование личности современного студента и его образование немыслимо в отрыве от мировой и национальной культуры. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания достойных гражда...