Главные вкладки

    Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
    методическая разработка

    Пронкина Ирина Борисовна

    Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.

    Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные  технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая система работы учителя русского языка и литературы

                МОУ гимназии №1 Пронкиной Ирины Борисовны

    «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

    Актуальность создания методической системы.

    Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Современный мир диктует современные требования. Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым. Выпускником школы должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения, но в центре внимания остаётся и формирование его внутреннего мира, нравственное воспитание.

    Условия возникновения становления опыта.

    Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.

    Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные  технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.

    Цель педагогического опыта: обеспечение условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения качества обученности, а также выявления  одаренных детей через использование современных педагогических технологий

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Образовательные:

    -способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету;

    -обучать  умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

    Развивающие:

    - развивать познавательную активность,  интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию  индивидуальной, коллективной и творческой  деятельности в рамках современных  педагогических технологий.

    - содействовать творческому развитию каждого ученика.

    Воспитательные:

     - способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности. 

    Данные задачи могут быть решены путём введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника, игровых  технологий ,а также с помощью компьютерных и мультимедийных технологий, которые предоставляют широчайшие возможности для решения как повседневных задач обучения, так и основной цели педагогического процесса. Интерес к учению формирует устойчивую учебно-познавательную мотивацию, способность к самообразованию и самовоспитанию, развитие творческих сторон личности.

    Основные направления работы:

    • Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
    • Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла.
    • Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся
    • Формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией

    Потенциальная полезность: формирование творчески активной личности повышает эффективность образования, оказывает более прочное усвоение знаний учащимися, их самостоятельное движение в изучаемой области.  Получая опыт исследования и решения проблемных вопросов, учащиеся достигают высокого уровня сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей, необходимых для успешной самореализации; становятся призерами и победителями в различных творческих конкурсах , олимпиадах, формируется социально адаптированная личность.

    Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

    Технология проблемного обучения

    Это организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством

    учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их

    разрешению. Методы, основанные на создании проблемных ситуаций, способствуют

    развитию активной познавательной деятельности учащихся, которая состоит в поиске и

    решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за

    отдельными фактами явление, закон, помогают учащимся в творческом овладении

    профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают мыслительные

    способности.

    Решение проблемных вопросов может быть проведено с помощью различных

    форм урока: проблемное изложение; эвристическая беседа; частично-поисковый; урок –

    исследование.

    Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся

    К формам решения проблемной ситуации относятся: дискуссии; научный спор;

    проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера;

    документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

    Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

    Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

    В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:

    -Использование готовых ЦОР

    -Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint

    -Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).

     Информационные образовательные технологии позволяют формировать культуру умственного труда, развивают внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

    Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и

    литературы позволяет учителю расширить возможности предъявления учебной

    информации, вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому

    раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Информационные

    технологии не только помогают разнообразить традиционные формы обучения, но и

    решают самые разные задачи:

     повысить наглядность обучения,

     обеспечить его дифференциацию,

     облегчить контроль знаний,

     повысить интерес к предмету

    Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

    Показателями успешности данной методической системы являются: отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.

    Для успешной реализации опыта необходимы:

    * системное использование методов на всех этапах образовательного процесса;

     * принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений; признание его значений и ответственности за результаты обучения;

     *изменение роли учителя: он должен стать для детей консультантом, наставником, старшим партнером; o постоянное движение вперёд как учеников, так и учителя, постановка новых целей и стремление к их достижению;

     *выбор оптимальных форм освоения учебного материала с использованием различных технологий.

     Ожидаемые результаты: 

    1) положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе;

     2) повышение интереса к чтению,  развитие навыков творческой работы с изучаемым материалом;

    3) приобщение учащихся к самостоятельному исследованию,

    4) умение учащихся работать с различными источниками информации, создание собственных текстов,

    5) результативное участие учащихся в конкурсах, исследовательских проектах, научных конференциях разного уровня.

    Результаты реализации методической системы.

    Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе в 2017-2018 учебном году  при обученности 100%  составило 72,7% (русский язык) При обученности 100% качество знаний по литературе  составило 100%

    Результаты ЕГЭ по русскому языку

    в 2017 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 72.

    В 2018 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 73.

    Мои ученики становятся победителями или призёрами различных этапов Всероссийской и региональной олимпиады школьников по русскому языку,  литературе

                                            Участие учащихся в предметных олимпиадах

    Год

    Название олимпиады

    Уровень

    Кол-во учащихся

    Результат

    2016

    Этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

    Муниципальный

    1

    Победитель -1

    2016

    Этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому яз

    Муниципальный

    2

    Призеры - 2

    2017

    Дистанционный конкурс «Старт» по русской литературе

    Международный

    5

    Победитель -2

    Призер -2 участие -1

    2018

    «Кириллица» (русский язык)

    Международный

    1

    Победитель -1

    2018

    V1 всероссийская дистанционная олимпиада по литературе

    Всероссийский

    3

    Призеры - 3

    2019

    Олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2019 по русскому языку

    Международный

    4

    Победитель 1

    Участие 3

    Участие учеников в различных творческих конкурсах также показывает результативность моей работы.  Они принимают активное участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.

                                                                  Участие учащихся в конкурсах

    Год

    Название конкурса

    Уровень

    Кол-во учащихся

    Результат

    2017

    Конкурс очерков, эссе «История родного края», посвященный празднику труда в Московской области

    Муниципальный

    1

    Победитель

    2017

    Конкурс сочинений, посвященный 100-летию со дня рождения Солженицына

    Муниципальный

    1

    Призер

    2018

    Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка»

     (Русский язык)

    Международный

    10

    Победитель -1

    Призеры- 3

    Участник- 6

    2018

    Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка»

     (Литература)

    Международный

    6

    Победитель- 2

    Призер – 2

    Участники- 2

    2018

    Конкурс научно- исследовательских работ и творческих работ учащихся «Старт в науке» (литература)

    Международный

    1

    Призер 1

    Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась по сравнению с предыдущим учебным годом снижения утомляемости и перегрузки учащихся на 5%, улучшения посещаемости учащимися занятий на 3%.  Показатель о социально-психологическом здоровье моего класса также улучшился по сравнению с предыдущим годом: «состояние здоровья» в 2016-2017 учебном году – 0,93, в 2017-2018 учебном году – 1,01

    В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего воспитывающую и развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Он сам должен придумывать, открывать, изобретать. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

    Таким образом, можно говорить о перспективности данной методической разработки и её необходимости в работе с детьми, поскольку она развивает инициативу, самостоятельность и творческие способности учащихся. Соединение в работе технологий проблемного, игрового и информационного обучения позволяет обеспечить в последующем социальную и профессиональную адаптацию детей в обществе, развить их исследовательские навыки, повысить качество образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

    Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

    Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы.

    Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы обр...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

    Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

    Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

    В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

    Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

    Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

    Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...