Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
проект

Кайванова Наталья Николаевна

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наше время – время третьего тысячелетия – время перемен, политических, экономических, социальных, которые в свою очередь отражаются на существовании  и развитии культуры и науки. Это в большей мере относится и к педагогике.

Развитие творчества, новаторства, появление новых методических традиций – это путь к совершенствованию форм работы школы в современных условиях.

Но говорить об организации учебного процесса, в основе которого лежит развитие творческих способностей обучающихся, становится год от года сложнее. Мотивы познавательных интересов обучающихся снижаются, либо в лучшем случае заменятся мотивами долга в учении. Уровень мыслительной деятельности школьников становится значительно ниже. И одной из причин является сеть Интернета, которая развивает потребительское отношение к знаниям, отнимает способность мыслить самостоятельно. Современные дети воспитаны на элементах компьютерной культуры, активно пользуются информационными технологиями. Психологи уже давно констатируют факт того, что современные дети – это дети экранной информации, которая воспринимается ими лучше, чем книжная. Отсюда отсутствие живого слова, которое ведет  к потере творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке с рождения.

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Условия  максимального  проявления  творческих  способностей обучающихся  предполагают  активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного  мышления.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй,  как никакие другие, открывают возможности для развития творческих  способностей.  

Творческое начало в деятельности учителя и обучающихся, возможно, и есть то искомое, которое способно вскрыть внутренние резервы обучения.

На своих уроках я стараюсь создать условия для творчества. Одним из путей развития творческих способностей является наблюдение за реальностью предметами окружающей жизни.

Для меня важна занимательность не сама по себе, а как средство сделать обучение более доступным, помочь детям постичь суть явления.

Воспитание творческой личности школьников являются основой подготовки к интеллектуальной деятельности в дальнейшем обучении.

Развитие творческих способностей и возможностей обучающихся требует каждодневного кропотливого труда. Главным принципом стимулирования творческого потенциала школьников является педагогическая поддержка. В процессе обучения на первый план выступает проблема включения всех обучающихся в посильный, постепенно усложняющийся в дальнейшем, творческий процесс.

Наша задача – помочь обучающимся актуализировать способности, развить их. Творческие способности развиваются не тогда, когда мы говорим детям о необходимости их развития, а тогда, когда мы умеем развивать их, сами показываем это ребятам  в нашем общении.  Давая обучающимся задания, объясняем, что ждем от них не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

Творческие способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Этой проблемой занимались многие русские педагоги и психологи.

Диапазон творческих задач, решаемых на уроках русского языка и литературы, необычайно широк по сложности – от решения головоломки до научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями:

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Проблема  целенаправленного формирования творческой деятельности обучающихся является весьма сложной и многогранной. Это обусловлено тем, что творческая деятельность взаимосвязана со многими сторонами учебного процесса. Она выступает одновременно как цель в плане формирования личности, как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности обучающихся, и как средство повышения эффективности процесса обучения. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.

Объектом моего исследования является процесс развития творческих способностей с помощью новых подходов, идей и условий.

Предметом исследования – нетрадиционные методы и приемы для развития творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы.

Целью исследовательского проекта является создание условий для развития познавательных способностей обучающихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции; воспитание стремления к самообразованию, настойчивости в достижении цели.

Гипотеза проекта: если организация обучения и воспитания представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели, то работа будет эффективной и даст положительную динамику.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследовательского проекта я перед собой поставила следующие задачи:

1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению;

2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;

3) разработать комплекс задач, подобрать и экспериментально апробировать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей школьников;

4) проверить эффективность предложенных средств на практике;

5) провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.  

Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение и анализ организации процесса обучения русскому языку и литературе; моделирование и конструирование учебного процесса, способствующего развитию творческих способностей обучающихся при изучении русского языка и литературы.

Новизна проекта заключается во внедрении и практическом использовании в работе передовых педагогических технологий (саморазвивающее обучение, педагогика сотрудничества, игровые технологии, технология развивающего обучения, проблемное обучение, дифференцированное обучение, коллективные способы обучения) и  определении эффективных путей  для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности.

При этом в педагогической практике существует ряд противоречий:

  1. Между необходимостью формирования творческих компетентностей обучающихся  и дефицитом учебного времени.
  2. Между общим снижением уровня культуры речи обучающихся и необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
  3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование творческих компетентностей обучающихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Работа над данным проектом осуществляется в три этапа; в данный момент я работаю над вторым этапом реализации проекта.

В своей работе я, прежде всего, сменила приоритеты. До недавнего времени все новшества, вводимые в школе, касались в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Моя задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство обучающихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, чтобы в процессе учёбы развивались их творческие способности. Применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае  обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как  установку на связь с жизнью.      

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов, анализируя практический опыт учителей русского языка и литературы, я выделяю в качестве основных принципы эффективной организации творческой деятельности следующие.

Обозначенные психолого-педагогические принципы, которые я выработала и применяю в обучении, находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, цель которой – формирование творческой личности школьника.

Широко применяю технологию дифференцированного обучения, которая содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции». Интеллектуально одаренные обучающиеся, решая задачи повышенной трудности, самореализуются и самооутверждаются в обществе одноклассников; обучающиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности.

На уроках я применяю различные педагогические технологии :активно внедряю игры, применяю творческие задания, нетрадиционные формы уроков, проблемное обучение, конструирование, технологию сотрудничества, коллективные способы работы. Пытаюсь превратить обычную и порой отвлекающую интернет – среду в развивающую, образовательную для конкретных востребованных задач.

Применение данных технологий в разных видах деятельности учеников повышает мотивацию к обучению, ребёнок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение уровня школьной тревожности, расширяется представление об окружающей действительности, формируются навыки самоконтроля и самообразования.

В дальнейшей своей работе  предполагаю расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, что позволит совершенствовать методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время. Планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал.

Дальнейшая реализация проекта позволит увеличить количество  обучающихся, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности; повысить мотивацию к обучению, качество обучения.

Результатом применения данных методов и технологий будут следующие умения и навыки  школьников:

-обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы;

- расширится кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся;

- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- повысится рост уровня мотивации к обучению;

- повысится желание творить и делиться этим с другими.

-обучающиеся научатся самостоятельно работать с различными видами информации;

-научатся работать в группах, проявляя коммуникативные умения.

Успешность моих воспитанников – это та почва, которая дает добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков.

Работа по созданию творческой среды с целью развития креативных способностей школьников на уроках русского языка и литературы даёт  положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...