Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Пашикова Екатерина Андреевна

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kultury_rechi_na_urokah.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбурга

VIII научно-практическая конференция

учителей МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбурга

«Развитие речевой культуры

обучающихся на уроках

русского языка и литературы»

Пашикова Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Оренбург, 2018 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы формирования речевой культуры обучающихся.

 Понятие «культуры речи»

5

  1. Необходимость совершенствования культуры речи школьника

14

Глава 2.

Практические основы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы.

17

Заключение

28

Список использованной литературы

30

Введение

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал-

Не знаем мы,

Пока ты СЛОВО не сказал…

Саади

Наша эпоха — эпоха перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Ввиду того, что понятие "культура речи" в современном обществе приобрело несколько размытый смысл, а требования рынка труда очень высоки относительно речевой культуры личности, то с недавнего времени в обиход был введен термин "речевая компетентность". Именно речевая компетентность на сегодняшний день и является той категорией, которая характеризует степень развития речи.  Главной задачей школы сейчас является развитие социально-активной личности.

 Постоянно растущие темпы обновления знаний приводят к непрерывному образованию.    Повышение качества образования является одной из важных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

     Формирование  культуры речи в рамках реализации коммуникативной компетенции  является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому основательные коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

     Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений обучающихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения. Но стоит отметить, что мало развивать чисто практические умения в рамках реализации данной компетенции. Нужно, чтобы ребенок умел не просто говорить, строить предложения, связные мысли, но чтобы он также умел изъясняться культурно, сдержанно, тактично.

Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы в урочное и внеурочное время обучающиеся осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение грамотно передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно на уроках русского языка и литературы:

  • обогащается речевой словарь учащихся;
  • совершенствуется важнейшая форма речевого общения – устная речь;
  • происходит развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • происходит развитие коммуникативных умений;
  • осуществляется включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • происходит углубление навыков по культуре общения.

Цель работы – изучить особенности формирования культуры речи обучающихся средней школы на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования – формирование культуры речи обучающихся на уроках.

Гипотеза: если развивать культуру речи на уроках русского языка и литературы, то у учащихся повысится уровень сформированности коммуникативных умений, уровень творческих способностей, уровень знаний по предмету, уровень развития мышления, разовьется собственный стиль речи и изменится отношение к языку в целом.

Исходя из цели, учитывая специфику предмета исследования, в его ходе решались следующие задачи:

  1. установить степень разработанности исследуемой проблемы в трудах ученых, обобщить накопленный материал и дать ему методическую интерпретацию;
  2. выявить принципы и методы формирования культуры речи у обучающихся среднего звена.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, диссеминация педагогического опыта, наблюдение, беседы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Практическая значимость заключается в том, что материал исследования может быть использован коллегами по специальности «русский язык и литература» при подготовке к урокам по литературе и русскому языку. 

Глава 1. Теоретические основы формирования речевой культуры обучающихся

1.1 Понятие «культуры речи»

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в двадцать первом веке журналисты, ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? И Кто виноват? Почему не испытывают чувство стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, -  один из путей, позволяющих овладеть мастерством художественного слова, сохранить культуру в широком и узком смысле слова.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразна и неповторимо отразилась в русском языке, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Культура речи в ее традиционном понимании – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникаций.

Одной из главных составляющих культуры языка являются выразительные средства языка. Знать их, уметь использовать их в речи во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.

В последние десятилетия охрана природных богатств, здоровья народа являются приоритетными направлениями в политике. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Русский литературный язык нужно беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического снижения и штампов. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению и обеднению.

Именно поэтому культура языка может и должна быть осмысленна в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей.

Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины (1), а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки .

1) Культура речи – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произношение, ударение, грамматические конструкции, словоупотребление, строение словосочетаний и предложений) позволяют не только выявлять тенденции языкового развития, но и оказывать воздействие на этот процесс, способствовать реальному воплощению в речевой практике литературных норм, проводить целенаправленную языковую политику.

Основы будущей науки, занимающейся нормализацией речевой деятельности, закладывались на протяжении многих столетий. Так, древнейшие рукописные и печатные книги Киевской Руси уже хранили и закрепляли традиции письменности, а позднее отражали и особенности живой речи. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к XVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. Теоретической нормализации русского языка в XVIII–XIX вв. предшествовала практическая деятельность по составлению грамматик, риторик и словарей, по описанию в учебных целях системы литературного языка, его норм и стилей. Важную роль в становлении науки о речевой культуре, о языковых нормах сыграли М. В. Ломоносов («Российская грамматика», «Риторики»: краткая и «пространная»), В. К. Тредиаковский («Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой»), А. П. Сумароков («О правописании»), А. Х. Востоков («Грамматика русского языка») и другие выдающие российские ученые.

2) Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

1) Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

2) Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

3) Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.

В связи с этим двадцать лет назад Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие «экология» в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «… Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».

В последние годы все чаще ставятся вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

Из всего вышесказанного становится ясно, насколько актуальна эта проблема сегодня.

К сожалению, приходится констатировать, что окружающая современного школьника языковая среда, в которой практически отсутствуют примеры образцовых текстов на русском литературном языке (в том числе в средствах массовой информации), не только не способствует эффективности языкового образования, но и разрушает в сознании учащегося представление о литературном языке, как высшей, образцовой форме национального русского языка.

Сегодняшние школьники находятся в такой речевой среде, когда нет необходимости обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, к текстам художественных произведений, составляющим золотой фонд мировой культуры. Всю нужную информацию они берут из «шпаргалок на каждый день», «готовых домашних заданий», «русской литературы в кратком изложении» и тому подобное.

Сказанное выше приводит к необходимости нового подхода к отбору материала для работы на уроках. В первую очередь подспорьем для учителя должны стать произведения русских классиков.

В стандартах нового поколения остается приоритетным совершенствование коммуникативных умений учащихся, углубление навыков работы с текстом, формирование речевой культуры, воспитание ответственного отношения к слову.

Необходимость развивать умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры, возникает при подготовке к государственной итоговой аттестации в девятом классе и при подготовке к единому государственному экзамену в одиннадцатом классе.

Таким образом, главная цель обучения родному языку в школе связывается с культурой речевого развития школьников.

Львов М.Р., в своем словаре дает такое определение понятию качества речи (с точки зрения достижения коммуникативных целей) – это свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, актуальность, уместность. Оценивая качества речи, пользуются понятием коммуникативной целесообразности всех ее сторон.

Основные качества речи:

  • Точность речи.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.  Таким образом, точность речи определяется: - знанием предмета, - логикой мышления, - умением выбирать нужные слова.

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

  • Понятность речи.

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М.М. Сперанский (1772–1839) в   «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей». Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется, прежде всего, отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

  • Чистота речи.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, на самом деле и др. Это производит очень неприятное впечатление на слушающего.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

  • Выразительность речи.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т.е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.

  • Богатство и разнообразие речи.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.

Говорящему человеку необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью.

Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

1.2. Необходимость совершенствования культуры речи школьника

Воспитание чувства патриотизма является сегодня главной задачей для учителей и преподавателей. Речь, как зеркало, отражает мысли и внутренний мир говорящего, моральные ценности и взгляды, нравственность и патриотизм. Сегодня важная задача стоит перед учителями русского языка и литературы: воспитать речевую культуру, раскрыть учащимся выразительную силу нашего языка, его благозвучность, ритмичность, различия и богатства нашей интонации и т. д.

Высокая речевая культура учащихся не может определяться только их орфографической и пунктуационной грамотностью. Стилистическая грамотность, навыки правильной устной речи и выразительность чтения, богатый запас слов – вот другие стороны общей речевой культуры. В процессе ежедневных занятий по русскому языку мы должны раскрывать учащимся выразительную силу нашего языка, его благозвучность, ритмичность, различия и богатства нашей интонации и т. д.

Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами подростками используется жаргонная и срамная лексика.

В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений( часть искусственных или условных) Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др. Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д. Появление этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь многих молодых людей «пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер, палево и т. п.

Сегодня разговаривать вежливо и красиво- значит выставить себя посмешищем. Подростки таких сверстников считают «лохами», «лошарами», « тюфяками». Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.

Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие.

В древние времена славяне свято верили, что в дом, где люди бранятся или ругаются, проникают бесы, а вот добрые духи и ангелы покидают такое жилище. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать - Землю, Богоматерь и родную мать человека.

Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций.

С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей. Учителя - филологи, должны это делать на уроках русского языка и литературы, культуры речи и даже на уроках иностранного языка, так как дети, как не странно, в первую очередь и очень хорошо запоминают звучание именно матерных слов на языках ближнего и дальнего зарубежья.

Подростки используют ненормативную жаргонную лексику, которая, в отличие от профессиональной, означает понятия, которые уже имеют место в общенародном языке. Жаргон являет собой разновидность разговорной речи. «Коверканья» слов, подобно «на педе»- возле пединститута, «кондюк»- кондиционер, «бурситет»- профтехучилище, « здрасьте»- вместо здравствуйте и т. п., искажают речь, «режут» слух. Истребить их, выправить речь окружающих нас молодых и даже взрослых людей, на наш взгляд, представляет собой проблему и задачу для филологов.

На уроках нужно очень корректно донести ребятам правду о «словесном мусоре» сегодняшнего дня. Научить их с уважением относиться к своей и чужой речи.

Школьники должны уметь грамотно, быстро и точно, образно передать в устной и письменной форме словесные мысли с учетом условия общения, знать признаки хорошей речи, обязательно увидеть и почувствовать эти признаки на литературных образцах, что должно пробудить у них желание совершенствовать свою речь, а вместе с этим мысли, чувства, духовный и нравственный мир.

При выборе будущей профессии ученики и их родители должны серьезно задуматься о наличии у первых не только знаний, необходимых для будущей специальности, но и уже сформировавшихся нравственных и личностных качеств личности.

Изучая на уроках стили речи, для примера опираемся на источники. Образцами красивой речи, конечно, служат художественные тексты. Это стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Б. Пастернака, С. А. Есенина и многих других замечательных поэтов. Произведения Л. Н. Толстого « Война и мир», А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» и т. п.

Призывая учеников услышать робкий шепот Татьяны, звонкий смех Натальи, лепет Тамары, испуганной ночным визитом Демона, мы приучаем учеников к красоте искусства, пытаемся донести до них всю прелесть художественной литературы, воспитать в них чувство прекрасного и вселить в них трепет перед красотой не только внешности, но и речи. Ведь благодаря хорошо развитой и культурной речи у человека появляется больше возможности проявить себя в профессии, наладить отношения в коллективе, устроить личную жизнь и жить достойно.

Глава 2. Практические основы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы.

2.1. Развитие культуры речи на уроках русского языка и литературы

Главная цель работы по развитию культуры речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко , выразительно, а самое главное - грамотно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов можно достичь, развивая свою речь. Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных.

Интерес – один из мотивов обучения. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина.

Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что уучащийся будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его действия.

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен».

3. «Третий и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в последовательной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес».[3,с.63]

Работа по развитию культуры речи учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка "развивать в дитяти врожденный дар слова". И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", добиваться того, чтобы "не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам" слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно "через слово ввести дитя в область духовной жизни народа"[2].

В.А. Добромыслов выделяет 2 направления в работе над развитием речи: 1) работа по развитию речи – это предупреждение и преодоление произносительных, лексических, морфологических ошибок; 2) обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся. Вслед за Т.А. Ладыженской[ 11] выделим три направления в работе над развитием речи:

1)   Овладение нормами литературного языка.

С языковыми нормами школьники знакомятся при изучении основного курса русского языка; ученики должны усвоить практическим путем некоторые произносительные, лексические, грамматические нормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативные правила, которые, как показывают специальные исследования,

- нарушаются носителями родного языка;

- относятся к числу безусловно принятых;

- являются коммуникативно-значимыми, так как охватывают большую по объему группу языковых средств или частотные в речи слова, словоформы, конструкции.

Что обеспечивает успех в проведении работы по формированию правильной речи?

1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек. У выпускника школы должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, ее нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятия культура речи, культурный человек.

2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это, возможно, необходимо объяснить суть ошибки, например: "Яблоко в русском языке среднего рода, поэтому нужно говорить Спелое яблоко висело прямо надо мной, а не "спелый яблок висел...", или почему ошибочно построение предложений с деепричастным оборотом типа: "Подъезжая к дому, у него слетела шляпа" и т.д. В других случаях учитель, опираясь на введенное понятие нормы, замечает: "Так не говорят по-русски", "Это нарушает принятые нормы (правила) русского языка".

3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т. д.,чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т.д. Как показывают специальные исследования, при наличии у школьников сознательной установки на усвоение нормы таких повторений может быть от 5-7 до 50-70 и 100-150 раз. Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса - важно, в чем оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик будет сам заинтересован в достижении цели.

4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.

2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.

Наукой накоплено немало данных о том, как усваивается звуковая сторона речи, как пополняется словарный запас детей. Надо отметить, что речь школьников изучена меньше, чем речь детей дошкольного возраста. В школе речь выступает как средство передачи знаний. Сталкиваясь с речью в ее различных функциях, учащиеся знакомятся с функциональными стилями и овладевают их элементами.

3)Обучение различным видам речевой деятельности

Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.

Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.[1, с.267]

Чтение - один из видов речевой деятельности - заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Восприятие текста и активная переработка информации - вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.

При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.

Система упражнений по развитию культуры речи учащихся

I. Овладение нормами литературного языка

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);

2) свободный или творческий диктант;

3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств (см. Приложение 1).

8)  задания «вставь слово»(см. Приложение 1)

Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

2) «немые диктанты» (орфоэпические);

3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д. (см. Приложение 1).

Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы (см. Приложение 1).

Также эффективна будет работа, совмещающая в себе игру.

Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)

Мальчику очень понравился рыбий суп.

Он так мало знает! Какой он невежа!

(Надеть) одеть пальто на мальчика

Гордиться братом или гордиться за брата

Вернувшись с работы, мы сыто пообедали

Написать свою автобиографию

Мое геологическое дерево

Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)

Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился).

Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры)

В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)

Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).

«Третье лишнее» -

Неизменный, утренний, доменный ( утренний суффикс – енн-, в остальных словах –н-)

Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный –онн-, в остальных словах н-)

Соловьиный, синий, воробьиный (синий – нет суффикса -ин-)

«Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка».

Работа над проектами ( «Говорим правильно», «Фразеологизмы», КВН, Турниры знатоков русского языка и т.д.)

Защита иллюстраций к произведениям, «Проба пера».

В старших классах – инсценировки, постановка проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение.

Александр Блок в свое время писал: «Спасти русский язык от газет, улицы, специальной иностранной терминологии, политических слов и обывательщины всех видов по-настоящему может только гений, как Пушкин». На уроках русского языка в старших классах обращение к пушкинским произведениям даёт возможность увидеть, как живут, как используются языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) в «безукоризненных образцах», какими являются творения Александра Сергеевича Пушкина, его стихи, проза, отрывки из статей, писем…

Работа с художественными текстами на уроках русского языка и литературы способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия. Уроки русского языка – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.

Давайте говорить и писать правильно!

Как бы хотелось слышать вокруг речь, лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических, синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических – любых! (пример – городская библиотека).

II. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:

1)раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;

2)ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;

)развивать связную устную и письменную речь школьников [6,с.33].

Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:

·обогащение словаря;

·уточнение словаря;

·активизация словаря;

·устранение нелитературных слов.

В работе  можно использовать следующие приемы и методы:

  • Словарная работа

работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);

различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно; лексический диктант (см. Приложение 1)

сочинение-миниатюра по опорным словам;

карточки с разнообразными заданиями;

• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;прием подбора антонимической пары

работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения.В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями); работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

Эффект словарно-орфографической работы зависит от способов введения на уроке нового словарного слова. Прав тот учитель, который не просто называет детям слово для запоминания, но создает ситуацию, требующую от школьников активной мыслительнойдеятельности. Выполняя определенные действия, учащиеся сами должны найти новое словарное слово. В ходе такого поиска развиваются их интеллектуальные способности, а у учителя появляется дополнительная возможность организовать на уроке попутное повторение по разным темам. Очень хорошо в этом случае работает прием шарады.(см. Приложение 1)

2)Обогащение грамматического строя речи учащихся

Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования (см. Приложение 1).

Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля (см. Приложение 1).

Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит

в том, чтобы слово:

-правильно воспринималось в тексте;

-было понято со всеми оттенками и окрасками;

-вошло в словарь ребенка;

-воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.

III. Обучение различным видам речевой деятельности

  • Обучение слушанию:

повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

записать во время слушания опорные слова;

конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).

  • Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

обсудить текст во время беседы;

• «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с доски и др.);

чтение «по цепочке».

  • Обучение устной и письменной речи

Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

сочинение-репортаж на экологическую тему;

сочинение-интервью с литературным героем;

сочинение-рецензия на самостоятельно прочитанное небольшое произведение современной литературы;

отзыв о просмотренном фильме;

сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке»;

доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;

сочинение – портретный очерк «Моя мама (бабушка, сестра)».

  «Составь рассказ».Расположите  предложения  так,  чтобы  вышел  связный  рассказ. (Спит  Маша  и  видит  сон. Дом  у  него  был  изо  льда.  Позвал  он  Машу  в  дом.  Сидит  на  лавочке  Мороз  Иванович.  На  стенах  блестели  снежные  звездочки.  На  полу  лежал  пушистый  снег.)

Заключение

Развитие культуры речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. В результате проведенного исследования мы пришли к определенным выводам.

Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной грамотной речью.

В системе работы над развитием культуры речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.

В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

Современная система работы по развитию культуры речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию культуры  речи на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Список использованной литературы

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение»
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
  4. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009
  5. Горецкий В. Г. Русская азбука: Учебник для 1 класса начальной школы.-М.: Просвещение, 2010
  6. Запорожец И. В. Проведение словарной работы. //Начальная школа
  7. Зеньковский В. Психология детства, М.: Академия, 1996. - 346 с
  8. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  10.  Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.
  11.  Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
  12.  Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.
  13.  Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1987.- 415 с.
  14.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.:Просвещение, 1986
  15.  Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969
  16.  Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка.М.: Просвещение, 1966.
  17. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов средней школы Издательство: М.: Просвещение ,1992.-192 с
  18. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе// Общие вопросы методики, М., 1974
  19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Овладение нормами литературного языка

Упражнения

1. Выберите правильный вариант произношения выделенных слов, составьте с ними распространенные предложения: прибывший поезд – прибывший поезд; повлекший наказание – повлёкший наказание; начатый пирог – начатый пирог; звонит – звонит; повторим – повторим; моя фамилия – мое фамилие, обратно пришел – опять пришел.

2. Образуйте краткие причастия в форме прошедшего времени, женского рода, поставьте ударение: взят – взят_, переведен – переведен_, нанесён – нанесен_, создан – создан_.

3. Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать, понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит.

4. Как правильно: коне[чн, шн]о, [чт, шт]о, [чт, шт]обы? Составьте диалог на тему «Спорт».

5. Прочитайте стихотворение. В какой форме стоит существительное грамм?

Есть в нашем лагере весы,

Не просто так, не для красы, –

Мы выясняем по утрам,

Кто пополнел, на сколько грамм.

6. Запишите стихотворение, выучите его наизусть, расставьте ударение в словах, приготовьтесь писать стихотворение под диктовку.

...Придут домой ученики –

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

7. Составьте предложения или словосочетания с данными словами: представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный.

8. Составьте именные словосочетания по типу (сущ. + сущ).

9. Составьте односоставное предложение по схеме: [=] – безличное.

10. Составьте предложение по схеме: [– =], и [– =].

11. Составьте предложение с прямой речью по образцу: «А разве Сергей еще не вернулся?» – спросила Маша, зайдя в комнату.

12. Составьте безличное предложение или мини-сочинение, состоящее в основном из односоставных предложений на тему «Зимнее утро», «Сумерки»; сочинение на основе изображенного на картинке (рисунке, фотографии, репродукции, диапозитиве; на основе наблюдений, проведенных в классе или дома; на основе содержания отрывка из изучаемого произведения).

13. Речевая задача (вызывающая большой интерес): «Вы – редактор газеты (журнала). Помогите начинающему автору – внесите правку в созданный им текст».

14. Опираясь на примеры, объясните разницу между словами: классовый – классный, здравица – здравница.

15. Составьте «лексический» диктант (10–20 слов) на тему «Весна».

16. Выберите правильный вариант.

Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на почту.

Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь ее товарищу.

Он хорошо (думает, продумает) свой план и выполнит его в срок.

17.Задание:  «Вставь  слово»

(Какой?)… в  сентябре  лес – в нем  рядом  весна и осень.  (Какой?)…лист  и  (какая?)… травинка.   (Какие?)…травы  и (какие?)… цветы.  (Какой?) … иней  и  бабочки.  (Какое?) … солнце и (какой?)  ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни и тишина. Грустно и радостно!                                                                            

А  жаворонок  все  пел,  поднимаясь  выше  и  выше.  (Какое?) … солнце  осветило его, и теперь  он  уже  казался  с  земли  не (какой?)…   птичкой,  а  (какой?) …звездочкой,  вторым  (каким?) … солнышком,  рожденным  самой  землей.

18. Объедините глаголы, близкие по смыслу, в четыре группы: утверждать, сказать, предполагать, доказывать, сообщить, рассчитывать, написать, отрицать, попросить, надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить.

19. Выберите нужное окончание (-а, -я, -и, -ы, -у, -ю):

Вернуться из кинотеатр_, выйти из музе_, уехать из город_, не нашел тетрад_, килограмм виноград_, вижу из окн_, не выполнить задани_, приехать из деревн_, стакан ча_.

20. Преобразуйте сложные предложения в простые.

В то время как декан беседовал с первокурсниками, он подробно рассказал им о факультете.

Пока Игорь был в командировке, мы сделали ремонт в квартире.

Я проснулся, когда начало светать.

По мере того как поезд приближался к станции, он сбрасывал скорость.

Мы получили телеграмму, когда обедали.

Осталось три недели до того, как начнутся экзамены.

20.При изучении несклоняемых существительных составляю текст, в котором намеренно использую неправильную форму этих слов. Такая«смехотерапия» имеет хорошие результаты. Шестиклассники не хотят быть похожими на героев только чтоуслышанных рассказов и словарные слова запоминают осмысленно и прочно. Изучаяфразеологизмы, проводим конкурс на лучший рассказ с использованием определённыхфразеологических оборотов.

- Здравствуй, сын, ну как у тебя дела?

- Дело, как говорится, в шляпе!

- Подумать только! Ну, молодец! А почему ты домашнюю работу списываешь?

- Понимаешь, пап, от этих примеров просто голова кругом идет, а с решебникомхорошо, раз-два и готово.

- Нет, сынок, нужно жить своим умом, а не за счет списываний. Ведь другие ребятаобходятся без решебников.

- Потому что они люди семи пядей во лбу и все на лету схватывают, а я-то… Хотьубей, ничего не понимаю, что учитель на уроке объясняет, да учебник еще не такой, даеще…

- Может, хватит дурака валять, просто на уроке меньше языком чесать надо далодыря гонять, а нужно навострить уши да не покладая рук разбираться в теме. Ну чтостыдно стало? Не знаешь, куда глаза девать. Ну ладно, дай слово, что больше списывать небудешь, а только проверять.

21.Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

22. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?

23.Найти ошибку в выборе слова, типа:

Солдаты (принимали) давали присягу.

(Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.

-Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших спортсменов – победителей.

Он вполне ясно объяснил вам это.

В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

-Найди лишнее слово:

Мальчик ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабели от недоедания пищи.

Конкурс чтецов будет проходить в феврале месяце.

Многие города были превращены в руины и развалины.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

2)Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

1.Определить и назвать словарное слово. В нем два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Слово бал-кон).

2.Задания, обеспечивающие комплексное повторение изученного:

Новое слово можно узнать, если последовательно определить и соединить между собой найденные буквы.

- с первой буквы начинается корень слова промокает;

- вторая буква – окончание в слове на речк….

- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;

- четвертой буквой заканчивается корень слова «вылетел»;

- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне словазаря. Какое это слово? (Слово мечта)

  • Выясните по толковому словарю значение слов: заветный,декоративный,лояльный.Определите, сколько значений имеет каждое слово?Сделайте вывод, что такое многозначность слова?

  • Определите, каково переносное значение слов :дань,дебри, деспотизм?Укажите,как в словаре отмечается переносное значение?Дайте определение переносному и прямому значению?

5.Укажите стилистические пометы, данные в словаре, к словамвспять,добродетель,доныне,останки?Какие дополнительные сведения мы получили  о каждом слове с учетом данных помет?

  • Что можно сказать об омобенностяхх произношения следующих слов: академия,баловать,библиотека,была,веснушчатый? Что дает читателю орфоэпическая информация?

7.Что такое омонимы? Пользуясь словарем, определите значение слов :конек,образ. Как в словаре отмечаются слова-омонимы?

8.Определите различия в значениях слов-паронимов :адресат-адресант, аобнемент-абонент, дипломат-дипломант. Как вы понимаете суть паронимии?

9.Дайте толкования следующим словам :оцепенение, очаг, офис, экстрасенс. Сравните свои толкования с толкованиями, имеющимися в словаре.

10.Используя популярные газеты и журналы, подберите слова, появившиеся в последние два десятилетия, и объясните их значение(например: дизайн, имидж, безвалютный, мануальный). В каких словарях можно навести справки о значении этих слов?

11.Лексический диктант

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).

12. Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.За справками обращайтесь к словарю антонимов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...