Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»
план-конспект урока

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока русского языка и  литературы

на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Цели урока:

-(образовательная) совершенствовать речевую культуру студентов;

 -(развивающая)  формировать у студентов представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

-(воспитательная) воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;
  • совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

  • репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении  с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • продуктивный, творческий;
  • познавательный, эмоциональный.

Педагогические технологии: игровые, индивидуальная  работа.

Оборудование урока: на доске  написаны высказывания великих писателей, философов о слове и языке, телевизор для просмотра художественных фильмов (отрывки), неутбук  и  мультимедийный проектор.

  1. «Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить». Н.М.А. Навои
  2. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер

3.«Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс

4.«Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер

5.«В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще

таких не знаешь слов». Г. Остер

6.«Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй

7.«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой

8.«Слова резвят язык, но часто режут уши». Т. Глушенко

9.«Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина». 
Б. Тойшибеков

10.«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И. Тургенев

(Звучит песня Григория Гладкова «О русском языке»)

Ход урока

Преподаватель: Сегодня мы с вами проведем интегрированный  урок русского языка и литературы на тему:  «Культура речи». Цели и задачи, высказывания о русском языке  написаны на доске.

1.Самоопределение в деятельности.

Прочитайте, пожалуйста, высказывания  великих людей о русском языке и слове (читает студентка)

Вопросы ко всем студентам:

-Что означает словосочетание: культура речи?

(Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка; неотъемлемая часть общей культуры человека; совокупность признаков речи, свойств текста, которые делают речь наиболее пригодной для общения, то есть коммуникативно содержательной)

-Почему эта проблема так актуальна в последнее время?

( Студентка): В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускают все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью. В связи с тем, что все озабочены данной проблемой, во всех вузах, независимо от специализации, введен специальный курс «Культура речи»).

     Ч то нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?

( Студентка): От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих)

2.Объяснение нового материала  

   Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

Запишем в тетрадях следующее. К характеристикам культурной речи относятся:

-правильность;

-чистота;

-точность;

-выразительность;

-логичность;

-уместность;

-богатство

Речь должна быть правильной, то есть соответствующей норме. Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

(Студент и студентка  инсценируют стихотворение  Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)  

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?
  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?
  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!
  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..
  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!
  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..
  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..
  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Ну, ты и псих!..
  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

Необходимо постоянно помнить о правильном произношении. Сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.

(выходят 2 студента, каждый из них получает по три предложения со словами, которые нужно правильно прочитать).

  1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
  2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
  3. Кто бы мог подумать, что щавель - это травянистое растение - относится к семейству гречишных!
  4. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.
  5. Наш кухонный стол можно будет поставить в середине комнаты.
  6. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
  7. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
  8. Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.
  9. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.
  10. В магазин привезли свеклу нового урожая.
  11. Украинский язык является родственным русскому.
  12. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
  13. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
  14. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
  15. Мода - социальный феномен, который будет существовать во все времена.

Необходимо правильно использовать выражения с управлением глаголов: согласно (чему?) приказу директора (Д.п.); оплатить (что?) проезд (В.п.); заплатить за (что?) за проезд (В.п.)

(просмотр отрывка из художественного фильма «Мастер и Маргарита»)

Чистота речи – чистая речь, свободная от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, арготизмами, диалектизмами, словами «сорняками»

Неуместны диалектные слова: «телевизор кажет плохо», «бяжать».

Засоряют речь  жаргонизмы и арготизмы: «бабки» -деньги; «хата»- квартира; «по фене ботать».

Нельзя употреблять лишние выражения – клише: ну, так сказать, значит, типа.

Использование ЭОР

Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи». По сюжету для поимки опасного вора-рецидивиста милиция обращается за помощью к заведующему детским садом, и ему приходится вместе с жуликами, сбежавшими их тюрьмы, попытаться напасть на след бандита. Я не буду пересказывать весь фильм, многие его, наверное, видели. Итак, фрагмент, иллюстрирующий применение жаргонизмов. (Фрагмент фильма)

Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Вы тоже их используете, т.к. принадлежите к молодому поколению. Давайте попробуем обойтись без них.

Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.

Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами (задания получает  группа студентов)

  1. - Круто! Я попал на TV! Устроили такую тусовку! Было клево! Оттянулись не по-детски!
  2. - Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.
  3. - В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
  4. - Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
  5. - Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!

Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.

Цитата из Библии: (выведена на экран)

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»

Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю. По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.

Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в студенческой  среде, нам нужно решить две проблемы:

Для чего применяется нецензурная лексика?

  • повышение эмоциональности речи;
  • снятие психологического напряжения, болевого шока;
  • демонстрация агрессии;
  • демонстрация отсутствия страха;
  • демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
  • оскорбление, унижение адресата речи.

Как бороться с этим уродливым явлением?

  • каждому самому следить за соей речью;
  • принять закон, запрещающий сквернословить;
  • прививать культуру речи;
  • не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями

С ненормативной лексикой борется и закон:

Ст. 130 «Оскорбление»  

  1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРОТ или иного дохода либо обязательными работами на срок 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.
  2. Оскорбление в публичном выступлении и СМИ - до 200 МРОТ, либо обязательными работами на срок 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Гл. 20 Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1 Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу... влечет наложение административного штрафа от 50 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Сейчас мат слышен везде, начиная от семьи и заканчивая улицей, даже от людей состоявшихся. И причиной этого уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. «Невинная» привычка употреблять мат для «связки» слов - признак особой деградации человека, признак его духовного и нравственного разложения.

Издревле мат именуется сквернословием - «скверно».

В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина... нравственное растление».

Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.

Точность речи – это наиболее полное и адекватное замыслу, адресату и ситуации выражение мысли; это соответствие слов содержанию; это умение пользоваться синонимами, антонимами, другими  языковыми средствами.

 «Если  бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог», -  писал Лев Николаевич Толстой.

Выразительность речи помогает говорящему отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слушающего или читающего. Это речь, в которой используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнение, метафора, оксюморон и другие.

Послушайте монолог Сонечки из повести Марины Цветаевой «Как я люблю любить» (читает Борисова Влада, студентка 1 курса)

Использование ЭОР

Перед вами один такой рассказ (вывести на экран)

  • «Лето. Море. Жара. Чудесно!»

Казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора?

(нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной.

Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну (домашнее задание)

Поговорки, пословицы, фразеологизмы также делают речь выразительной.

Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое:

(выходят 2 студента)

1)Попал как (кур)в ощип.

2)(Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

4)(Тришкин ) кафтан.

5) Двух зайцев разом (убить).

6)Разинуть (рот).

7)(Ахиллесова) пята.

8) На скорую (руку).

9)Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле)

Логичность – это также важное качество речи. Это речь строго организованная, последовательная, с соблюдением логических переходов.

Найдите нарушение логичности речи в следующих примерах: (вводится на экран)

Весь класс принял участие в походе по историческим местам Подмосковья. Двое из класса отказались от похода.

(второе предложение по смыслу противоречит первому: если весь класс, то значит абсолютно все, без исключения).

Одним из признаков хорошей речи является ее уместность. Это речь, соответствующая ситуации общения (либо разговорной, либо книжной).

Сейчас мы вам предложим  две  очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно.

  1. Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация - забыли тетрадь. Ваши действия ...

(в данной сцене участвуют 2 ученика: 1- учитель, 2-ой - опоздавший ученик)

  1. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....

(участвуют 2 ученика: 1 - спрашивает, 2-ой отвечает)

Вывод:  Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того,  чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны.  Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».

Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон. Это уместное использование единиц языка на всех уровнях: фонетическом, лексическом и грамматическом.

Использование ЭОР

Героиня известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Людоедка обходилась всего 33 словами. Их она использовала для выражения самых разных чувств и эмоций.  Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

  1. Хамите.
  2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
  3. Знаменито.
  4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
  5. Мрак.
  6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
  7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
  8. Не учите меня жить.
  9. Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
  10. Кр-р-расота!
  11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
  12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
  13. Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)
  14. У вас вся спина белая (шутка).
  15. Подумаешь!
  16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
  17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

Давайте посмотрим фрагмент фильма замечательного  режиссера  Л. Гайдая, (Смотрим фрагмент).

Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?

(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)

Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена в том,  что многим не помешает его расширить.

  • Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?

(Необходимы синонимы).

Давайте посмотрим фрагмент фильма «Осенний марафон» режиссера Данелии и увидим, как важно для лексического богатства использовать слова, близкие по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.

(После просмотра):

Предлагаю  выполнить аналогичное задание:

Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:

  1. - ужасный
  2. - большой
  3. - красивый
  4. - добрый
  5. - маленький

Кроме того, этой же цели - обогащению лексикона - служат фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, а также пословицы.

Вспомните  как можно больше фразеологизмов и пословиц со словами: 

  1. нос
  2. глаза
  1. руки
  2. семь
  3. лоб

3.Рефлексия. Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов:

Каково значение слова? (Толковый словарь)

Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)

Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)

Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)

Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

Преподаватель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому.

Использование ЭОР

Прочитайте текст  и поставьте ударения (выводится на экран)

Вечер началсяЖалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досугджентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен  у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

4.Итог урока: Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении.

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь гореи зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что - нибудь хуже языка?!»

Послушайте  отрывок из книги Л. В. Успенского «Слово о словах». 

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки, прибаутки - это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя века … И всё это благодаря языку».

Какова же роль ударения в словах? Об этом  маленький рассказ (читает студентка 1 курса)

Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться: 
— Все у нас есть — гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо! 
Услышало эти слова Ударение и возмутилось: 
— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будете?! 
— Подумаешь, важность какая — Ударение! И без тебя обойдемся! — еще больше расхвастались слова. 
— Ах, так! — рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову “крУжки”. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружкИ всю 
воду расплескали, всех обрызгали. 
— Ах, что мы наделали! Ах, простите, мы нечаянно! 
А Ударение смеется: 
— Погодите, вы еще не то сделаете,— и подбежало к слову “потОпать”. А слово “потОпать” хотело ногами потОпать, но вдруг стало потопАть. 
— Караул! — кричит.— Тону! ПотопАю! 
А Ударение уже к слову “разделИ” направилось. Слово “разделИ” хотело что-то на всех разделИть, как вдруг что-то с ним случилось. 
— Помогите! — кричит.— Меня совсем раздЕли! Замерзаю! 
А слово “заплачУ” хотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало: 
— Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество! 
— Просим! Просим! —закричали хором все слова. 
— То-то! — сказало Ударение и вернуло все на свои места. С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение стало помогать им точно выражать смысл каждого слова. 

И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

Всех благодарю за внимание!

5. Литература

1.Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»

2.Григорян Л. Т. «Язык мой - друг мой». Москва, 1987 год.

3.Кон И. С. «Психология доброго поступка». Москва, 1988 год.

4.Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.

5.Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.

6  Успенский Л.В.. «Слово о словах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Употребление причастий в речи"

Урок по теме "Употребление причастий в речи" является заключительным в изучении темы "Причастие". Строится он на основе исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Ребёнок по сво...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....

Презентация к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...