Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"
методическая разработка

Евсеева Наталья Сергеевна

 

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)

 

ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_trkm_glagol_1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)

ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Задачи: актуализировать имеющиеся знания по теме, пробудить познавательный интерес к теме, показать наглядно связь ключевого слова с другими понятиями.

 Прием: корзина понятий.

Понятия:   морфология, часть речи, знаменательные части речи, грамматические категории, инфинитив, спрягаемые формы, переходность, возвратность, вид, наклонение,  залог, время, лицо, число.

 Прием: составление кластера

        

Составление кластера пробудило интерес к теме.

II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи: активное восприятие новой информации, соотнесение новых знаний  с имеющимися знаниями.

1) ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (а) – первый вариант ответов студентов, основанных на имеющихся знаниях по теме (прогноз, предположение).

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

а

б

в

1

Глагол – это

-член предложения

-часть речи

-грамматическая категория

-грамматическое значение

2

Глагол – это

-служебная часть речи

-знаменательная часть речи

-особая часть речи

3

Глагол обозначает

-действие

-признак

-предмет

4

Система грамматических категорий глагола включает следующие категории:

-вид

-залог

-наклонение

-время

-лицо

-число

-род

-падеж

-одушевленность \ неодушевленность

-степень сравнения

-полнота \ краткость

5

Категории времени и вида связаны

6

Глаголы изменяются по

-лицам и числам

-по падежам и числам

-по родам и числам

7

Глагол в предложении является

-подлежащим

-сказуемым

-определением

-обстоятельством

-дополнением

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

- Что такое глагол как часть речи? (студенты высказывают свое мнение)

Глагол – знаменательная (самостоятельная) часть речи, обозначающая действие.

Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Основными грамматическими категориями глагола являются:

I.   вид, переходность \ непереходность, залог;

II. наклонение,  время,  лицо,  число ( в форме прошедшего времени род и число).

В  предложении выполняет в основном функцию сказуемого.

- Что является начальной формой глагола? (студенты отвечают)

Начальной формой глагола является инфинитив, или неопределенная форма глагола.

-Почему так называется – неопределенная форма?  (студенты высказывают свое мнение)

ИНФИНИТИВ

Инфинитив представляет собой название действия безотносительно к лицу и времени.

Инфинитив не имеет таких морфологических категорий, специфических именно для глагола, как наклонение и время; инфинитив не обладает также грамматическими признаками лица, числа и рода. Отсутствие охарактеризованности (определенности) по названным категориям является основанием для того, чтобы называть инфинитив неопределенной формой глагола. В инфинитиве проявляются лишь категории вида (несовершенный вид  читать - совершенный вид  прочитать) и залога (действительный залог умывать, страдательный залог умываться).

Отличительная особенность морфемной структуры инфинитива – словоизменительный суффикс –ть : играть, колоться; реже для образования формы инфинитива используются другие суффиксы: -ти,   о : идти, нести, печь, мочь. (показатели инфинитива –ть, -ти нередко называют также окончаниями).

СПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ

Спрягаемые, или финитные (от лат. verbum finitum  - глагол, охарактеризованный по времени, лицу и числу), формы. Этим формам помимо признаков вида и залога (несов.в. читал – сов.в. прочитал;    действ.залог читает – страд.залог читается) свойственно изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам:

читал, читала, читало, читали;

читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают;

читает, читай, читал бы;

читаю, читал, буду читать.

Спрягаемые формы наиболее отчетливо демонстрируют все основные грамматические свойства глагола как части речи, это основа морфологической парадигмы русского глагола.

АТРИБУТИВНЫЕ ФОРМЫ

Атрибутивные (неспрягаемые) формы глагола – причастия и деепричастия.

Причастия – это особые, объединяющие грамматические признаки глагола и имени, глагольные формы, которые изменяются по временам, залогам,  родам, числам, падежам и по категории полноты \ краткости:

читавший, читанный, читающий, читаемый, читаемая, читаемое, читаемые, читан.

Деепричастия – неизменяемые формы глагола, имеющие ряд как наречных, так и собственно глагольных грамматических признаков:    читая, прочитав.

Все словоформы (инфинитив, спрягаемые формы, атрибутивные формы) грамматически объединяются в словоизменительную парадигму одного глагола.

 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (б) – второй вариант, заполненный самостоятельно после чтения текста.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…» (в)- окончательный верный вариант, утвержденный всеми.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

ЦЕЛЬ: обогащение активного словаря учащихся

Упражнение №1

Подберите синоним и запишите его в неопределённой форме

Хохотать -смеяться, рыдать , рыть , кушать , мчаться ,караулить , трусить , погасить , торопиться , колотить , растолковать.

Упражнение №2

Составьте по одному предложению с каждым из данных глаголов

Проснутся - проснуться, улыбнутся - улыбнуться, встретится — встретиться, отразится — отразиться, ссорится — ссориться,  познакомится — познакомиться. 

Упражнение №3

Назовите одним словом, чтобы это был глагол.

Морочить голову-

Дать стрекоча-

Зарубить на носу-

Язык проглотить-

Повесить нос-

Надуть губы-

Взять себя в руки-

III. СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (РЕФЛЕКСИЯ)

Задачи: систематизация нового знания, осмысление изученного материала.

Прием: ЗУХ

ЗНАЛ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Прием: СИНКВЕЙН

Образец:

  1. глагол – существительное, обозначающее тему синквейна.
  2. самостоятельная, изменяемая (часть речи) – два прилагательных, раскрывающих характерные признаки понятия (явления).
  3. обозначает, отвечает, изменяется (может быть и вариант: является в предложении) – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные данному явлению.
  4. глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает…, отвечает…, изменяется…, в предложении является… - фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущие строки, значимая фраза.
  5. часть речи – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Глагол" 4 класс по программе "Школа России"...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....

Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".

Урок разработан для студентов 1 курса СПО....

Тест по русскому языку на тему "Глаголы"

Интерактивный тест по русскому языку 4 класс. Тема "Глаголы"Цель теста: определение усвоения знаний обучающихся по теме "Глагол"...