Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
план-конспект урока по теме

Лопина Алла Петровна

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.

Дети смогут написать сочинение-рассуждение о значении слова самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_2y_urok_dlya.docx (20.91 КБ)20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема:  «Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291»

                                         Лопина Алла Петровна –учитель русского языка и литературы

                                         Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

 -знать структуру рассуждения как типа речи;

 -развивать навыки анализа текста;

-готовить учащихся к применению знаний при подготовке к ГИА.

Ход урока:

I.Оргмомент . Настроенность на урок.

II. Проверка домашнего задания:

а) рассказать правила об однородных членах с обобщающими словами;

б) начертить схемы предложений с обобщающими словами (упражнение 283 -  1,2 предложения).

III. Сообщение темы урока, целей .

  1. Работа с упражнением 290:

Учитель:

- Определите основную мысль текста.

( Слово – дело великое, то есть имеет большое значение).

-Какие доводы приводит писатель для доказательства этой мысли?

  Л.Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие  доводы: словом можно  соединять людей; можно и их разъединять; словом  можно служить любви; словом можно служить вражде и ненависти.

         -Какая смысловая связь существует между основной мыслью и доводами?

   Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая  понятия «великое». Большие  возможности слова: оно и соединяет людей, и разъединяет их; оно поддержит в любви, доведет людей до вражды и ненависти.

 У В. Шефнера есть стихотворение:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить.

Слово можно

В разящий свинец перелить.

-Какова основная мысль этого стихотворения?

(оно соответствует высказыванию Л.Толстого)

А вот стихотворение Э.Асадова

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

(оно тоже о слове)

  -Какой мы вывод можем сделать?

( многих поэтов и писателей волнует, как мы сохраним родную речь и как мы пользуемся словом)

  - Какой тип речи представляет текст?

(текст-рассуждение)

  -Вспомните, какие типы речи мы знаем?

(повествование, описание, рассуждение).

  - Поскольку работа наша с текстом-рассуждением, то давайте вспомним структуру рассуждения:

-тезис – мысль, которую надо обосновать,

 -аргументы или доказательства (возможно опровержение),

 -вывод, т.е. что из этого следует)

 

  1. Работа с  упражнением.291.

(подобрать доводы к тезисам упражнения)

а) «Речь красна слушанием»

  1. Самое удивительное, что создало человечество,- это язык. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека.
  2. По тому, как говорит человек, можно сказать о его мышлении и о нем самом. Когда говорящего внимательно слушают, его речь поневоле делается ярче, образнее. Поэтому очень важно, чтобы слушали, а иначе, зачем говорить.

          б) « Наш язык -  это важнейшая  часть нашего  общего поведения».

                                                                                                        Д.С.Лихачев

           1) По манере разговора можно многое сказать о человеке. Озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире для нас. Слова отражают мысли людей. По тому, что и как говорит человек, можно сделать вывод о его мышлении, о нем самом, его поведении.

             2)Язык есть образ всего внутреннего состояния человека, умственных и нравственных сил. Разговаривая, мы как бы рассказываем о себе, тематикой и манерой речи характеризуем себя:

1. Бывают разные слова:

Те, прозвучав, как в воду канут,

От тех кружится голова,

Ну а от многих уши вянут.

                Э. Севрус

Дмитрий Сергеевич Лихачев – известный общественный деятель, публицист,  академик, недавно ушедший из жизни. Его называют совестью нации.

IV. Итак, мы сегодня пишем сочинение-рассуждение по упр.290 и 291

Дополнительный материал:

Слово – основная единица языка. В языке выражение внутренней жизни, мысли, чувства человека. Русская речь славится метким и образным словом.  Родной язык – это мир слов, который открывает окружающую среду во всем ее многообразии. Слова рождают в нашем воображении зримые картины. Лексика отображает представления человека о явлениях действительности (образ мыслей), а при помощи грамматики мысли оформляются в предложения, фразы, текст. Умению правильно строить текст помогает грамматика.

Структура сочинения-рассуждения о языке:

            1.Вступление:

           Я полностью согласен с высказыванием Д.С.Лихачева: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения». Эту фразу я понимаю так. При помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Приведу примеры.

            2.Основная часть:

           (первый аргумент) Текст, предложенный нам, представляет диалог, из которого мы получаем представление о героях. Так, (кто?) в предложении №… очень мудрый. Ему принадлежат фразы «…», «…». И мы можем сделать вывод:

        (второй аргумент). Другой персонаж (кто?) из предложения №… очень (какой?). Но он хочет (чего?). Об этом говорит его реплика из их диалога: «…»  

            Вывод: Таким образом, мы доказали, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения».

V. Черновик сочинения-рассуждения по тексту.

VI. Дома закончить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Конспект урока русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Данный конспект предназначен для повторения и углубления знаний студентов 1 курса о типах речи, их отличительных особенностях, для отработки алгоритма определения типа речи....

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...