«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
статья на тему

Гордеева Нина Фёдоровна

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?

     Литература — предмет особый. На уроке литературы и во  внеурочной деятельности   обучающиеся могут в полной мере проявить свои таланты и творческие способности. А помогает в этом проектная деятельность, основная цель которой — развитие  познавательных навыков обучающихся, формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

     Великий Конфуций когда-то изрек: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну».

     Чтобы наши обучающиеся  были успешны в жизни, в любой сфере деятельности, наша задача - научить их мыслить. Безусловно. Важно слушать и запоминать информацию, но участвовать в творческом процессе самому — совсем другое дело.

 

 При подготовке и демонстрации проектов обучающиеся приобретают коммуникативные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление.

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

 Проектная деятельность все чаще применяется в учебных заведениях, но до сих пор еще не сформировалось представление  о том, какой она должна быть.

 Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать  что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя – это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции обучающегося:

·         анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

·         целеполагание и планирование деятельности;

·         презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;

·         оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

·         поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля;

·         применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

·         выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

·         проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

 

 

 I.Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

1.  Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся  в технологии проектного обучения.

 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

2.Правила успешной проектной деятельности

·         1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

·         2. Команды не соревнуются.

·         3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

·         4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

·         5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

·         6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

3. План действий обучающихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий обучающихся в проекте", включающий в себя:

·         1. Выбор темы проекта (исследования).

·         2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

·         3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

·         4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

·         5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

·         6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

·         7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

·         8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

·         9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

         4.   Критерии оценивания работ обучающихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра­боты над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне­ния отведённой роли;

3.   Количество новой информации, использованной для выпол­нения проекта;

4.    Степень осмысления использованной информации;

5.    Уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;

6.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

7.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

8.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообще­ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

9.  Владение рефлексией;

10.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

II. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

·         цель проекта,

·         предмет информационного поиска,

·         источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

·         способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

·         результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

·         презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2. Виды проектов по предметно - содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 Следовательно, выполнение задания требовало от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

 

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Проблема

Сны Раскольникова недостаточно глубоко понимаются обучающимися, не всегда все сны изучаются на уроках (за неимением времени на изучение произведения).

Почему?

Символика снов помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

Что делать?

Изучить подробно сны Раскольникова  в доступной, привлекательной для обучающихся форме.

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий.

С использованием современных педагогических технологий.

Что получить?

(результат)

Познавательный (знания не только романа «Преступление и наказание», но и других произведений русской литературы).

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание).

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения).

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Список литературы:

1.      Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М.: Просвещение, 1986

2.      Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение,1987

3.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.

4.      Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/ под ред. А.Г. Каспржак и др./ Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004

5.      Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996

6.      Круглова И.В. Использование проектной технологии обучения на уроках литературы в старших классах // Образование в современной школе. – 2005. - №8

7.      Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Наука, 1998

8.      Рылова А.С. Анализ художественной детали как средство формирования читательской культуры школьников // Образование в современной школе. – 2005. №8

9.      Студентам КГМУ. Элементы инновационных технологий. Синквейн. – НОУ «Образовательный центр «Вита», 2007

10.  Intel. Обучение для будущего. Рабочая тетрадь. – М.: 2007

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии проектной  деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету  как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?

     Литература — предмет особый. На уроке литературы и во  внеурочной деятельности   обучающиеся могут в полной мере проявить свои таланты и творческие способности. А помогает в этом проектная деятельность, основная цель которой — развитие  познавательных навыков обучающихся, формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

     Великий Конфуций когда-то изрек: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну».

     Чтобы наши обучающиеся  были успешны в жизни, в любой сфере деятельности, наша задача - научить их мыслить. Безусловно. Важно слушать и запоминать информацию, но участвовать в творческом процессе самому — совсем другое дело.

 При подготовке и демонстрации проектов обучающиеся приобретают коммуникативные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление.

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

 Проектная деятельность все чаще применяется в учебных заведениях, но до сих пор еще не сформировалось представление  о том, какой она должна быть.

 Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать  что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя – это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции обучающегося:

  • анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагание и планирование деятельности;
  • презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;
  • оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
  • поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля;
  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;
  • выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

 I.Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

1.  Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся  в технологии проектного обучения.

 

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

2.Правила успешной проектной деятельности

  • 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • 2. Команды не соревнуются.
  • 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

3. План действий обучающихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий обучающихся в проекте", включающий в себя:

  • 1. Выбор темы проекта (исследования).
  • 2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
  • 3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
  • 4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
  • 5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • 6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
  • 7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
  • 8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • 9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

         4.   Критерии оценивания работ обучающихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3.   Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

4.    Степень осмысления использованной информации;

5.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

6.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

7.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

8.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

9.  Владение рефлексией;

10.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

II. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2. Виды проектов по предметно - содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 Следовательно, выполнение задания требовало от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Алгоритм работы над учебным проектом. 

Тема: «Символика снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Проблема

Сны Раскольникова недостаточно глубоко понимаются обучающимися, не всегда все сны изучаются на уроках (за неимением времени на изучение произведения).

Почему?

Символика снов помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.

Что делать?

Изучить подробно сны Раскольникова  в доступной, привлекательной для обучающихся форме.

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий.

С использованием современных педагогических технологий.

Что получить?

(результат)

Познавательный (знания не только романа «Преступление и наказание», но и других произведений русской литературы).

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание).

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения).

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Список литературы:

  1. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М.: Просвещение, 1986
  2. Ильин Е.Н. Урок продолжается. – М.: Просвещение,1987
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.
  4. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы/ под ред. А.Г. Каспржак и др./ Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996
  6. Круглова И.В. Использование проектной технологии обучения на уроках литературы в старших классах // Образование в современной школе. – 2005. - №8
  7. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Наука, 1998
  8. Рылова А.С. Анализ художественной детали как средство формирования читательской культуры школьников // Образование в современной школе. – 2005. №8
  9. Студентам КГМУ. Элементы инновационных технологий. Синквейн. – НОУ «Образовательный центр «Вита», 2007
  10. Intel. Обучение для будущего. Рабочая тетрадь. – М.: 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...

«Применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

В презентации представлено применение инструментов цифровой образовательной среды на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....