Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)
методическая разработка

Новак Екатерина Александровна

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новак Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

Частное образовательное учреждение «ШКОЛА «ЭВРИКА-ЛИЦЕЙ».

                                                                                                                     Г. Санкт-Петербург

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающегося для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий

Технология «Развитие   критического   мышления   через   чтение   и   письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В Казахстане технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение   и   письмо  для развития  критического   мышления » (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи  и  положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития  и  о неразрывной связи обучения  и  общего развития ребенка; К. Поппера  и  Р. Пола об основах формирования  и  развития  критического   мышления ; Э. Браун  и  И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

1) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2) Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3) Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

4) Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Отвечу на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического   мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления  и  познавательной деятельности.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

1) актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

2) пробудить к ней интерес;

3) активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

4) структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

1) получение новой информации;

2) ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

3) соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

4) поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

1) выражение новых идей и информации собственными словами;

2) целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

3) анализ всего процесса изучения материала;

4) выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи

1.Составление списка известной

информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым

словам.

3. Систематизация материала

(графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические

цепочки

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных

дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в

первой части урока вопросы.

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение

новых целевых установок для дальнейшей

самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом,

аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции

чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение

изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. 2. Возврат к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

4. Организация различных видов дискуссий.

5. Написание творческих работ: пятистишия-

синквейны, эссе.

6. Исследования по отдельным вопросам темы.

7. Творческие, исслед. или практические задания

на основе осмысления изучен. информации.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление

причинно- следственных связей между блоками информации; Творческая

переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа

ведется индивидуально – в парах – группах

Место современного человека в жизни связано, несомненно, с качеством его образования. Оно является тем стержнем, тем инструментом, который позволит молодому человеку определиться в жизни, найти достойное приложение своим знаниям, умениям. Но сегодняшний день требует их активного применения, такого, чтобы можно было не только решать задачки из учебника, сидя за партой, но и находить верный выход из какой-либо ситуации, жизненной или учебной. Не случайно в Новых Федеральных Стандартах образования одной из составляющих прописана задача формирования универсальных учебных действий. Апробирование технологии началось с использования ее элементов на уроках русского языка и литературы в 6, 7, 9, позже в 10 и 11 классах.

Основными целями технологии РКМЧП являются:

  1. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
  3. Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма; формирования навыков написания текстов различных жанров.
  4. Повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности.

Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. На этом же этапе урока для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку.

«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками:

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

  1. В колонку «знаю» внести сведения, известные по этой теме (результаты обсуждения в парах)
  2. «Хочу знать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
  3. «Узнал (а)»-при работе с текстом (текст промаркировать «+»-знал (а), «?»-хочу знать, «=»-узнал (а) найти ответы на поставленные вопросы.

«Тонкие и толстые вопросы»
может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?

В ходе работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. «Толстые и тонкие вопросы» является самым любимым и часто используемым приёмом, что позволяет приобщить детей к осознанному чтению. Они читают более вдумчиво, хорошо ориентируются в прочитанном тексте, уясняют, что любой ответ, предположение надо подкреплять доказательствами.

Приём «Кластер»
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Благодаря чему урок превращается в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступили. На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение. 

Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  1. Явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний.
  2. Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Данный приём хорошо использовать на уроках русского языка при изучении таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д. Детям даётся правило, в котором нужно найти ошибки. Использование приёма помогает детям лучше запомнить правила, учит их доказывать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Составление синквейна организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Еще одно достоинство этого приёма состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Таким образом, у обучающихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Cписок литературы.
1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. 2005г. 
2. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г. 
3. Г. К. Селевко. Технологии развивающего образования. М. 2005г. 
4. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. 2005г.
5. Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.
6. Т.О. Скиргайло. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.М.2004г.
7. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.

8. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение».2011 г













 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.

Данная методическая  разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании  зачетной работы...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...