Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО
статья

Кулаганова Лариса Николаевна

В данной статье автор представляет опыт работы по применению информационных технологий в преподавании русского языка и литературы в системе СПО. Данная технология применяется на разных этапах урока: для актуализации знаний, на этапе объяснения нового материала, для контроля и оценки знаний, умений и навыков. Автор приходит к выводу, что использование ИКТ способствуют росту интереса обучающихся к русскому языку и литературе, улучшению качества усвоения материала, развитию творческой деятельности, разных видов речевой деятельности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulaganova_l.n.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в системе СПО

Федеральный государственный стандарт среднего общего образования требует модернизации системы образования. Учитывая новые требования к образовательному процессу, возникла необходимость в использовании современных образовательных технологий [1]. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы позволяют студентам самостоятельно находить источники знаний, повышают мотивацию студентов к занятиям.

Пожалуй, самый востребованный и используемый цифровой инструмент - презентации. Их можно применять при объяснении нового материала, при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий.  К созданию презентаций привлекаю студентов. Ребята самостоятельно подбирают материал, находят иллюстрации, продумывают анимацию, готовят выступление.

На уроках русского языка и литературы я применяю метод – ментальные карты или интеллект-карты – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде[2].  На уроках русского языка разрешаю использовать на уроках карты по частям речи, по сложным орфограммам, для выстраивания схемы морфологического разбора части речи и формулирования определения. На уроках литературы использую данный метод при работе с литературоведческим материалом, при изучении терминов, например, при изучении темы «Серебряный век русской поэзии».  Для создания интеллект-карт студенты успешно используют специальное программное обеспечение. Данная технология позволяет систематизировать и углублять знания студентов, развивает коммуникативные навыки.

Одной из эффективных форм  информационных образовательных технологий являются виртуальные экскурсии. Это наглядный метод обучения, по сути интерактивная мультимедийная фотопанорама. Составляющими данной экскурсии могут быть музейные экспонаты, описание биографий писателей и поэтов, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы. Виртуальные экскурсии можно использовать не только на уроках литературы, но и в проектной деятельности.  Защиту проекта «Литературные места Абакана» обучающийся представил в виде виртуальной экскурсии.  Использование данного метода делает процесс обучения творческим и результативным.

Ни для кого не секрет, что современная молодежь мало читает. Преподаватели литературы как никто другой понимают эту проблему и с целью повышения интереса к чтению применяют разные способы и методы обучения. Одним из них является буктрейлер. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. С обучающимися смонтировали буктрейлеры по многим произведениям 19-20 веков. Это оказалось увлекательным занятием не только для студентов, но и для меня. Создание буктрейлера раскрывает творческие способности, учит мыслить по-новому, позволяет посмотреть на произведение со стороны. И это действительно работает – повышает читательский интерес!

В качестве завершающего этапа изучения какой-либо темы на уроках русского языка и литературы использую технологию «Облака слов или тегов». Суть данной технологии заключается в том, что это визуальный способ подачи информации, состоящий из ключевых слов. Применение «Облако слов» позволяет преподавателю разнообразить дидактические задания, а также является иллюстрацией к учебному материалу[4]. Создание «облаков» не занимает много времени, этот процесс нетрудный. Существует несколько онлайн-сервисов – программ, например Wordle.net. На уроках русского языка предлагаю текст с пропусками, задача студентов восстановить его на основе облака. На литературе, например, предлагаю задание «Соберите стихотворение». Ребята должны восстановить полный текст стихотворения из отдельных слов. Применение данной технологии способствует повышению эффективности усвоения материал студентами.

Таким образом, применение информационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы развивает творческие и исследовательские способности студентов, активизирует познавательную деятельность, осуществляет дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении.

Библиографический список

1.Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:  Школа будущего. Директор школы.  2010.

2. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.

3. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь:  Пермский государственный университет, 2007.

4.Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).

5. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.

Данная методическая  разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании  зачетной работы...

Использование информационных систем на уроках русского языка в МБОУ «СОШ № 10 г. Юрги» (Голубева О. А.)

Актуальность данной темы связана, прежде всего, с информатизацией общества в целом. Мощный поток информации, рекламы, интернета, появление и распространение электронных книг, планшетных компьютеров, в...

Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Использование инновационных методов и технологий на уроках русского языка и литературы

Современные средства, методы и технологии помогают сделать урок увлекательнее и  интереснее, позволяют студенту проявлять самостоятельность, дают возможность выражения собственных мыслей и идей. ...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...