Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."
учебно-методический материал

Литягина Ирина Викторовна

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metod._.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных качеств

и нравственных ориентиров обучающихся

на уроках русского языка и литературы.

Сложные духовные проблемы общества, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты, привели нас к тому, что сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, и  решать эту задачу, прежде всего,  на уроках русского языка и литературы. Говорят, что если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

 Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся.

Под  нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное
значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не
будет напрасным.
            Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

 Русская литература – основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа.

Роль классической литературы  в духовно-нравственном воспитании неоценима, она способствует нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.

             В произведениях современной литературы мы встречаем те же проблемы. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» главная героиня Дарья поражает своей нравственностью, чистотой, уважением к традициям отцов. Сын ее, Павел, вынужден идти на компромисс со своей совестью: участвует в уничтожении острова. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Для размышления задаю ученикам вопрос:

- Будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? 

                Произведения писателей 20 века А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева, В. Белова  погружают учеников в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности, безнравственность.

            В качестве завершения работы с этими авторами обучащимся предлагаю  написать сочинения-рассуждения (например,  «Уроки нравственности в произведениях современных писателей»). Кроме этого практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.

        Таким образом, уроки литературы должны помочь нравственному самосовершенствованию.

           Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность.

            На своих уроках провожу дискуссии, диспуты, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары.

При изучении  произведения обязательно оговариваем  проблематику произведений. Где  встречаются такие понятия, как любовь, милосердие, честь.

Работая над содержанием текстов   художественных произведений при конструировании урока, использую такие приемы современных образовательных технологий (приемы технологии критического мышления), как «Верные и неверные утверждения», создание кластера, прием «синквейн», которые позволяют выразить свое отношение к сказанному, подвести определенный итог. Например, оценить достоверность информации, обосновать свое мнение можно выдвинув следующую учебную задачу: выбрать из данных утверждений верные.

- Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (Верно)

- В основе любых жаргонных, циничных выражений лежит смелость. (Неверно, слабость)

Синтезировать и обобщить сложную информацию, оценить словарный запас учащихся и средства творческого самовыражения можно используя прием «синквейн». Так учащиеся составляли «синквейн» по теме «Воспитание», опираясь на письмо тринадцатое «О воспитанности»:

Воспитание (существительное, главная тема, мысль)

Хорошее, правильное (2 прилагательных, качества первого слова)

Проявляется, происходит, выявляет (3 глагола, действия первого слова)

Воспитание происходит в семье. (Суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль)

Уважение (существительное, синоним первому слову, вывод)

Работа над созданием синквейна развивает образное мышление учащихся.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

            Важно научить обучающихся не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
              После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру, рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». 

Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...