Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по теме

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ.

      1.В чем сущность проектного обучения?

Проектирование относится к роду человеческой деятельности и понимается как интеллектуальная деятельность, связанная с умственной подготовкой предстоящих целеустремленных действий человека.

   Проектное обучение – представляет собой разновидность развивающего обучения, базирующегося на самостоятельном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения необходимых базовых знаний, умений и навыков.

2.История возникновения метода проектов.

   Этот метод возник в 20-е годы ХХ столетия в США иназывался методом проблем, разработан педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Согласно этому методу обучение предлагалось строить на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого в соответствии с его личным интересом в этой области знаний.

Последователь этого метода в России С.Т.Шацкий. И в настоящее время широко применяется педагогами-новаторами.

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний и применение их при решении возникших проблем.

3.Какие требования предъявляются  к методу проектов?

   В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

4.В чем заключается достоинство метода проектов?

   а/ важности приобретения умений и навыков посредством поисковой деятельности;

   б/ значимости приобретаемых знаний усилиями собственной мысли;

   в/ важности знакомства с различными точками зрения на одну и ту же проблему;

   г/ значимостью для развития обучаемого умений пользоваться методами научного исследования.

 

5.Классификация проектов.

   а/ Исследовательские.  Выдвижение гипотезы, исследования, аргументации актуальности темы; определение проблемы и т.п.

   б/ Творческие.  /Видеофильмы, репортажи и т.д./

   в/ Приключенческие /игровые/.  Проекты – ролевая игра.

   г/ Информационные проекты.  Он призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. / Этот тип наиболее часто применяется на уроках русского языка и литературы/.

   д/  Практико – ориентированные проекты. /Когда проекты внедряются в практику/.

6.Технология выполнения проекта.

   

   Проектная деятельность учащихся проходит ряд этапов:

а/ создание мотивации;

б/ формулировка цели и выявление задач проекта;

в/ определение, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

г/ изучение, сбор и анализ информации по данной теме;

д/ планирование проектной деятельности;

е/ определение критериев, которым должен соответствовать проект;

ж/ анализ вариантов выполнения проекта на основе критериев;

з/ выбор варианта выполнения проекта.

    Преподаватель при этом должен приветствовать предложенные учащимися различные варианты своих проектов на одну и ту же тему, пусть только каждый идет своим путем и обоснует его.

7. Обучение через проектную деятельность.

    Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при применении метода проекта является то, что преподавателям не сразу становится понятна идея обучения через проектную деятельность. Мы думаем, что надо пройти  сначала всю тему, а потом иметь специальное время на проект. Но иногда такого времени нет. В этом случае преподаватель определяет ряд тем, которые выносятся на самостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей теме / проблеме/ и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают тему  или ряд тем учебной программы. Н., обзорные темы по литературе: зарубежная  - Ги де Мопассан, Г.Ибсен, Бернард Шоу; уроки поэзии – А.Майков, Я.Полонский, осетинский поэт К.Хетагуров и другие.

    Учащиеся осуществляют поиск информации по своей теме и самостоятельно ее осваивают. Презентацию с комментариями демонстрируют остальным учащимся.

   Но опыт показывает, что такой подход может нести в себе опасность пробела теоретических знаний учащихся. Поэтому и важно обобщение, контроль и показ презентаций остальным учащимся.

8. Более сложные проекты при изучении литературного произведения.

Как я уже выше излагала, наиболее часто применяю в своей работе информационные проекты, которые под силу составить нашим учащимся.

Но некоторым из них /Н., Карпилову Владимиру/ давались и более сложные задания – построить исследовательский проект «Путешествие по поэме А.Ахматовой «Реквием». Это путешествие по «адресам», по тропам исследования: что есть  «реквием» /это католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение/, как использование такой формы объясняет сама Ахматова в своих «Записных книжках», почему используются Ахматовой в поэме музыкальные лейтмотивы / увлечение ее творчеством Моцарта в 30-40 годы/, воздействует ли на Ахматову текст заупокойной мессы / перевод латинских крылатых слов из словаря/.

Проверив все это,  убедились в том, что поэма Ахматовой – дневник чувств, поэма настроений которого сходна с Моцартовской. Воспользовавшись русским переводом текста заупокойной мессы в «Словаре латинских крылатых слов», попытались сопоставить его с текстом поэмы Ахматовой, нашли многочисленные параллели и убедились в глубоком воздействии текста мессы на Ахматову. И если прочитать поэму параллельно с русским переводом текста мессы «Стабат Матер», то убеждаешься, что эта молитва к скорбящей Матери, вполне могла повлиять на произведение Ахматовой.

Вот это пример другой формы проекта, более сложной.

Практико – ориентированные проекты, когда проекты внедряются в практику, учащиеся мне приносили / «Н., «Мысль семейная в творчестве Л.Н.Толстого»,                                                                                                    /

Но они, скорее всего, были взяты просто из Интернета. Хотя на уроках по данным темам мы ими пользовались.

9.Выводы.

Применение метода проектов в учебном процессе свидетельствует о наличии новых форм его организации, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях и составленного самостоятельно, с существующим материалом учебного предмета, высокой педагогической эффективности создания простейших средств ИКТ в результате поисковой и образовательной деятельности учащихся.

Следует также отметить, что целесообразность применения таких проектов доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих средств ИКТ, применяемых в обучении.

Демонстрация проекта – презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...