Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по теме

Музыченко Наталья Юрьевна

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура учебного занятия в рамках модульно-компетентностного подхода к обучению Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО ПК №4 Музыченко Н.Ю.

Слайд 2

Основные преимущества модульной технологии 1.Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная , позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс , обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся. 2.Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала (индивидуализация и дифференциация в обучении). 3.В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Обучающийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний. 4.Применение модульной технологии позволяет сформировать общеучебные компетенции: информационную, коммуникативную, самоорганизацию, самообучение.

Слайд 3

Организация работы по модульной технологии на уроках русского языка I этап - составление модульной программы КДЦ ИДЦ --------- МОДУЛИ ЧДЦ ------------------------- УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Слайд 4

В процессе перехода на модульное обучение прежде всего разрабатывается модульная программа, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Для этого учебное содержание структурируется в определённые блоки, выделяются стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ) , которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником (т.е. ЗНАТЬ) и ориентация на его использование в практике(т.е. УМЕТЬ), а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из комплексной дидактической цели (КДЦ) выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули , т.е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ) . Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создаётся древо целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы, средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Слайд 5

Модульная программа «Бессоюзное сложное предложение» КДЦ: уметь употреблять БСП в устной и письменной речи. Модуль 1. Бессоюзное сложное предложение. Классификация бессоюзных сложных предложений (по соотношению с союзными). Смысловые отношения между простыми предикативными частями в составе бессоюзного сложного предложения. ИДЦ: различать виды сложного предложения: ССП, СПП, БСП; производить замену бессоюзных предложений союзными, и наоборот; объяснять различия в их строении и значении; видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; Модуль 2. Средства связи частей в бессоюзном сложном предложении. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. ИДЦ: различать смысловые и интонационные отношения между предикативными частями БСП; обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Модуль 3. Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение». ИДЦ: обобщить знания по теме; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Слайд 6

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий: ♦ урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний); ♦ урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению); ♦ урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия); ♦ урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему); ♦ урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней). Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру. Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа

Слайд 7

II этап – построение модуля (урок 45минут) -определяется интегрирующая дидактическая цель; -составляется задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе; -определяются все частные дидактические цели; -на основе ЧДЦ создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений; -наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий; -составляется задание для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля; -каждый этап урока определён временем, контролируется и оценивается (учителем, самоконтролем и взаимным контролем).

Слайд 8

Номер учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать?) Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу. УЭ - 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения заданий. УЭ - 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). Проверка по ключу, эталону. Структура модуля

Слайд 9

III этап – выделение учебных элементов Обязательными учебными элементами являются следующие: 1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка перед каждым обучающимся индивидуальных задач и целей. В конце урока вновь обращаемся к УЭ 0. Пример: Тема урока: «Строение сложноподчинённых предложений (СПП) и пунктуация в них». Постановка целей урока. Вариант 1 Мы приступаем к изучению сложноподчинённых предложений (СПП). Цели урока:  вспомнить особенности и структуру СПП; научиться различать подчинительные союзы и союзные слова в СПП, находить указательные слова, определять место придаточного; научиться составлять схемы СПП, правильно расставлять знаки препинания в данных предложениях. Я надеюсь на ваш успех в изучении темы. Вариант 2 (формулируется обучающимися по опорным словам): - осмысление …особенностей и структуры сложноподчинённых предложений; - усвоение …отличий союзов и союзных слов в СПП; - отработка…умений находить указательные слова, определять место придаточной части; - закрепление…умений расставлять знаки препинания.

Слайд 10

2. Контроль знаний: а)«входной» контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы, б)промежуточный в виде само- и взаимоконтроля, сверки с образцом, который готовит преподаватель, в)экспертный, то есть контроль преподавателя.

Слайд 11

Актуализация знаний Входной контроль Подчинительные союзы простые Подчинительные союзы составные Союзные слова Двойные союзы:  Придумайте и запишите СПП, начертите схемы 1) с придаточным после главного, 2) с придаточным, разрывающим главное, 3) с придаточным перед главным.  Заполните таблицу. Актуализация знаний Входной контроль  Задание: расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, выделите в в овал средства связи главного с придаточным. Нужно любить то что делаешь. Кто работает с любовью тот вносит поэзию во всякую работу. Где труд там и счастье.

Слайд 12

Промежуточный контроль  Задание: расставьте знаки препинания и укажите средство связи придаточного с главным (в овал), указательное слово (прямой чертой), составьте схему СПП. Взаимопроверка. Вновь я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два года незаметных Я отыскал здесь те письма которые брат писал матушке в течение всей жизни. Чем больше девочка подрастала тем больше становилась она похожей но отца. А в Заречье куда свалилась туча уже висела над синими лесами оранжевая дуга. Он пригласил в гости товарища который жил недалеко.  Синонимическая замена . Задание: определите вид предложений; составьте схемы, замените данные предложения сложноподчинёнными с 1)придаточным, отвечающим на вопрос почему? ; 2) с придаточным, отвечающим на вопрос какой? Самоконтроль. 1) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова о полку Игореве» призывает к сплочению всех русских князей. 2) «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.  Творческое списывание. Задание: запишите предложения в такой последовательности, которая соответствовала бы данным схемам. Проверь по ключу. 1. [… глагол], (что…). 2. [… глагол + указ слово тем ], (что …). 3. (Когда…..), [….. ]. 4. [……, (где….),……]. Везде, где солнце светит, товарищи у нас. Далеко не все понимают, что личный эгоизм – родной отец подлости. Когда труд - удовольствие, жизнь хороша. Не шути над тем, что дорого другому.

Слайд 13

Экспертный контроль ТЕСТ 1. Найдите сложноподчинённое предложение. А. Гора, высившаяся над городом, сверкала ото льда. Б. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум. В. Светлеют сумерки седые, зарёй окрасились снега. Г. Мы вышли к реке, когда начался дождь. 2. Укажите предложения, в которых придаточное связано с главным союзным словом. А. Макар и не заметил, что стало светать. Б. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. В. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь. Г. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. 3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчинённых предложений. (Запятые не расставлены). А. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. Б. Каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом. В. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Г. Летят к вербе пчёлы бабочки потому что их привлекают душистые серёжки.

Слайд 14

3. Целевая программа действий. 4. Дополнительный материал. Примечание: на каждом уроке должны быть запланированы орфографическая, орфоэпическая, лексическая работа, подготовка к ЕГЭ и предстоящей контрольной работе, упражнения по РР. Пример: Словарная работа  Запишите слова в словарик, запомните правописание и лексическое значение. А кк омпанемент – музыкальное сопровождение. А кк омпанировать Ак тивный, де я тельный

Слайд 15

5. Оценка каждым студентом общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений. Вариант 1 Осмысление проделанной работы.  Расскажите товарищу по парте изученное о СПП по плану.  Перечитайте цели урока (УЭ0) и решите: достигли ли вы их. Вариант 2 Рефлексия. - Реализованы ли на уроке цели? Обучающимся предлагается закончить фразы: Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)… Я рада (рад)… Мне хочется сказать…

Слайд 16

6. Дифференцированное домашнее задание. Пример: 1) упр. 1 с.278 Выполните работу над ошибками в предыдущем домашнем задании. 2) Найди «третий лишний». Докажи с помощью схем. Спишите, расставьте знаки препинания. А) 1) Мы вышли на дорогу что вела в замок. 2) Все почувствовали что в воздухе пахнет молодой листвой тополя. 3) В сиреневых кустах которые своими пахучими цветами лезли в лицо копошились воробьи. Б) 1) Кто не любит и не уважает людей тот не должен заниматься благотворительностью. 2) Он был необыкновенный человек, в сравнении с теми, кого она знала. 3) Вдали показалась роща, за которой и был дом наших друзей. 3) Дополнительное задание (для тех, кто справился со всеми заданиями карты). Догадайтесь, какова ошибка в употреблении следующего предложения Читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят ? Исправьте предложение.

Слайд 17

Типы учебных элементов Успех применения модульных программ зависит от качественного содержания модулей первого порядка – от учебных элементов, так как с этими учебными элементами работает обучающийся. Первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых к исполнению студенту на каждом уроке. Типы учебных элементов: текстовый; словесный; табличный; творческий; компьютерный.

Слайд 18

IV этап – составление технологической карты При использовании технологии модульного обучения учащимся предлагается карточка — модуль, по которой они работают самостоятельно под руководством учителя. Таким образом, использование данной технологии помогает учителю привить ученикам навыки самостоятельного добывания знаний по мере их индивидуальных способностей, желания и темпов развития. В технологической карте фиксируется тема, указывается общая цель по ее освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются исследуемые языковые явления. Технологическая карта состоит из 3 граф: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала.

Слайд 19

Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по освоению учебного материала: Как сделать? Как проверить? Как оценить? УЭ-0 Тема, цели модуля УЭ-1 Входной контроль: проверка домашнего задания или ранее изученного материала УЭ-3 Изучение нового материала УЭ-4 Обобщение изученного материала УЭ-5 Закрепление изученного материала. Выходной контроль: самоконтроль и контроль преподавателя по 3 уровням УЭ-6 Рефлексия УЭ-7 Самооценка и выбор домашнего задания Примеры ТК Примеры ТК 2 Технологическая карта

Слайд 20

Формы контроля № п.п. Формы Инструкция 1. Самоконтроль Осуществляется учеником. Сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения 2. Взаимный контроль учащихся Возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнера и выставить оценку. 3. Контроль учителя Осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль. Кроме того, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная творческая работа и т.д.

Слайд 21

1. Неоспоримо достоинство данной технологии в возможном перераспределении учебного времени, выигрыш которого за счет ускоренного прохождения обязательной теоретической части модуля позволяет значительно увеличить объем заданий, дает возможность углубленно рассмотреть некоторые разделы курса русского языка, провести нестандартные занятия, что сказывается на прочности усвоения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся. 2.Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат сил и времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее. 3.Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины. 4. Опыт применения модульной технологии неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. 5.Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации. Выводы

Слайд 22

Библиографический список 1.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 1996г. 2.Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., Арена, 1994г. 3.Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новосибирск, 1999г. 4.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г. 5.Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными технологиями.- Москва: "Академия" 2005. 6.Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

                                      Технологическая карта                                                                

Модуль 1

       Тема: «Сложноподчинённые предложения»

      Модуль: «Строение сложноподчинённых предложений и пунктуация в них»

УЭ            

                          Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного содержания

УЭ 0

Тема урока: «Строение сложноподчинённых предложений (СПП) и пунктуация            в них».

Постановка целей урока. Сегодня на уроке нам предстоит

     Цели урока:   вспомнить особенности и структуру СПП;

  1. научиться различать подчинительные союзы и союзные слова в СПП, находить указательные слова, определять месть придаточного;
  2. научиться составлять схемы СПП, правильно расставлять знаки препинания в данных предложениях.

      Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.

УЭ 1

               Изучение теоретического материала по новой теме.

               Запишите в тетрадь слова, укажите их лексическое значение.

Комментарий – объяснение, толкование текста; рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Комментатор – составитель комментария, толкователь. Интенсивный – напряжённый. Популярный – пользующийся известностью, успехом в широких кругах населения.

  1. Запишите тему урока в тетрадь.

- Вспомните определение СПП и структуру.

              Подчинительные союзы и союзные слова. 

  1. 1. Изучите теоретический материал   стр.277.

2. Познакомьтесь с таблицей.

            Средства связи придаточных с главными предложениями 

Подчинительные союзы

         простые

Подчинительные союзы

          составные

    Союзные слова

      что

      чтобы

      как

      будто

      когда

      пока

      хотя

      если

      потому что

      для того чтобы

      так как

      как будто

      так что

______________________

    Двойные союзы

     чем-тем, если-то    

1. Относительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, сколько.

2. Относительные наречия:

где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как.

3. Запомните: союзы – служебные части речи, следовательно, не являются членами предложения (нельзя задать вопрос), а союзные слова – местоимения и наречия – части речи, следовательно, являются членами предложения (вопрос задать можно).

4. Обратите внимание!

           Союзы: что, когда, как

ß

            Не падает логическое ударение. Например, Никогда не беспокой человека тем, что ты сам можешь сделать.

         

           Союзные слова: что, когда, как

                                                ß

            Падает логическое ударение. Не шути над тем, что дорого другому.

5.  @ Выполните упр.стр.276  упр.1, 2абзац   (3-4 предложения по выбору, цель: нахождение придаточных предложений, средств связи с главными).

              Роль указательных слов в СПП.

G Прочитайте  материал в учебнике стр.278.

@ Выполните упр.1 (2-3 предложения по выбору, цель: нахождение главного и придаточного предложения, включение указательного слова в главное предложение).  Ключ у учителя.

               Место придаточного предложения в СПП.

G Прочитайте два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

  1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
  2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

       Устройство этих предложений различается расположением входящих в них придаточных. В первом примере придаточное предшествует  главному. Во втором примере придаточное оказалось внутри главного. Запомните! Придаточное, которое расположено внутри главного предложения, выделяется запятыми с двух сторон. Чтобы увидеть придаточное предложение внутри главного, надо мысленно воссоединить разрозненные части главного предложения  в единое смысловое и грамматическое целое – в единый блок. Так в сложноподчинённом предложении Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём надо увидеть два простых. Знания убывают с каждым днём и которые не пополняются ежедневно.

G И ещё раз прочитайте о позиции придаточных предложений в учебнике стр. 276.

@ Выполните упр.1 на стр.276 (Цель: определение места придаточного по отношению к главному). Ключ у учителя.

Если не помните, прочитайте в учебнике стр.275, 1-2 абзац.

Перепишите таблицу в тетрадь-справочник.

УЭ 2

                        Закрепление материала.

1. Составьте план § стр.275-278.

Перепишите план в тетрадь-справочник.

УЭ 3

                      Осмысление проделанной работы.

                     G Расскажите товарищу по парте изученное о СПП по плану.

                     G Перечитайте цели урока (УЭ 0) и решите: достигли ли вы их.

Каждое сообщение

подтверждайте

примерами.

УЭ 4

                      Экспертный контроль.

 @Выполните указанное задание.

                                       Карточка

Задание: расставьте знаки препинания, выделите в овал союз или союзное слово, подчеркните указательное слово (если есть), составьте схему предложения.

          Покажет Русь что есть в ней силы.

         Всё то что грезилось другим у нас сбылось.

         Чтоб зацвести земля должна услышать голос соловьиный.

Выполняйте

на отдельных листках,

сдайте преподавателю.

                       . стр.275-279 упр.1.

                                       ..  Устраните в следующих примерах нелепости, подумайте, отчего они возникли(задание выполняется письменно).

1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.

2. Когда распустились листья, на деревьях в траве застрекотали кузнечики.

3. Мы замерли: с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол.

- Чем последнее предложение отличается от первых двух?

          Дополнительное задание (для тех, кто справился со всеми заданиями карты)

Задание: попробуйте выделить предложения в следующих примерах, расставьте в них знаки препинания. Выполняйте в рабочих тетрадях.

1. Тем у кого паркет покрыт лаком достаточно протереть его чуть влажной тряпкой.

2. Линолеум следует мыть слегка влажной губкой которую смачивают скипидаром а потом сразу покрыть «Самоблеском».

3. На кухонном полу если он покрыт поливинилхлоридными плитками часто

 появляются тёмные пятна.

                                   



Предварительный просмотр:

Блочно-модульная технология "Имя прилагательное"

Цели и задачи модуля.

УЭ-0

Интегрирующая цель: 

  1. В процессе работы над учебными элементами вы должны:
  2. Получить знания об имени прилагательном.
  3. Уметь различать полные и краткие прилагательные.
  4. Отрабатывать навык правописания прилагательных.
  5. Уметь определять степени сравнения и разряды прилагательного.
  6. Самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
  7. Систематизировать полученные знания при морфологическом разборе.
  8. Развивать навык самоконтроля, взаимоконтроля.
  9. Уметь составлять опорный конспект.

УЭ-1

Цель: повторить изученный в средней школе материал по теме: “Имя прилагательное как часть речи”.

  1. Организационная часть. Сообщение целей урока.

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: “ Имя прилагательное как часть речи”. (Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какова, на ваш взгляд, основная цель сегодняшнего урока?). Запишите число и тему урока. На уроке мы научимся составлять опорный конспект, работая по плану:

  1. Имя прилагательное как часть речи.
  2. Полные и краткие прилагательные.
  3. Правописание прилагательных.
  4. Степени сравнения.
  5. Разряды имени прилагательного.
  6. Морфологический разбор имени прилагательного.
  7. Выводы.

УЭ-2

Читаем цель урока. Итак, начнем.

– Вспомните, что вы знаете о прилагательном. Заполните таблицу.

Часть речи

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Начальная форма

Как изменяются прилаг – е?

С какой частью речи согласуется?

Синтаксические признаки

Часть речи

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение

Признак предмета

Морфологические признаки

Падеж, число, род

Начальная форма

Им. падеж, ед. число, муж.род

Как изменяются прилаг – е?

По падежам, числам, родам

С какой частью речи согласуется?

С существительным

Синтаксические признаки

Определение

Сказуемое

– Хорошо, молодцы!

УЭ-3

Кадр №2. Проверьте, верно ли вы заполнили таблицу. Допишите.

– Прокомментируйте примеры из учебника. Придумайте свои.

Расскажите, что вы узнали о прилагательном. (отвечают слабые ученики)

УЭ-4

«Давайте говорить друг другу комплименты...»

- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А вы умеете говорить людям добрые, приветливые слова? Сейчас мы в этом убедимся. Работа в парах.

- Вы будущие воспитатели в д/с,  и вам нужно знать сказки. Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы-Яги, Емели, Золушки.

Задание (высвечивается на слайде): выбери подходящий для каждого члена жюри комплимент (запиши в тетрадь его номер):

для  Кощея Бессмертного – ?

для Сивки-Бурки – ?

для Бабы-Яги – ?

для Емели – ?

для Золушки – ?

КОМПЛИМЕНТЫ:

  1. 1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.
  2. 2. Ты так долго живёшь на свете, поэтому наверняка очень мудрый.
  3. 3. Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая.
  4. 4. Как хорошо иметь такого верного друга, на тебя всегда можно положиться!
  5. Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

Награждение- золотая и серебряная шкатулка.

УЭ-5

Объяснение нового материала.

А сейчас вернёмся к комплиментам, которые вы произносили в адрес сказочных героев. Назовите те прилагательные, с помощью которых вы хвалили героев (ловкая, быстрая, мудрый, счастлива, добрая, трудолюбивая, верного). Почему с их помощью можно охарактеризовать героев? (Потому что они называют качества (признаки) человека). Попробуйте эти качества (признаки) сравнить: ловкий – более ловкий, мудрый – мудрее, быстрая – самая быстрая). А сравнить эти признаки можно, ребята, именно потому, что данные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных. Посмотрите, какими ещё свойствами они обладают .Назовите эти свойства (краткая форма, сочетание со словом очень, образование сложных прилагательных путём повтора).

А попробуйте-ка произвести подобные изменения с прилагательными, которые обозначают признаки сундука и шкатулки (золотой, серебряная). Не получается! Как вы думаете, почему?  (Потому что они обозначают материал, из которого сделаны предметы). Такие прилагательные, ребята, называются относительными. . Какие ещё прилагательные к ним относятся? (Обозначающие временные, пространственные признаки.) Попробуйте привести свои примеры (зимний, вечерний, вчерашний, передний, школьный, сельский и т.п.).

2вариант: Работа с учебником.Разряды имени прилагательного. Таблица.

  1. О кач. Читает 1 ряд. Записываем основное.
  2. Об относит. Читает 2 ряд. Записываем основное.
  3. О притяж. Читает 3 ряд. Записываем основное.

УЭ-6 Заполни таблицу!

Разряды

Качественные

Относительные

Притяжательные

Значение

Примеры

Отличие

 

Степени сравнения

Суффиксы

 

Итак, с двумя разрядами прилагательных мы познакомились, а для знакомства с третьим я предлагаю вам открыть учебник. Прочитайте определение притяжательных прилагательных и расскажите его.

УЭ-7 Внесите сведения в таблицу. Сравни!

Разряды

Качественные

Относительные

Притяжательные

Значение

Величина, возраст

материал

Принадлежность к какому-нибудь человеку или животному

Цвет, вес

место жительства

Внеш вид, внутр

качества

время года, назначение

Примеры

маленький

стеклянный

мамин

Отличие

Степень сравнения

 

? чей? чья? чье? чьи?

Степени сравнения

есть

Нет ст. сравнения

Нет ст. сравнения

Суффиксы

– ее-, -ейш-

 

-ин,ын,ов,ев,ий,й–

– Кто объяснит, как же вы можете их отличать? Ваши предложения.

УЭ-8

 Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения.

Но лучше всего были сум…рки, когда над сырыми березовыми рощ…ми подымал…сь туманная луна. На вечерн…м небе в…днелись тонкие тени пл…кучих ветвей.В сиз…м воздухе ст…яли над лесом обл…кА и тлели слаб…м светом. А потом над огромн…й безмолвн…й землей воц…рялась ноч(?), до самых краев налитая прохладн…м воздухом и зап…хом воды.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Задание 2. Запиши данные относительные прилагательные группами

а) характеризующие предмет по материалу,
б) характеризующие предмет по месту,
в) характеризующие предмет по времени,
г) характеризующие предмет по действию.

С…годняшний, завтр..шний, тамошний, городской, сел(?)ский, отрывной, обл…денелый, точил(?)ный, наб…вной, деревянный, глиняный, с…ребряный, ст…клянный, с…ломенный, кожаный, вч…рашний, передний, задний, верхний, нижний, осенний, зимний, в…черний, утренний, п…дземный, давнишний, нагр…вательный, временный, семенной, языковая (колбаса).

Проверь работу своего товарища после выполнения.

Задание 3. Ъ или Ь? Спиши и подчеркни притяжательные прилагательные.

Верблюж…я колюч(?)ка, пахн…т сырост…ю, под…езд к павил…ону, молоч(?)ный кисел(?), бул…он из шампин…онов, пастуш…я сумка, маш…т крыл…ями, с…езжать с круч…, вет(?)ви ел…, выл…ю из кастрюл…, нян(?)чить внуч(?)ку, волч…я шкура, пис…мо сестрич(?)ке, колос…я яч(?)меня, об…ят огнём, об…яснить смысл п…есы, бел…ё на веревк…, об…ездной путь, шахтерская сем…я, лис…я н…ра.

Работаем 5 минут. В листе Самооценка выставляем себе оценку: 0 ош – “5”, 1ош. – “4”, 2ош. –“3”, 3ош. “2”.

УЭ-9

А теперь проведём небольшой лингвистически-поэтический эксперимент. Вы, ребята, отлично знаете, что поэты очень часто используют в своих стихотворениях прилагательные и в прямом значении, и в переносном (в этом случае они называются... эпитеты). Нелегко им находить яркие, точные слова, поэтому и трудятся они подолгу над каждой строчкой. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающих поэтов. Ваше задание: в данный текст (открываю слайд, где написано четверостишие с пропущенными прилагательными) вы должны вставить подходящие, на ваш взгляд, прилагательные. Работать лучше, объединившись в пары. Запишите полученное четверостишие в тетрадь. (На работу даётся около 5 минут.)

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под --- шубой.

Я ---- сказку читаю

О --- колдунье ---- .

Прочитайте получившийся текст (можно прослушать несколько вариантов). Сравните ваш вариант с текстом автора – Марины Цветаевой.

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

Какой текст интереснее, богаче, точнее? Почему Цветаевой удалось подобрать слова более точные и выразительные? Но, думаю, вы поняли, что поэт долго выбирал подходящие слова. Определим разряды прилагательных, использованных Мариной Цветаевой. А теперь назовите качественные прилагательные, подобранные вами; относительные; может, кто-то использовал и притяжательные прилагательные.

Итак, для чего мы используем в речи прилагательные?

УЭ-10

 Полные и краткие прилагательные. Напиши в опорном конспекте вопросы и примеры на тему: “ Полные и краткие прилагательные”. Какой? Каков? Красивый, красив.

УЭ-11

Работа с учебником. Формы сравнительной степени. Заполняем таблицу дальше, Какие формы, с помощью чего образуются. (Суффиксы и частицы).

Степени сравнения. + таблица.

Составь схему и заполни таблицу по теме: “Степени сравнения” Какие степени записали, примеры.

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Признак в большей или меньшей степени

Признак в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени

Примеры

Выше, лучше

Высочайший

Форма

простая

сложная

простая

сложная

Образуются

Суффиксы
-ее-, -ей-,
-е-, -ше-

Частицы
Более, менее

Суффиксы -айш-,
-ейш-

Частицы самый, наиболее, наименее

Изменяются

нет
не склон.

да (р.ч.п.)

да
(р.ч.п.)

УЭ-12

Работа с учебником. Упр.   Образуй степени сравнения, используя таблицу.

УЭ-13 

Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Общее значение – признак предмета н.ф. высокий

II. Морфологические признаки: пост.: разряд.______________________

Непост.: у качест. ________________у относит.________________________

у притяж._______________

III.Синтаксическая роль. определение

УЭ-14

Рассмотрим образец морфологического разбора имени прилагательного.

Выводы прописываем в опорном конспекте. Проверяем себя. Дополняем. Систематизируем изученное.

УЭ-15 Выходной контроль (оценивает учитель)

Тест.

Запиши в строчку только четыре буквы, соответствующие правильному ответу, например: А А В Б.

Прилагательное светлый относится к разряду:

а) качественных прилагательных,
б) относительных прилагательных,
в) притяжательных прилагательных.

Степени сравнения и краткую форму образуют:

а) притяжательные прилагательные,
б) качественные прилагательные,
в) относительные прилагательные.

Найдите притяжательное прилагательное:

а) угрюмый,
б) звонкий,
в) волчий,
г) золотой.

Относительные прилагательные:

а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени,
б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени,
в) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

УЭ-16

Итоги. 

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке? Что понравилось на уроке? Подберите 1 качественное прилагательное для характеристики нашего урока.

Домашнее задание.

  1. Сочинение-миниатюра (описание внешности человека).
  2. Подбор слов-синонимов  упр.
  3. Упр. По учебнику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный элемент      

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

     УЭ-0

Составление синквейна. (3мин.)

Послушай сообщение. Продолжи предложение «Гражданская война – это…

     УЭ-1

Тема урока: «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова»

Постановка целей урока. Сегодня на уроке нам предстоит

Цели урока:  

*анализировать рассказы Шолохова;

*выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую

войну на страницах своих ранних произведений.(1м.)

 Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.

     УЭ-2

Проблемная ситуация. Прочитай и выбери эпиграф.

Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.  

    М.Цветаева

Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

                                                       В.Гроссман

А ад я видел на земле.

         С.Черный                                                   (1мин.)

    УЭ-3

Анализ рассказа «Родинка». Заполни таблицу

Главные герои

Портрет героев

Душевное состояние

Что общего между ними?

Работа в парах. Самостоятельное заполнение таблицы при анализе рассказа.

    УЭ-4

Рефлексия. Вернемся к выбору эпиграфа(2мин.)

Что нового узнали на уроке? Оцените работу, используя прилагательные.

Запиши эпиграф, устно объясни выбор.



Предварительный просмотр:

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Цели урока:

Образовательные: 

  1. изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь", «Шибалково семя»;
  2. повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война";
  3. определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.

Развивающие: 

  1. развивать общеучебные компетенции: информационную, самоорганизацию, коммуникативную;
  2. развивать специальные компетенции учащихся: коммуникативную, языковую, культуроведческую;
  3. развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как: «Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»), прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием «Незаконченное предложение», выражение и отстаивание собственной читательской и гражданской позиции. 

Воспитательные: 

  1. на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
  2. воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари, технологическая карта.

Предварительное задание для учащихся: 

1.фронтальное:

 прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”;

2. индивидуальное:

а) подготовить сообщение «Гражданская война в России 20-х гг. XXв.»;

б) подготовить сообщение «Изображение гражданской войны в рассказе М.А.Шолохова «Шибалково семя».

План урока

  1. Вступительное слово учителя. Введение темы урока. Определение целей урока учащимися.Обращение к двум эпиграфам урока. Создание проблемной ситуации.
  2. Сообщение «историка» о Гражданской войне. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов - прием “Незаконченное предложение”). Самостоятельная работа учащихся.
  3. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.
  4. Выявление читательского восприятия (“Ромашка Блума”), выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  5. Анализ рассказов «Родинка», «Шибалково семя». На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
  6. Сообщение учащегося «Изображение Гражданской войны в рассказе М.А.Шолохова «Шибалково семя».
  7. Рефлексия. Самостоятельная работа студентов. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
  8. Дифференцированное домашнее задание индивидуальное и групповое.

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

2.Актуализация знаний учащихся

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Послушаем сообщение учащегося в роли историка. Ваша задача - составить синквейн - продолжить предложение: «Гражданская война – это…..» (С/Р)

Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. 

Сообщение учащегося.

Гражданская война - это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками. Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг. Расстановка социальных сил в годы гражданской войны. "Красные" - часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции. "Белые" - буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство. Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей. Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в "Донских рассказах".

3.Представление синквейна. Самостоятельная работа учащихся.

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких.

4.Введение темы, определение целей урока

Тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова. Запишите тему урока в тетрадь: «Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова».

Вместе сформулируем цели нашего занятия. Что мы должны выяснить, исследовать? Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

5.Создание проблемной ситуации на уроке. К уроку подобраны эпиграфы, прочитаем их.

Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.

    М.Цветаева

О, годы юности немилой,

Её жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

А.Твардовский «По праву памяти»

Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

                                                       В.Гроссман

А ад я видел на земле.

         С.Черный

Выберите из предложенных высказываний эпиграф к уроку, который, по вашему мнению, более всего отражает суть «Донских рассказов». Вернемся к этому заданию в конце урока.

6. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях. Настрой на восприятие рассказа «Родинка»

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни. «Приходилось бывать в разных переплетах»,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. Человеческие судьбы открываются в самых ранних рассказах Шолохова. И какие судьбы…

Рассказ «Пастух» - о том, как зверски расправились местные кулаки со строптивым Гришкой, который осмелился поднять голос против установленных ими порядков на хуторе: «Под ноги вздыбившейся лошади повалился Григорий, охнул, пальцами скрюченными выдернул клок порыжелой и влажной травы и затих». Осталась Дуняшка, сестренка, одна на целом свете: «Когда горечью набухает сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки холщовую нестиранную рубаху… Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота… И долго лежит неподвижно…»

«Коловерть» - за час до расстрела к пленному допускают маленького сынишку:

« - Папаня, а чего у тебя кровь на голове?

- Это я ушибся, сынок.

- А на что тебе вот этот дядя ружьем вдарил, как ты из сарая выходил?

- Чудак ты какой!.. Он нарочно вдарил, шутейно…

- Пойдем домой, папаня? Ты мне мельницу дома сделаешь.

- Ты с бабуней иди, сынушка.. – Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. – А я потом приду…»

Глазами подростка мы видим страшные картины братоубийственной гражданской войны в рассказе «Бахчевник». Убегает из дома избитый отцом, Анисимом Петровичем, «комендантом при военно-полевом суде в станице», старший двадцатилетний сын, «красноармейская утроба» Федор. «Узнал отец, что мать носила пленным харч, убил ее до смерти…»  Убегает от смертной угрозы и младший Митька. Где встретиться отец со своими сыновьями? На бахчевнике, который нанялся сторожить бездомный Митька. Рядом в шалаше лежит раненый старший брат Федор, примкнувший к красным. Отец на стороне белых, догадывается, что младший «змееныш» укрывает старшего. Послушаем финал рассказа.

«Шепнул Митька, бледнея….          ударил отца в затылок» (чтение по ролям: отец, Митька, автор).

Судьба человека в Гражданской войне. Жестокость и жалость…  Как они уживаются в одном человеке? Обратимся к рассказу «Родинка».

7. Анализ рассказа «Родинка». Учащиеся самостоятельно заполняют тех.карту.

“Родинка” - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

- Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Прочитайте первое предложение рассказа. Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.

- Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.

- Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.

- Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

- Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.

- Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души.

- Что узнаем о Николке из анкеты?

- Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит? (Вырос без отца. Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)

- Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя. (": плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая". В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)

- Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние? (Все надоело, устал от жестокости, насилия, "уморился так жить", учиться хочется).

- О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве? Ответ: В город бы.. учиться.

- Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке "зверино-волчье", что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? (Стал сиротой.  До 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля")

- Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к "красным").

- Его примета?  Ответ: Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет.

Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

 - А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (1,3 гл.) Ответ: Семь лет не видел родных,  плен германский, воевал за родину, потом Врангель - добровольческая армия, борьба за Россию, турецкая фелюга: затем возвращается на Кубань. Здесь родина, дом, семья.

- Такова история отца Николки.

- Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж в конце 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.

- Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? Ответ: Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. "Новая жизнь" встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

- Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Он был вынужден ": волком уходить по родным полям:". Почему не бывает трезвым? Его душевное состояние? Ответ:"Душа зачерствела". Пытается заглушить боль, которая возникает в душе: нет родных, нет семьи.

- С кем автор сравнивает атамана? (3 глава).  Ответ: Дважды сравнивает с волком: "Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходит дорогами и целиною бездорожно". И снова "Так и уходит по-волчьи".

- Почему такая ассоциация? Ответ: Очерствение души, одичание подчеркивается сравнением атамана с волком. Что-то есть звериное, жестокое в человеке.

- И сам волк появляется в 6 главе. (прочитать) Здесь волк даже человечнее, чем люди, "взвывающие по-звериному". Он потянул в лог "не спеша". В этом "не спеша" чувствуется сила, покой и правота своей жизни.

- Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж? Ответ: Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни. "Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной",- пишет Шолохов об атамане.

- Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. "Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы". Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.

- Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.

- У атамана "душа зачерствела", у Николки "лицо злобой перекошено". Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?  Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.

- Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?

- Путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".

- Как заканчивается рассказ? Ответ: Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая.

Выразительное чтение отрывка из 6 главы.

- В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир его сын? Ответ: Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына.

-Почему именно родинку использует автор как символ? Ответ: Родинка - родной - род - Родина. Род, Родина - естественное объединяющее начало.

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? ("Завыл", "почернел" и т.д.)

- Чёрный цвет не случаен. Он часто встречается в рассказе: "Черная от загара спина", "черная лента крови". В черный цвет окрашен мир людей в отличие от мира природы. Черный - это цвет боли, злости, ненависти.

- Почему застрелился атаман? - Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.

- Автор "убивает" своих героев; это символизирует то, что жизнь людей разъединила, а смерть - объединила. Не высказать словами горе отца. Он потерял сына, больше того - убил. И уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные. Жизнь кончена, незачем жить.

- В чем  трагедия героев? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

- В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

8.Выводы по рассказу

Гражданская война - это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому сделать вывод. Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о нечастном отце. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

9.Обращение к читательскому опыту учащихся

 Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.  Назовите рассказы. И если в рассказе «Родинка» трагедия - детоубийство, то в рассказе «Шибалково семя» показана драма рождения новой жизни.

10. Индивидуальное задание: пересказ-анализ произведения «Шибалково семя».

 - Что поражает в этом рассказе?  Ответ (после сообщения): Драма рождения новой жизни. Страшное время разводило по разные стороны баррикад людей, соединенных узами родства. Смерть Дарьи оказывается неизбежной. Герой – в ситуации выбора: долг и личное. Выбор дается нелегко. Участь «шибалкова семя» незавидна (сотня советует его взять за ноги да об колесо…) Кажется ли вам это страшным?

Промежуточный вывод (вариант 1). Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ «Чужая кровь». Этот рассказ я прошу прочитать к следующему уроку.

Промежуточный вывод (вариант 2).  Шолохов показывает выход из кровавого месива человеческой жестокости – только сам человек может изменить окружающий мир, он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов. И тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, но этот шаг важен, иначе процесс «расчеловечивания» будет уже необратим – такова основная мысль рассказов «Жеребенок» и «Чужая кровь». Этот рассказ я прошу прочитать к следующему уроку.

11. Рефлексия. Подведение итогов

Вернемся к выбору эпиграфа. Запишите, устно объясните свой выбор. (С/Р)

Слово учителя

«Донские рассказы»- это как бы развалины «дома», руины целого, превращенные в сплошные огневые рубежи, в поприще незатухающей ненависти, в царство смертей. Гражданская война предстает в "Донских рассказах" М. Шолохова как национальная трагедия, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. В рассказах Шолохова нет победителей и побежденных. Общая массовая деградация, расчеловечивание  - вот следствие братоубийственных войн. Эта проблема актуальна и в наши дни: Чеченская война, война в Абхазии…  Слово-предупреждение звучит для нас: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

Оцените свою работу на уроке (если ни один рассказ не прочитан, то не выше 4б.), используя прилагательные. Что нового узнали на уроке? (Связь с профнаправленностью)

Дифференцированное домашнее задание:

1. Прочитать рассказ "Чужая кровь". (1926). Ответить на проблемный вопрос: "Почему "Донские рассказы" заканчиваются рассказом "Чужая кровь"? Какую надежду читателю дает М.Шолохов?

2.Прочитать рассказ И.Э.Бабеля «Письмо» и ответить на вопрос: «На чьей стороне (белых или красных) автор?». Определить авторскую позицию в рассказе.

 3. Написать сочинение на тему: "В чем трагизм гражданской войны?" (По произведениям писателей XX века).

4.Индивидуальное: «Изображение гражданской войны в романе А.А. Фадеева «Разгром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...