Лингвокраеведческий материал и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
статья

Формирование личности современного студента и его образование немыслимо в отрыве от мировой и национальной культуры. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания достойных граждан своей страны президентом РФ В.В Путиным обозначен приоритет воспитания языковой культуры, осмысленного патриотизма, уважения к народу, к его самобытности.

 Своеобразие содержания средств обучения, через  которую  можно проводить патриотическое воспитание, определяется специальностью педагога,- арсенал филологов, в этом смысле, огромен. И немаловажное место в содержании обучения подрастающего поколения на уроках русского языка (литературы) занимает региональный компонент. Под РК понимается включение в общеобразовательные курсы гуманитарных дисциплин местного регионоведческого  материала.

В царской России данное направление называлось «родиноведение»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lingvokraeved.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвокраеведческий материал и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Любовь к Родине – не отвлечённое понятие… Она начинается с любви  к родителям, родному дому, малой родине… Только на основе возвышающих чувств патриотизма  и национальных святынь укрепляется любовь  к отчизне, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством:  «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»…

Формирование личности современного студента и его образование немыслимо в отрыве от мировой и национальной культуры. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания достойных граждан своей страны президентом РФ В.В Путиным обозначен приоритет воспитания языковой культуры, осмысленного патриотизма, уважения к народу, к его самобытности.

 Своеобразие содержания средств обучения, через  которую  можно проводить патриотическое воспитание, определяется специальностью педагога,- арсенал филологов, в этом смысле, огромен. И немаловажное место в содержании обучения подрастающего поколения на уроках русского языка (литературы) занимает региональный компонент. Под РК понимается включение в общеобразовательные курсы гуманитарных дисциплин местного регионоведческого  материала.

В царской России данное направление называлось «родиноведение»…такое доброе и понятное слово.

Для преподавателя-словесника  это углублённая лингвокраеведческая работа: изучение местных говоров, местного фольклора, местных авторов и местной ономастики. Лингвистическое краеведение как направление современного  языкознания  призвано разнообразить  формы организации занятий, повысить их эффективность, способствовать активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся. Задача формирования патриотического воспитания на основе учёта территориальных особенностей может быть реализована на уроках русского языка и литературы с  помощью использования и изучения языкового материала, имеющего одновременно образовательный и воспитательный потенциал.

Наибольшим национально-культурным потенциалом обладают имена собственные (ономастика): антропонимы (именования человека - личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы и прозвища и топонимы(географические названия рек, морей, озёр, городов и сёл, гор, оврагов и т.д.  Они обладают ярко выраженной национальной спецификой, неразрывно связаны с историей народа, особенностями его языка и культуры. Имена собственные играют особую роль в жизни человека, его прошлом, настоящем и будущем, поэтому изучение живых имён, в том числе имён и названий в определённом регионе, проливает свет на историю и развитие языка и  культуры человека.

Какие же аспекты изучения наиболее актуальны из ономастики?

1). Историко-культурная информация о происхождении и национальной специфике имён и названий в сравнении с другими народами.

2). Языковые особенности антропонимов и топонимов: этимология имён и названий и основные принципы номинации: произношение, правописание, склонение, словообразование ,употребление в речи.

3). Использование имён и названий в отечественной (в том числе региональной) художественной литературе.

Могут быть использованы разнообразные формы и виды работы с ономастикой: от эпизодического включения в дидактический материал региональной ономастической лексики до специального углубленного изучения антропонимов и топонимов на занятиях кружка.

Целесообразно использовать на уроках русского языка и литературы  местный краеведческий материал, так как он удобен для анализа, полезен для различного рода примеров…

Примеры (демонстрация слайдов презентации)

1). Исследовательская  работа  «Топонимия Приморья»  (с т.з.  филологии, географии, истории ...)  

2). Что такое  гидронимы? (Имена рек). Выясняем происхождение названий со студентами 311 группы (специальность «Природоохранное обустройство территорий») - интегрируемся с профессиональными дисциплинами, историей.

3). « Что в имени тебе моём?» Современный русский именник. Имена частые и редкие. Мода на имена.  Формы русских личных имён. Склонение личных имён. Правописание личных имён. Русский речевой этикет. Словари имён. История фамилии. Этимология фамилии. Правописание фамилий  (…)  - дисциплина «Деловой русский язык», студенты 3курса.

4). Региональная ономастика - ближайшие соседи  (китайские названия на карте Приморского края – история возникновения; «Страна восходящего солнца»-урок литературы - японские  топонимы в поэзии; русские названия на карте Америки…)

С лингвокраеведением связано и литературное краеведение, на материале которого так же можно воспитывать патриотизму.

Примеры из  личной «педагогической копилки», слайды презентации:

1). Литература  восточной ветви русской эмиграции (тексты произведений  Н. Байкова ;  судьба  Лариссы Андерсен (стихи) ; уссурийские казаки в  Харбине ( на уроке по  «Тихому Дону» Шолохова говорим об уссурийском казачестве)

2). Серебряный век.  Личность Осипа Мандельштама. Трагическая  судьба… (фильм о Мандельштаме,  памятник во  Владивостоке..)
3).Изучаем биографию и творчество А.С.Пушкина, - рассказываю о племяннике Александра Сергеевича, прах, которого покоится в Покровском парке города Владивостока (сведения из «летописи Владивостока»)

3) А.П.Чехов. Путешествие на о.Сахалин, прогулки Чехова по г.Владивостоку (писатель 5 дней гостил во Владивостоке…)

4). Письма  Э.Прей из Владивостока. Памятник. ( Упоминаю на   «Деловом русском». Тема «Виды писем». Интересные тексты).

Из вышеизложенного видно, что краеведение является одним из эффективных средств патриотического воспитания, так как соединение учебно-познавательной работы  с воспитательными задачами происходит  здесь естественно. А ещё краеведческая работа представляет  блестящую возможность реализовывать идею межпредметных связей, органично связывать уроки с факультативными и внеклассными мероприятиями.

Список использованной литературы:

1).Рублёва О.Л. Ономастика в школе: учебное пособие..-Владивосток,2005.

2).Зимняя И.А.Педагогическая психология.-М.,1999.

3).Т.З.Трапезникова. Вопросы воспитания на уроках русского языка.-М.:2007.

4). Л.И. Рувинский. Методика воспитательной работы.-М.,1989.

5).Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. –Просвещение.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Статья "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы"

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию т...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновывается объективная необходимость использования духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках иностранного языка с целью личностного развития будущего молодого специалис...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "

Статья "Патриотическое воспитание на уроках английского языка "...