Главные вкладки

    ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    статья

    В статье обосновывается объективная необходимость использования духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках иностранного языка с целью личностного развития будущего молодого специалиста. Кроме того, представлен опыт реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании.

     

    Ключевые слова: среднее профессиональное образование, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, иностранный язык.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx27.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

     В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    На основании требований ФГОС среднего профессионального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы учебной дисциплины «Английский язык» создаются условия формирования духовно-нравственных и патриотических ценностей личности на уроках иностранного языка в среднем профессиональном образовании (СПО) [1,2].

    Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых людей в образовательных учреждениях обусловлена социально-экономическим развитием общества.   В связи с этим требуется переосмысление подготовки квалифицированных кадров в учреждениях среднего профессионального образования с ориентацией на их личностное развитие и  формирование профессиональной культуры. Одной из задач профессиональной школы является формирование личности будущего специалиста, способного творчески осуществлять профессиональную деятельность и активно участвовать общественной жизни страны.

    Главной целью духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка  является развитие личности, обладающей духовно-нравственной культурой. Несомненно, каждая учебная дисциплина, в том числе и иностранный язык, оказывают воздействие на формирование личности будущего специалиста. В учебной дисциплине «Иностранный язык» заложены обширнейшие потенциальные возможности воздействия на духовный мир обучающихся. Зачастую иностранный язык во многом превосходит в этом отношении другие учебные дисциплины.

    В современном мире иностранный язык играет важную роль для успешной реализации профессиональной деятельности, что подразумевает не только коммуникацию с зарубежными партнерами, но и знакомство с культурными и духовными ценностями страны изучаемого языка.

    Таким образом, в процессе обучения иностранному языку преподаватель решает следующие задачи: расширение образовательного кругозора; развитие интеллектуальных познавательных процессов; совершенствование культуры межличностного общения; формирование духовно- нравственной сферы обучающихся.

    Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс духовно-нравственного развития обучающихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения. Только в том случае, если обучающийся в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции, будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

    В примерной программе дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций прописана воспитательная задача и  нацеленна на формирование и развитие личности обучающихся, их духовно-нравственных и эстетических качеств, мировоззрения, черт характера [2].

    Ориентация современного образования на гуманизацию и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с духовно- нравственным воспитанием и развитием обучающихся.

    В процессе обучения преподаватели помогают обучающимся осознать перспективные цели практического использования иностранного языка, сделать процесс обучения желательным для них, построить его на основе развития их познавательных интересов. Большое внимание уделяется содержательной части уроков иностранного языка, подбору материала, способствующего развитию духовных и нравственных качеств личности. Например, при изучении темы «Система социального обеспечения» обучающиеся готовят презентацию о жизни пожилых людей, их интересах, проблемах. Рефлексия в конце урока свидетельствует о том, что урок был интересным, познавательным и наполнен большой теплотой о пожилых людях. Но главное состоит в том, что молодые люди получают духовно-нравственный урок и мы надеемся, что каждый из них сможет сделает соответствующий вывод.

    Следует отметить, что большой интерес у обучающихся вызывает тема «Моя профессия». В процессе подготовки рассказа и презентации о работе специалистов среднего звена и опираясь на профессиональные знания, обучающиеся отвечают на вопросы, рассказывают о индивидуально-психологической характеристике и имидже специалиста получаемой профессии. Профессиональное самоопределение в рамках изучаемых тем на уроке иностранного языка укрепляет позицию обучаемого, является ступенькой на пути к профессионализму и служит основой для самоопределения в окружающем мире.

    Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка является одним из средств духовно- нравственного и патриотического воспитания. Практика показывает, что знания о своей стране и о регионе проживания используются в обучении иностранному языку фрагментарно и не систематично. Поэтому нами разработана серия уроков по краеведению. Предметное содержание включает те разделы тем, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе, его культурных ценностях, о его прошлом и настоящем. Широко используется краеведческий материал и во внеклассной работе.   Изучение истории родного края было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине.

    В качестве примера рассмотрим внеклассное мероприятие по теме «Героические страницы белгородских улиц», для проведения которого обучающиеся готовили проекты об улицах города, названных в честь освободителей Белгорода от немецко-фашистских захватчиков: А. Попова, И. Апанасенко, В. Шаландина, нашего земляка Н. Ватутина. При подготовке использовались методы проектного и опережающего обучения. Проведение данного мероприятия способствовало нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, помогало обучающимся поддерживать интерес к истории родного края.

    Серия уроков, посвященная выдающимся деятелям искусства Белгородской области (М.С. Щепкин, С. Дегтярёв, Н. Сличенко, С. Косенков), способствует не только эстетическому, но и духовному развитию обучающихся.

    В процессе изучения иностранного языка большое внимание уделяется национальным и культурным традициям страны изучаемого языка. Особенно актуально звучит тема «Народные традиции и праздники стран изучаемого языка». Использование презентаций, ресурсов сети Интернет позволяет сделать такие уроки красочными, яркими, запоминающимися, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся, развитию их познавательного интереса и расширению кругозора.

    Духовно-нравственно воспитание обучающихся, развитие положительной мотивации изучения иностранного языка происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. В практике нашей работы большое место занимает проведение различного рода внеклассных мероприятий: КВН, урок – игра «Слабое звено», викторины, конференции, а также билингвальные внеклассные мероприятия, которые всегда вызывают живой интерес у обучающихся. Такие мероприятия обычно проводятся в конце изучения определенной темы на иностранном языке, например, «Миром правит любовь», «Как живешь, молодежь?», «Спорт в нашей жизни».

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что целенаправленное использование методов духовно-нравственного и патриотического воспитания в процессе изучения иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.

    Кроме того, в современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

    Список литературы

    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. –Режим доступа: 18. tvoysadik.ru/file/download/898 (дата обращения 26.02.2017).
    2. Коржанова А.А., Лаврик Г.В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций. – М: Изд-ский центр «Академия», 2015. – 24 с. Режим доступа:  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/3_Englisj-lang.pdf (дата обращения 26.02.2017).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация статьи "Духовно-нравственные основы патриотического воспитания детей "

       Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательн...

    Статья" Духовно - нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на краеведческом материале в процессе обучения истории"

    Статья рассказывает о значениее духовно - нравственного воспитания для обучающихся...

    Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"

    Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Иностранный язык (английский язык) среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

    Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки  квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Иностранный язык (английский язык) среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

    Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09. Повар, кондитер, вход...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Иностранный язык (английский язык) среднего профессионального образования по профессии 29.01.07 Портной

    Программа учебной дисциплины Иностранный язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.07 Портной, входящим в состав укрупн...

    Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

    В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...