Публикация статьи "Духовно-нравственные основы патриотического воспитания детей "
статья на тему

Тодыкова Анна Викторовна

     Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием школьников, формированием у них духовности, нравственности, гражданско-патриотических  качеств  и национального самосознания.от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

 

   Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического  воспитания открываются через сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи в современной России

“…сила и эффективность патриотического воспитания

определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает

личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота»

В.А.Сухомлинский

Глобализация ХХI века ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций развития современного мира. С одной стороны, динамизм общественных изменений отражается на сфере ценностно-мировоззренческих установок личности. Во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Большинство традиционных нравственных ценностей и идеалов оказалось поставленным под сомнение. Изменилась информационно-культурная среда, в условиях которой происходит социализация подрастающего поколения. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.

Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования. В связи с этим в условиях реализации ФГОС особо актуализируется проблема формирования гармонично развитой личности, становление которой возможно через духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности.

Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует нравственным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Каждый раз, прорабатывая план воспитательной работы, задумываешься над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм - (от греч.Patriote - соотечественник, patris — родина),любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Для русской общественной и философской мысли характерны размышления о понятиях "патриотизм" и "патриот". Так Н.А. Добролюбов утверждает, что патриотизм "есть ни что иное, как желание трудиться на пользу своей страны", а В. С. Соловьев считает, что "нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству в народе".

Патриотизм– это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.

Уроки  истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству»

Наиболее огромный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Особую эмоциональность в основу формирования патриотического сознания внесли школьные мероприятия, посвящённые празднованию юбилейных дат, связанных с 400-летием окончания Смуты и 200-летием окончания Отечественной войны с Наполеоном.

Следует отметить, что не только уроки истории, но и уроки обществознания, способствуют формированию у детей чувств гражданственности и патриотизма. В работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение , ведь знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни односельчан.

Таким образом, содержание историко-обществоведческого материала как нельзя лучше способствует воспитанию в сознании детей основ гражданственности и патриотизма. Основой патриотического воспитания являются и разнообразные формы внеклассной работы: классные тематические вечера, встречи с интересными людьми, поездки на экскурсии в города области, в музеи, проведение экологических десантов, работа школьного лагеря (встречи с ветеранами, День Памяти и Скорби)

Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического  воспитания открываются через сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Считаю необходимым условием для усиления патриотической направленности образования и воспитания внедрение следующих факторов:

1. Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

2. Проведение проблемных семинаров с учителями и учащимися.

3.Усиление внимания вопросам воинского, трудового героизма народов, населяющих Россию, бессмертных подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны, в «горячих точках» страны.

4. Организация Экологического волонтёрского движения

5. Проведение спортивно-оздоровительных игр и соревнований.

6. Формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.

Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием школьников, формированием у них духовности, нравственности, гражданско-патриотических  качеств  и национального самосознания.

Литература:

1 .Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Москва Айрис-пресс, 2006.

  1. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации
    государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
    Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Авторы-составители:
    Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. Москва: АРКТИ,
    2005.
  2. Патриотическое воспитание на материале истории // Степанцев А.Т.
    Методический справочник учителя истории. Москва: Владос 2000.
  3. Преподавание истории и обществознания в школе № 4, 5. Москва 2005.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск, 1978.