Главные вкладки

    Статья" Духовно - нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на краеведческом материале в процессе обучения истории"
    статья на тему

    Дериглазова Татьяна Алексеевна

    Статья рассказывает о значениее духовно - нравственного воспитания для обучающихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx23.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

       Дериглазова Татьяна Алексеевна,

    преподаватель истории                                                                                                                                                                     ОБОУ СПО «Обоянский аграрный техникум»

    Страна, где мы впервые

           Вкусили сладость бытия,

           Поля, холмы родные,

           Родного неба милый свет,

           Знакомые потоки,

           Златые игры первых лет

           И первых лет уроки,

           Что вашу прелесть заменит,

           О, Родина святая?

           Какое сердце  не дрожит,

           Тебя благословляя    

                       (Жуковский В.А.)

    Изучение истории родной страны играет важную роль в формировании мировоззрения, в воспитании патриотизма, нравственного воспитания. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества, необходимости смены общественно – экономических формаций. Знание истории развивает горизонт человека, помогает ему определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудами и героической борьбой поколений.

    Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение.  Патриотизм – важнейший духовно - нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Вместе с тем патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время по – своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне [1].

    Формирование патриотизма в нашей стране всё чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше  общество на пути укрепления могущества Отечества. Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, училищ, техникумов, внешкольных учреждений. Русский педагог В.А.Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»[1].

    Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город  Обоянь (его историю, традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

    На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:

    • расширение и углубление общеисторических знаний обучающихся через изучение краеведческого материала;
    • дальнейшее развитие умений и навыков работы с научно – популярной, художественно – исторической литературой;
    • на  близком для обучающихся материале воспитать любовь к своему краю, интерес к истории.

     Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению обучающимися самых сложных вопросов социально – экономического, политического и культурного развития страны. Однако краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной историей, местной природой [2].

    Каждый преподаватель – краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном. Это положение должно быть взято за основу в работе преподавателя – краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы воспитывать «порайонно мыслящих», не ослеплять  обучающихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

    Чем глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным окажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения  к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогают обучающимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

    Краеведческий материал может составлять содержаний целого (краеведческого)  урока или же являться его элементом. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используют в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов на любом этапе урока [3].

    Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.                                                                                                                                    

    Изучая предмет «История края», говорю, что Отечество происходит от слова «отец». Отечество – родная земля, отчизна. Отчизна – место, где человек родился, вырос. Отчизна – корень, земля народа. Знакомимся с седой древностью формирования из племен союза наших древних предков, становлением города Курска, борьбой с кочевниками, с политической и хозяйственной деятельностью края, событиями гражданской и Великой Отечественной войн на Курской земле. Гордость за свой родной край позволяют воспитывать произведения наших талантливых земляков, среди которых композиторы, певцы, актеры, художники, поэты и писатели. Обучающиеся узнают, что на Курской земле сформировался талант Георгия Васильевича Свиридова и Аркадия Максимовича Абаза, звенел звонкий голос будущей певицы Надежды Васильевны Плевицкой, прошли первые пробы на сцене Михаила Семеновича Щепкина, рос и мечтал стать художником Александр Александрович Дейнека. Каждый по – своему воспринимал и отражал события, происходившие в стране. Это поэты, писатели- куряне: Аркадий Петрович Гайдар, Николай Алексеевич Асеев, Константин Дмитриевич Воробьев. По Обоянской земле ходили: будущий оперный певец Георгий Михайлович Нэлепп и будущий писатель Михаил Исидорович Козловский. Песенный соловьиный край не раз являлся источником вдохновения многих талантов [3].

    Обучающиеся сегодня стали другими. Они по иному воспринимают историческую информацию, учебник в их предпочтениях как источник информации занимает всего лишь третье место, ресурсы сети Интернет и СМИ выходят на первое место. Но роль преподавателя все равно остается важной, потому что главное не  информация, а отношение к ней.

    Сознание и чувство родины не наследуется генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Считаю, что только при условии включения подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам обучающейся, ощущает себя участником исторических событий, можно получить желаемые плоды.

    Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес  моих обучающихся к краеведению, к изучению истории родного края [4].

    Список литературы

    1.  Л.Д. Кудрявцева. Современное общество и нравственность. М.: Наука,2000.
    2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. – М.: Искусство,2000.
    3. Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях становления новой российской государственности: Учебное пособие. М.: Искусство, 2012.
    4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2010.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правого, нравственного и эстетического воспитания обучающихся

    Комплексный подход к решению задач воинского,         патриотического, правого, нравственного и эстетического        воспитания...

    Тема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адмиралы»

    ДокладТема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адм...

    Публикация статьи "Духовно-нравственные основы патриотического воспитания детей "

       Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательн...

    Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"

    Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории....

    Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

    В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

    ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    В статье обосновывается объективная необходимость использования духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках иностранного языка с целью личностного развития будущего молодого специалис...

    Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

    В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...