Главные вкладки

    Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"
    статья на тему

    Дериглазова Татьяна Алексеевна

    Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ                                   НА УРОКАХ ИСТОРИИ

    Т.А. Дериглазова                                                                                                                 ОБПОУ «Обоянский аграрный                                                                                    техникум»,  г. Обоянь

    История, - говорил В.О. Ключевский, - это великая наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. Применительно к нашей истории – слова проникнутые изрядной долей горечи. Слишком часто в угоду политическим веяниям ХХ  века мы  меняли наши исторические пристрастия и морально – нравственные акценты при анализе исторического прошлого, а это в свою очередь отнюдь не благотворно сказалось на патриотизме молодого поколения. Стали процветать безразличие и невежество в отношении  к собственной истории, неверие в то, что наше отечество может выглядеть достойно в семье великих народов мира.

    Вне исторической памяти, вне традиции и культуры нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.

    История одновременно и светлая, прекрасная, жесткая, страшная наука. Она призвана показать жизнь во всем ее  многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке людей друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами [1 c.34] .

    На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. На своих уроках я стараюсь сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир обучающегося. Дети учатся уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие к изучаемой проблеме, а в этом есть немалый залог успеха образовательной и воспитательной составляющих урока. С учетом того, что современная Россия находится на переходном этапе своего развития и ценности нашего времени только формируются в сознании, то задача уроков исторического цикла заключается в формировании ответственной, гражданской личности – носителя права и демократии.

    На своих уроках, развивая начала патриотизма, я пытаюсь донести до обучающихся идею того, через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая обучающимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, я стараюсь сосредоточить их внимание на том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов  в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь много более ценного воспитательного действия.

    Немало важную роль на уроках играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.

    Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве. В случае с изучением культурных и цивилизационных ценностей необходимо обращать внимание на общечеловеческие принципы в формировании морально – нравственных понятий [2 c. 56]. Культура современного мира носит кумулятивный характер, и каждый народ внес свой вклад  в формирование современной морали.

    История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни. Можно только порадоваться  за ту страну граждане, которой  с детской непосредственностью радуют и прославляют победы своих представителей на Олимпийских играх, достижения в НТР и т.д.  Примером  такого национального патриотизма могут служить Финляндия, Норвегия и Россия. Из малых побед складывается чувство большой гордости.  На уроках посвященных темам гражданско – правового образования обучающиеся должны не только усвоить набор общественно – правовых понятий, но  главное осознать необходимость активной гражданской позиции, чтобы эти понятия так и не остались красивой иллюстрацией к чужой жизни. Залогом выработки такой позиции могут стать проведения уроков в форме игрового имитационного моделирования.

    Еще одним немаловажным блоком в процессе нравственного и патриотического воспитания являются темы посвященные героическим страницам военной истории ХХ века. Как писал О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» - новая война может, начнется тогда, когда вырастит поколение, которое не помнит предыдущей войны [1 c.87]. Прошлый век  продемонстрировал степень безумия человечества  в деле собственного уничтожения. Останавливаясь на темах I  и II мировых войн, региональных войн периода «Холодной войны» важно донести нравственное общечеловеческое отношение к войне как таковой, обучающиеся  должны осознать всю бесчеловечность тоталитаризма, милитаризма, фашизма и национал – социализма, режимов, которые стали инициаторами войн ХХ века. Противоположностью этих негативных явлений войны были примеры героизма солдат и офицеров, тружеников тыла и ополченцев, участников движения  сопротивления и партизан.  Проявлением героизма и патриотизма изобилует история Великой Отечественной войны. И этим кладезем гражданско – правового  и патриотического воспитания  необходимо пользоваться всесторонне. Это и в процессе изучения  соответствующих тем на уроке, и при применении частично поисковых и исследовательских заданий, и на внеклассных мероприятиях посвященных памятным датам военной истории нашей Родины.

    Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения [3 c.42]. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность обучающихся. Обучающийся сам осмысливает как собственный опыт, так и опыт других людей.

    В жизни по – разному можно жить.

    В горе можно и в радости.

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно и так:

    На рассвете встать,

    И помышляя о чуде,

    Рукой обожженной   солнце достать,

    И подарить его людям.

    С. Островой

    Библиографический список

    1. Л.П. Буева. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1999 – №2.                                                                                        2.  А.Я. Данилюк. Концепция духовно - нравственного развития в воспитании личности гражданина России. М., «Просвещение», 2010.
    1. Б.Н. Михеев. Формирование гуманистических чувств на уроках истории // Преподавание истории в школе,2009, № 5.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    гражданско-патриотическое воспитание на уроках и внеклассных мероприятиях

    Опыт гражданско–патриотического воспитанияпри проведении внеклассных мероприятийпреподавателя истории БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратовой Г.В.         Одной из основных...

    Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории".

    Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории" 30.12.2014 г. на заседании Совета классных руководителей в Политехничнском отделении ГБПОУ Колледжа "Царицыно"....

    гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания....

    Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"

    quot;Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф"  К.А. Тимирязев. Тогда это может привести к более осознанному восприятию природы....

    Патриотическое воспитание на уроках истории

    Статьи и материалы по теме "Патриотическое воспитание"....