Доклад на тему «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках биологии и химии»
статья на тему

Мезенцева  Анна  Андреевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Забайкальский техникум транспорта и технологий»

Доклад на тему «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках биологии и химии»

Подготовил: преподаватель биологии и

химии Мезенцева А.А.

2017г.

« Воспитание человека – гражданина,

человека – патриота, должно быть

главной целью всего педагогического процесса »

М.В. Ломоносов

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  является одной из важнейших задач образования, потому что, к  сожалению далеко не все молодые люди думают сегодня  так  как великий поэт А.С.Пушкин, который сказал  «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».

Большой проблемой является и то, что всё больше и больше молодых и талантливых людей покидают нашу Родину в поисках лучшей жизни. Многое в этом вопросе,  конечно зависит от политики страны, но учителя во все времена являлись истинными патриотами и сеятелями зерен настоящего патриотизма в души подрастающего поколения. Поэтому, услышав часто повторяющуюся сейчас  фразу « Где лучше жить, там и родина» я поняла, что  каждый учитель  на своих уроках  должен так говорить о России, о великих сынах и дочерях ее, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы  молодые  ребята ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна»,  «родной край», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по родине плачут».  

Многие полагают, что гражданско-патриотическое воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить  химию и биологию.

В этом плане  курсы биологии и химии предоставляют большие возможности, такие как:

 1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии и химии.
2. Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология и др.
3. Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричасности с родной природой.
4. Использование на уроках  творчества поэтов, художников, воспевающего родную природу.
5. Знакомство с современными достижениями в различных областях отечественной химической промышленности, медицины, сельского хозяйства, биотехнологий.

Методы гражданско-патриотического воспитания

Название темы

Примеры

Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями и изобретениями русских ученых в области биологии и химии.

1.Происхождение культурных растений

Ребята сообщается, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И.Вавилова, который предпринял путешествия во все части земного шара. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь храниться мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С.Иванов- хранитель риса, А.Г.Щукин- хранитель масличных культур, Л.М.Розина- хранитель овса… Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны эти семена - хлеб будущего.

2.Неметаллы

Используется рассказ о подвиге 13-й роты 226-го Землянского полка, который позже был назван «Атака мертвецов под крепостью Осовец». В то время немецкие завоеватели использовали газовые бомбы на основе хлора. Так вот 6 августа 1915 г. в 4 утра был мощный удар по крепости Осовец, в ход были пущены те самые хлорные бомбы, но наши солдаты не сдались, а пошли в контрнаступление, зрелище было по истине страшным, все в химических ожогах, плюющиеся кровью, русские солдаты напоминали мертвецов восставших из могил, и одним своим видом обратили врага в бегство.

3.Соли

В осажденном Ленинграде не прекращалась научная работа в 18 лабораториях и мастерских Ленинградского технологического института имени Ленсовета. В январе 1943г. студентами института был разработан запал для дымовых шашек, и началось производство дымовых средств маскировки военных кораблей, стоявших на Неве.

Изучение биографии и открытий великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие таких наук, как химия, генетика, селекция, экология и др.

(материал используется на уроках, а также рассматриваетсястудентами самостоятельно при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ)

1.Металлы

Зимой 1941 г. под руководством академика Евгения Оскаровича Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34.

2.Окислительно-восстановительные реакции.

 Для борьбы с танками и бронемашинами использовались различные зажигательные смеси. Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (Качурин – Солодовников). Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова». Принцип действия основан на окислительно – восстановительных свойствах органических и неорганических веществ.

3. Нефть

В период 1941-1945гг. Н.Д.Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации. Н. Д. Зелинскому удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем полученный при перегонке нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. Студенты рассматривают схему крекинг процесса.

4.Вирусы. Бактерии.

Мечников открыл учение об иммунитете. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета.

5.Периодический закон и строение атома

Изучение материала об открытии периодического закона Д.И.Менделеева, о длительном и кропотливой работе над периодической системой.

6.Каучук

Вспоминаем русского химика С.В.Лебедева. Необходимость создания в нашей стране сырьевой базы резиновой промышленности побудило правительство в начале 1926 года объявить конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. Последний срок представления предложений и 2 кг. Образца синтетического каучука был назначен на 1 января 1928 года. С.В.Лебедев организовал группу исследователей из семи человек. И 30 декабря 1927 года 2кг. Дивинилового каучука было отправлено на конкурсную комиссию.

Раскрытие красоты и неповторимости природы родного края, его лесов, лугов, полей и рек. Воспитание чувства сопричасности с родной природой.

1.Основы рационального природопользования

Рассматривается материал об особо охраняемых природных территориях (заказниках, нац.парках, заповедниках), изучаются примеры растений и животных занесённых в Красную книгу, а также эндемичные виды, встречающиеся только на территории Забайкальского края.

Использование на уроках  творчества поэтов, художников, воспевающего родную природу.

1. Экосистемы

Зелёный луг, как чудный сад,

пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

на нём разбросаны букеты…(И.З.Суриков)

2. Методы исследования генетики человека

При изучении генеалогического метода целесообразно прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Моя родословная»:

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор, какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Наш предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Его потомство гнев венчанный,

Иван VI пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец.

Я Пушкин просто, не Мусин.

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Познание, постижение человеком Родины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности – очень важны. Поэтому эта работа должна вестись как на уроках, так и во внеурочное время. Этот длительный кропотливый труд окупится в будущем мощным развитием и процветанием нашей страны. Ведь нам есть на кого равняться.

В заключении хочу отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит не только от наших возможностей, а самое главное от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны. А методы, технологии преподаватель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение и за будущее нашей страны, найдет и подберет сам. Наша задача: воспитать подлинные патриотические чувства к Родине у подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"

Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....

Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»

Реферат  на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"

quot;Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф"  К.А. Тимирязев. Тогда это может привести к более осознанному восприятию природы....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума являетс...

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках биологии».

Описаны методы и технологии обучения,которые применяю при проведениии уроков биологии....

Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.

Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взгля...