ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»
статья

Васильева Яна Валерьевна

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума является дифференцированный подход, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический техникум

имени Грязного В.М.»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках

биологии и химии»


Подготовила: Васильева Яна Валерьевна

преподаватель химии и биологии

ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический

                                                                         техникум имени Грязного В.М.»

 

2020 г.

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума является дифференцированный подход, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

Чтобы достичь поставленных задач, необходимо совершенствовать и находить новые методы обучения, обращать большое внимание на средства повышения эффективности преподавания.

Одним из таких методов является метод уровневой дифференциации.

Ценность дифференцированного обучения состоит в том, что  возможно организовать работу по формированию ключевых компетенций:

  • предметных (усвоение темы);
  • жизненных навыков, необходимых учащимся в реальной жизни (самостоятельное выполнение разных видов работы; осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • коммуникативных компетенций (умение работать в группе на один общий результат, умение слушать и понимать других);
  • метапредметных (умений находить необходимый материал в учебных и справочных пособиях, отбирать нужное количества информации);
  • информационно-коммуникативных технологий (использование компьютера, интернета);

В силу разного развития личностных качеств появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому при изучении тем по биологии  и химии я организую уровневую дифференциацию обучающихся на всех этапах урока: при изучении нового материала, закрепление и повторение, при контроле знаний, умений, навыков.

Использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии и биологии  необходимо по ряду причин:

-различие интересов обучающихся;

-различие уровня умственного развития;

-фронтальные формы обучения;

-низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

-низкий уровень мотивации учения.

-различие личностно-психологических факторов - зависит от типа мышления, характера, темперамента;

-преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;

Целями дифференцированного подхода в преподавании химии и биологии являются:

-использование технологии разноуровневого обучения;

-обеспечение полного усвоения базисного компонента образования, а также выше базисного;

-обеспечение возможности для развития личности обучающихся и его эффективного обучения.

Работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс мы начинаем с :

-обоснования распределения времени на учебном занятии на самостоятельную работу обучающихся, в группе;

-выявления  места разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;

-выявления условий повышения эффективности обучения и развития обучающихся;

-разработки методических рекомендации по использованию технологий  дифференцированного обучения.

Начинать следует с представления учебного курса как системы.

 Для создания разноуровневой программы нужно  выбрать большую тему, разбить её на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме. Практические задания в этом случае выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности.

Деление на группы по способностям или по интересам позволяет более эффективно работать с теми обучающимися, у которых интерес в изучении химии невелик, а также реализуется желание сильных и заинтересованных обучающихся быстрее и глубже продвинуться в образовании. Возникает потребность в поиске путей решения задачи: как при уменьшении числа предметных часов не потерять те качества, которые предметы химия и биология могут формировать в силу специфики, и как перестроить учебный процесс на достижение всеми обучающимися базового уровня образования, а для заинтересованных обучающихся более высоких результатов.

Очень важную роль играет развитие индивидуальных способностей обучающихся на практическом уровне. На уроке развития практических умений и навыков выделяются:

  • основные понятия и знания на данном этапе получения знаний;
  • основные умения обучающегося на данном этапе получения знаний;
  • пути перехода на более высокие уровни (различные более сложные задания), для дальнейшего самостоятельного развития каждого обучающегося по его желанию.

Практическая часть завершается уровневой контрольной работой.

Дифференцированное обучение - это не только разноуровневое получение знаний при изучении практической части. Данный вид обучения должен просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

Если это — урок изучения нового материала, то необходимо выделить три этапа.

Первый этап - объяснительно - иллюстративный - состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся осваивают данную информацию.

На втором этапе готовим обучающихся к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Обсуждение химических свойств кислот дополняем лабораторными и демонстрационными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта. Цель второго этапа - формирование у обучающихся умений интегрировать свои знания.

На третьем этапе - исследовательская работа, творческое применение знаний (например решение усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей - это переход учителя на индивидуальную работу с обучающимися.

Если же это урок систематизации знаний, то применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке обучающиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять обучающиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы обучающиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами.

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках химии и биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

-использование разноуровневых заданий - домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм;

-усиление внимания к выявлению ошибочных представлений;

-расширение естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;

-более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие обучающиеся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

Использование методов дифференцированного обучения на уроках химии и биологии (из опыта работы)

В процесса обучения химии и биологии я ставлю интересы и потребности обучающегося. При выборе содержания и форм организации учебного материала учитываю возрастные, психологические и интеллектуальные особенности обучающихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности памяти, мышления, восприятия. Речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии. Поэтому использую дифференцированное обучение.

Наиболее слабым обучающимся, не осваивающим понятия на достаточно высоком уровне, я предлагаю дидактические карточки 1 уровня, обеспечивающие отработку основных доступных для них знаний, более сильным обучающимся – задания карточки 2, в которых требуется объяснить суть явлений на основе изученных законов и теорий .

Наиболее сильные обучающиеся выполняют задания карточки 3 уровня, предусматривающие предсказание свойств соединений, формулировку ведущих идей темы, решение нестандартных творческих задач.

Приведу пример использования дифференцированных дидактических карточек для самостоятельной работы обучающихся  на одном из уроков.

Тема «Алканы» 

Цель урока: закрепление знаний о строении, свойствах, применении   алканов.

После актуализации знаний учащихся в ходе фронтальной беседы предлагаю с/р по дифференцированным карточкам. Тип карточки для каждого учащегося определяю я, исходя из знаний, продемонстрированных в начале урока.

Карточка 1 уровня

А) CH3 – CH2 – CH – CH3 Г) CH2 – CH – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

CH3

Б) CH3 – CH – CH – CH3 Д) CH3 – C – CH2 – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

В) CH3 –CH2 – CH – CH2 – CHЕ) CH3 – CH2 – CH– CH3

CH3

1 уровень: Какие из веществ являются изомерами? _________________________________

Карточка 2 уровня

А) CH3 – CH2 – CH – CH3 Г) CH2 – CH – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

CH3

Б) CH3 – CH – CH – CH3 Д) CH3 – C – CH2 – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

В) CH3 –CH2 – CH – CH2 – CHЕ) CH3 – CH2 – CH– CH3

CH3

1 уровень: Какие из веществ являются изомерами? _________________________________

2 уровень: Какие из веществ являются изомерами? Назовите их по систематической номенклатуре__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 3 уровня

А) CH3 – CH2 – CH – CH3 Г) CH2 – CH – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

CH3

Б) CH3 – CH – CH – CH3 Д) CH3 – C – CH2 – CH3

│ │ │

CH3 CH3 CH3

В) CH3 –CH2 – CH – CH2 – CHЕ) CH3 – CH2 – CH– CH3

CH3

1 уровень: Какие из веществ являются изомерами? _________________________________

2 уровень: Какие из веществ являются изомерами? Назовите их по систематической номенклатуре.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 уровень: Какие из веществ являются изомерами? Назовите их по систематической номенклатуре. Составьте свой изомер к веществу В.

В конце урока мы обсуждаем результаты работы.

Вывод:

Проанализировав возможности использования технологии уровневой дифференциации обучения на уроках химии и биологии можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные и отрицательные аспекты.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

-использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые обучающиеся получают вне школы из различных источников;

-использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;

-усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;

-расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;