Технология уровневой дифференциации в личностно- ориентированном обучении математике
статья

Липницкая Вера Николаевна

Статья по теме " Т в личностно- ориентированном обучении"ехнология уровневой дифференциации" Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Значит нужна особая  организация учебного процесса. Уровневая дифференциация имеет особое значение. Уравневая дифференциация - это работа с конкретным обучающимся на конкретном уровне.Надо пробовать, учиться, совершенствоваться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_0.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Технология уровневой дифференциации

                в личностно –  ориентированном   обучении  математике»                                                        

                                                       Преподаватель  математики  Липницкая В.Н

                                                       ГБПОУ ВО «РТС и СТ» г. Россошь

                                         Разных детей и учить надо по разному, потому что

                                         каждый по - своему воспринимает информацию

         Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.

        Я – практик, преподаватель  математики. Преподаватель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

       Каждый обучающийся – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.

       Как научить всех?  Идея дифференцированного обучения нова и не нова одновременно: думающий, творчески работающий преподаватель всегда к разным обучающимся  подходит по – разному, умеет и любит работать с группами учащихся.

        Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих   обучающихся. Как показывают многочисленные психолого –  и вызывает трудности у многих обучающихсяпедагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех обучающихся, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся. И одним из таких подходов является уровневая дифференциация.                              

      Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме:  «Технологии уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике».

     В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого предмета. С одной стороны, математика вызывает затруднения у многих учащихся. В то же время большое их число имеют явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса очень велик,  ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

     Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

      Меня заинтересовала именно уровневая дифференциация, выбор форм которой зависит от методов и приёмов работы преподавателя, особенностей группы, возраста . Можно  провести диагностику в форме разного рода анкет. По результатам анкетирования  формирую три группы обучающихся, по-разному относящихся к математике. Дети знают, что состав групп не закреплён раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием. Так для обучающихся 1 курса  использую непродолжительные практические работы по закреплению  материала и проверки домашних заданий. Например при изучении темы «Составление математических моделей реальных ситуаций» я в начале каждого урока проверяю только умение составлять математическую модель без самого требований решить её, т.к. это дает возможность проверить буквально за 2-3 минуты поняли ли дети тему. Такой метод проверки позволяет сразу отработать составление уравнений к задачам.
Практикую решение задач не с печатного текста, а зачитываю задачу сама, что позволяет приучить детей в кротчайший срок к тембру моего голоса, скорости произношения, а также приучает их слушать и выделять главное.
В старшем звене я практикую работу группами, где при изучении темы группы разбиваю по уровню усвоения, сильные работают с данными заданиями своего уровня, а обучающиеся плохо усвоившие данную тему работают со мной, что позволяет сильным не «киснуть» на простых заданиях, а слабым не отставать еще больше.
При прохождении темы повторения, я прикрепляю сильных учеников к группам из 3-4 неуспевающих по данной теме учащихся, что позволяет сильным еще раз повторить тему, объясняя её неуспешным товарищам.
Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку.  Я считаю, что когда один обучающийся объясняет материал другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы (речь идет о темах повторения).
Применение ИКТ это еще один способ разнообразить работу на уроке. В кабинете установлена интерактивная доска и при работе на уроке мы стараемся использовать все её возможности. Показ презентаций, составленных учащимися по темам программы, позволяет заинтересовать. Обучающие презентации позволяют наглядно рассмотреть несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического редактора позволяет наглядно показать «движение» графиков по оси, сжатие или растяжение в зависимости от коэффициента.
Конечно же никакая техника не может заменить простое общение между
 учеником и учителем, я считаю, что невозможно решить задачу, а особенно геометрическую, без рассуждений. Я приветствую,  когда мои обучающиеся  начинают спорить между собой, или даже со мной по поводу метода решения задачи. Мне кажется, что именно во время общения и происходит то сближение учителя и ученика, т.к. появляется общая цель, решить задачу, и не просто решить, а сделать это красиво.

    Первый  семестр  посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, накапливаю материал для непосредственного включения учащихся в дифференцированную работу. Далее работаю с группами обучающихся  дифференцированно. Наконец, веду индивидуальную работу с обучающимися , поступающими в ВУЗы. Работа с различными группами учащихся ( часто – переменными ) – это самое трудное, этому надо долго учиться. Значит, большую значимость приобретают посещение уроков,  курсов, заседаний МО, изучение литературы. Учитель   учится, делясь своим опытом, своими находками.  

        Уровневая дифференциация – это работа с конкретным ребёнком на его конкретном уровне.                                                                            

        Мною разработана система зачётов для обучающихся 1 и 2 курсов. Ребята с первого дня изучения новой темы знают, что их ждёт на зачёте. У них в тетради вклеены материалы к зачётам.

 Далее, работа с родителями приобретает новую окраску – контакт с ними становится жизненно необходим для успешного внедрения технологии. Родители должны чётко знать, что даёт зачётная система их ребёнку, как она работает, действительно ли это лучше, удобнее. Их надо убедить и тогда «убеждённый» родитель  проконтролирует подготовку своего ребёнка к очередному зачёту. Итак, родители помогают, учитель настроен оптимистически, а как же дети? Сначала была настороженность, шёл процесс привыкания, затем, когда большинство обучающихся уже стали хорошо ориентироваться в нюансах зачётной системы, появился азарт. Захотелось лучше сдать зачёт, узнать свои возможности и помочь другим.  

     Обучающимуся необходимо предоставить возможность выбора той или иной дифференциации в любом возрасте, в любом классе, более того – на каждом уроке. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше. При выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать интенсивным формам обучения. Дифференциацию следует осуществлять за счёт различия в подходах и методах приобретения знаний. Важно опираться на прогрессивные методы обучения, т. е. обучать школьников на наивысшем уровне их познавательных возможностей.

        Тема дифференциации  интересна и актуальна. Многие учителя и преподаватели  интересуются проблемой уровневой дифференциации и делятся опытом своей работы с коллегами. Это позволяет поделиться как успехами, так и обсудить неудачи и найти пути решения проблем.

       Нет педагогической панацеи.

       Нет одного, самого главного приёма.

       Радуга из одного цвета – не радуга.

       Только поддерживая друг друга, приёмы дают « радужный» эффект, а технология – свой результат.

       Многоцветную картину не рисуют одним махом.

       Терпение и постепенность!

       Лучший способ загубить новшество – схватиться за всё сразу.

        Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

        Приёмы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

        Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

        Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон.

        Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. Также и в нашей работе.

        Если класс сыгран, то урок – как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

        Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!  

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии уровневой дифференциации.

В данной работе рассмотрены основные понятия теории дифференцированного обучения, цели, условия осуществления и виды уровневой дифференциации, реализация индивидуализации во всех формах организации уч...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Технология уровневой дифференциации обучения

Материалы для методического семинара...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума являетс...