Тема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адмиралы»
статья на тему

Павлий Алексей Игнатьевич

Доклад

Тема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адмиралы»

“Кто не знает, в какую гавань плыть, для того и не бывает попутного ветра”

Л.Сенека.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

• Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

• Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

• Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

Комплексный подход к воспитанию

• Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

• Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни нахимовца, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность нахимовца(воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

• При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Воспитательные дела

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей с нахимовцами.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности нахимовцев: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния — нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный— характер его содержания.

• Воспитательные дела – занятия коллективные, они не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных нахимовцев.

Традиционной и одной из распространенных форм воспитательной работы по воинскому, патриотическому, правовому, нравственному и эстетическому воспитанию являются экскурсии.

Экскурсия-это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по назначенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

 Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе и во внеурочное время. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить нахимовцев с реальной жизнью, с объектами реального мира. В ней происходит познание и активное взаимодействие нахимовцев с предметами, объектами явлениями природного, социального, культурного окружения. Познавательные экскурсии нахимовцев должны стать частью  учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать, как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее  на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в нахимовцах этетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Участие нахимовцев нашей роты в проекте « Незабытые адмиралы» пример комплексного подхода

 

к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. Суть проекта заключалась в том, что 27 апреля группа нахимовцев  1 роты посетила Новодевичье кладбище с целью облагораживания захоронений великих сыновей России, известных адмиралов Г.И. Невельского и Н.О фон Эссена. За время службы адмирала Невельского, на Дальнем Востоке были присоединены, без единого выстрела о. Сахалин и огромные территории Приамурья. Род Эссенов имел почти двухсотлетние морские традиции и дал флоту семь георгиевских кавалеров. Адмирал Н.О. Эссен герой русско-японской и Первой мировой войн проявил мужество и героизм в морском сражении при Порт-Артуре. С начало войны 1914 года, находясь на посту командующего Балтийского флота, руководил минными  постановками у военно-морских баз противника, чем обеспечил безопасность Петрограда.

 

С нахимовцами не только была проведена экскурсия, и они открыли для себя еще одну страницу истории Военно-морского флота России и почтили минутой молчания героев-флотоводцев, но и приняли участие в уходе за захоронениями  известных адмиралов. И  я уверен, что они этот день запомнят надолго.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pavliy_na_5_fevralya.docx496.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адмиралы»

“Кто не знает, в какую гавань плыть, для того и не бывает попутного ветра”

Л.Сенека.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

• Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

• Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

• Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

Комплексный подход к воспитанию

• Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.

• Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни нахимовца, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность нахимовца(воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

• При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Воспитательные дела

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей с нахимовцами.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности нахимовцев: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния — нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный— характер его содержания.

• Воспитательные дела – занятия коллективные, они не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных нахимовцев.

Традиционной и одной из распространенных форм воспитательной работы по воинскому, патриотическому, правовому, нравственному и эстетическому воспитанию являются экскурсии.

Экскурсия-это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по назначенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

 Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе и во внеурочное время. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить нахимовцев с реальной жизнью, с объектами реального мира. В ней происходит познание и активное взаимодействие нахимовцев с предметами, объектами явлениями природного, социального, культурного окружения. Познавательные экскурсии нахимовцев должны стать частью  учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать, как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее  на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в нахимовцах этетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Участие нахимовцев нашей роты в проекте « Незабытые адмиралы» пример комплексного подхода

к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. Суть проекта заключалась в том, что 27 апреля группа нахимовцев  1 роты посетила Новодевичье кладбище с целью облагораживания захоронений великих сыновей России, известных адмиралов Г.И. Невельского и Н.О фон Эссена. За время службы адмирала Невельского, на Дальнем Востоке были присоединены, без единого выстрела о. Сахалин и огромные территории Приамурья. Род Эссенов имел почти двухсотлетние морские традиции и дал флоту семь георгиевских кавалеров. Адмирал Н.О. Эссен герой русско-японской и Первой мировой войн проявил мужество и героизм в морском сражении при Порт-Артуре. С начало войны 1914 года, находясь на посту командующего Балтийского флота, руководил минными  постановками у военно-морских баз противника, чем обеспечил безопасность Петрограда.

С нахимовцами не только была проведена экскурсия, и они открыли для себя еще одну страницу истории Военно-морского флота России и почтили минутой молчания героев-флотоводцев, но и приняли участие в уходе за захоронениями  известных адмиралов. И  я уверен, что они этот день запомнят надолго.