Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа
статья на тему

Данилин Иван Фёдорович

Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры. Правильно подобранный репертуар является важным воспитательным компонентом образовательного процесса при формировании будущих педагогов - музыкантов и руководителей ДОУ в условиях ФГОС нового поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon danilin_i.f.doc (88.5 КБ88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Данилин Иван Фёдорович

ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж

Конспект урока: «Средства артикуляции как одна из форм профессионального становления будущего педагога – музыканта»

Конспект урока

по МДК 03.03. «Музыкально – инструментальный класс» 

 IV курс, специальность  050601 «Музыкальное образование»

Тема урока: «Средства артикуляции  как одна из форм профессионального становления  будущего педагога – музыканта»

Тип урока – комбинированный.

Продолжительность урока – 45 минут.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)  

Образовательные:

Закрепление штрихов legato,non legato, staccato; корректировка правильной посадки; развитие навыков артикуляции на баяне; совершенствование навыков слухового контроля. Применить артикуляционные навыки разнообразия в работе над новым произведениями И. С. Бах «Прелюдия» соль минор, Б. Самойленко «Колобок», сюита в VII частях, Русская народная песня «В низенькой светёлке» обр. В. Иванова. Закрепление умения осуществлять качественный подбор артикуляционных приёмов (штрихи) в соответствии с характером музыкальных произведений, умения делать промежуточные и итоговые выводы.

Развивающие: 

Развитие моторики при исполнении основных штрихов, развитие зрительного восприятия обозначения  штриха, развитие музыкального мышления, развитие навыков чтения с листа, развитие умения преодолевать технические трудности при работе над произведением. 

Воспитательные: воспитание интереса к музыке и выбранной профессии.  Воспитание сценичности исполнителя-баяниста, стремления к самооценке и самоанализу, собственного отношения к музыке. Воспитание желания работать творчески, интереса к практической деятельности.

Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на уроке): 

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.5. Исполнять произведения педагогического репертуара инструментального жанра с использованием современных музыкальных и электро-музыкальных инструментов .

Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа на уроке)

ОК 1. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития  

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Используемые на уроке технологии:

- личностно-ориентированная технология,

- нформационно-коммуникационная технология (ИКТ),

-технологи развития критического мышления;

- технология активного музицирования (игра под фонограмму).

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии.


Оборудование:

Пюпитр, нотный материал, баян, ноутбук, видеозапись исполнения  баяниста, лауреата международного конкурса, заслуженного артиста РСФСР Ю. Вострелова (Н. Чайкин «Концертная сюита ч IV «Скерцо»),

Структура урока:

Организационный этап.

- приветствие;

- сообщение целей и задач урока.

1 часть: проверка выполнения домашнего задания по предыдущей теме.

-проверка и правильность приемов, применяемых студентом;

-работа над гаммами, арпеджио, аккордами.

2 часть: изучение нового материала 

-разбор нового произведения;

-исполнение произведения крупной формы.

3 часть: закрепление материала. 

-подготовка произведения к концертному выступлению.

4 часть:  домашнее задание, подведение итогов 

-подведение итогов;

- выставление оценки;

-домашнее задание в форме инструктажа в форме устных указаний, а также путем разъяснений с показом на инструменте.

Учебный материал:

  • И. С. Бах «Прелюдия» соль минор
  • Б. Самойленко «Колобок», сюита в VII частях.
  • Русская народная песня «В низенькой светёлке». Обр. В. Иванова
  • Пьесы, песни для транспонирования

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Беседа с обучающейся, вводящая готовность обучающейся к уроку. Прежде чем  сыграть, она должна хорошо продумать задачу, взять посильный темп и мобилизовать себя для воплощения авторского замысла. Сообщение целей и задач урока.

Преподаватель:

- Мы начнем урок с «разогрева исполнительского аппарата. С этой целью поиграем гаммы, арпеджио, аккорды. Продолжим занятия с работы над «Прелюдией». Затем поработаем над средствами артикуляции в «Сюите»,  над транспонированием пьес и песен и закончим урок исполнением под фонограмму р. н. п. «В низенькой светёлке». Начинаем урок с инструктивного материала - исполнения гамм, арпеджио, аккордов, то есть с подготовки аппарата к исполнительской деятельности.

Оценка  исполнения: Игра гамм, арпеджио отвечает задачам данного раздела, но цель не всегда чтобы достичь ее, следует обратиться к теоретической части.

Как ты считаешь, что нужно сделать для достижения цели? Предположительный ответ: играть гаммы, арпеджио различными  аппликатурными вариантами К следующему уроку играть мажорные и минорные гаммы, длинные арпеджио с применением первого пальца правой руки. Следить за свободой руки, ее положением.

1 часть: проверка выполнения домашнего задания по предыдущей теме.

- Каким было домашнее задание? Работать над артикуляционными приёмами в прелюдии И. С Баха соль минор. Играет произведение от начала и до конца. Анализирует своё исполнение. Что получилось, что нет? Что касается текста, то наизусть ты его выучила. А что касается артикуляции, ты всего добилась? Я с тобой согласен. В работе над этой пьесой нужно чётко следить за проведением основной темы. Добиваться, чтобы она была доминирующей, а аккомпанемент поддерживал развитие темы, не заглушая её. Следует обратить внимание на штриховую культуру и артикуляционные приёмы исполнения. Оценка исполнения. Разбор на данном этапе приемлем. Текстовые ошибки мы исправим. Какие ты ставишь дальнейшие задачи в работе над произведением? 

- Технически верно. С воспитательной точки зрения музыкант должен узнать историю создания данного сочинения, художественно-эстетической концепции его исторической эпохи. Это задание к следующему уроку. Творческим результатам твоей работы в первой фазе должна явиться гипотеза – предположительный исполнительский план интерпретации изучаемого произведения. А сейчас попробуем начать прелюдию еще раз с начала и последим за проведением темы поочерёдно во всех голосах.

Показ преподавателя. Каков результат?

- Усложним задачу: последим за трансформацией темы прелюдии и каким штрихом более уместно исполнять этот эпизод? Показ. 

Что получилось? Почему мы используем штрих marcato?

- В данной прелюдии такая активная трансформация темы, все эпизоды динамически насыщены, ясно, что штрих legato не может быть здесь использован. Более уместным и естественным будет штрих marcato. Дома нужно следить за этим. Играя медленно по тактам. Кроме этого, охватить пьесу в целом. Пусть это будет игра, близкая чтению с листа, пусть даже многое не выходит. А потом уже начинать учить, по тактам. Проанализируем трудности. Да.  несомненно игра на инструменте вызовет определённые трудности, особенно в начале прелюдии при игре в темпе. Для этого их, со временем, нужно поиграть различными способами. Это этап дальнейшей работы над произведением, а сейчас, для  формирования первоначальных музыкально-слуховых представлений о произведении, я тебе исполню его сам.

Показ преподавателя. Мое исполнение не имеет законченного характера, я лишь «набросал контуры будущего произведения, но этот эскиз должен возбудить твою фантазию и желание работать над музыкой этой пьесы.  2 часть: изучение нового материала.

- А теперь переходим к работе над следующим произведением: Б. Самойленко «Колобок» Задача проигрывания: целостность исполнения, правильное ведение меха, точное переключение регистров.  

Проанализируем свое исполнение? Что получилось, что нет? Постарайся понять, о чем ты играешь, тогда станет понятно, как ярко раскрыть художественный образ произведения. В сюите «Колобок» воплощён широкий круг образов, сочетающих скерциозную динамику и русскую лирику.

Для какого инструмента написано произведение? Верно. Так как сочинение написано специально для баяна, нужно найти основной прием звукоизвлечения. Еще раз начнем играть произведение и последим за «культурой эмоций». Сюита – это та форма, в которой рациональное и эмоциональное должны быть рядом. Не перекрывая друг друга. От этого зависит яркость исполнения пьесы ,  смена меха, средства артикуляции. 

Что плохо было? Что нужно сделать, чтобы звучание сюиты было лёгким? Смена меха проходила хаотично, слабо раскрыт художественный образ произведения. Исполнять сюиту штрихом non legato.Большое значение приобретает в данном случае и метроритмическая дисциплина. Собственное иллюстрированное исполнение. Особенно нужно следить за ведением меха. Выведенный с учетом фразировки и динамики мех, его мягкие смены направления движения, не нарушающие общего тонуса, будут способствовать  решению главной задачи- создания естественности, простоты и завершенности.                                                                  3 часть: закрепление материала. 

Сейчас послушаем в записи баяниста, лауреата международного конкурса ,заслуженного артиста РСФСР Ю. Вострелова (Н. Чайкин «Концертная сюита ч IV «Скерцо»), и проанализируем артикуляционные приёмы исполнения. Артикуляция хороша, если мысль декламируется соответственно своему содержанию.

Какие артикуляционные приёмы ты услышала в исполнении                      Ю. Вострелова?

- Да, исполнитель нашёл необходимый в данном случае способ произнесения мелодии за счёт данных штрихов - legato и staccato.Освещая исполнительские традиции данного произведения можно сказать учиться полезно на этих моделях, но хорошие традиции ценны тем, что в них можно вносить что-то новое, своё. В самостоятельной работе искать подлинно творческие решения, чтобы каждое произведение  для тебя было открытием. Переходим к разделу нашего урока: Транспонирование. Возьмём упражнение для ладотональной настройки мелодическое движение усваивается в поступенном движении и скачками на устойчивые звуки (практические задания. Г. Шахов, задания (1-6).

Вопрос преподавателя. Что остаётся неизменным при транспонировании?: При любом транспонировании лад остаётся неизменным и аппликатура левой руки. Меняется только его высотное положение.  Совершенно верно.

Что нужно сделать для более активного развития тональных ощущений и представлений в процессе транспонирования? Мысленно воспроизводить в разных тональностях; звукоряда лада, всевозможных интервалов и аккордов от различных ступеней лада, знакомых по памяти мелодий, любых возникающих в сознании слуховых представлений – мелодических и гармонических. В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления  П. Дранги, дуэта «Баян-mix». В связи с вышесказанным в образовательную программу по баяну, аккордеону нами был включен раздел «Игра под фонограмму», имеющий о определенные задачи. К ним относится:

1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;

2) развитие музыкального слуха, вкуса;

3) воспитание исполнительской дисциплины;

4) развитие внимания при исполнении;

5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;

6) знакомство с лучшими образцами эстрадной музыки;

7) воспитаниесамостоятельности;

8) развитие чувства ответственности качества разучивания своей партии. Сейчас исполним под фонограмму р. н. п. «В низенькой светёлке» Задача проигрывания: целостность исполнения, правильное ведение меха, точное переключение регистров, предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением, контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Что является наиболее существенным при игре под фонограмму? 

- Одним из важных компонентов игры под фонограмму является метроритм. Именно он позволяет играть синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию.

4 часть: домашнее задание, подведение итогов.

- Потрудились мы сегодня плодотворно. Домашнее задание выполнено в полном объеме. За урок я ставлю оценку «хорошо». К следующему уроку, кроме гамм, арпеджио и  аккордов, нужно поиграть упражнения с применением первого пальца. И.Бах «Прелюдия» - выполнить аппликатуру, следить за штриховой культурой ,  и всеми средствами артикуляции.

Б. Самойденко- сюита определить рациональные способы извлечения звука, выполнить штрих non legato более точно проводить смену регистров. Найти в Интернете выступление баяниста П Агафонова и проанализировать его артикуляционные приёмы при исполнении народных обработок.

Транспонировать пьесы  и песни на хроматический полутон и на терцию. Г. Шахов, задания (7-14). Р.н.п. «В низенькой светёлке» четко представлять, в каком темпе   играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой. При выполнении работы можете использовать методические рекомендации по организации практических и самостоятельных работ МДК 03.03 «Музыкально-инструментальный класс», стр. 21-22.


Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы

обучения

Средства обучения

Ориен-ая дозировка времени

Формируемые ПК/ОК

Организационный этап. 

 Процедура организации и     подготовки к занятию.  Приветствие.

Сообщение темы урока, определение

 цели, задач, установка на выполнение

словесный

Речь педагога В.Мотов « Гаммы арпеджио, упражнения на баяне»

 2мин.

1часть: проверка выполнения домашнего задания по предыдущей теме

.

Работа над инструктивным материалом.

Игра позиционных упражнений, исполнение гамм A dur, g moll различными. аппликатурными вариантами.

Исполнение длинных арпеджио с применением первого пальца.

Работа над артикуляционными приёмами в прелюдии И. С Баха соль минор. Работа над произведением.

Общее ознакомление с художественным образом

Зрительное чтение нотного текста.

Детальный разбор произведения.

Средства артикуляции

Определение технических планов для лучшего воплощения авторского замысла.

Знакомство со стилем композитора

Метод показа на инструменте

Словесные методы (беседа, объяснение)

Сравнительный Объяснительно- иллюстративный  

Диалог культур

Проблемный  

Аналитический

Технология развития критического мышления

Контроль, оценка деятельности

нотные тексты

 инструмент

пюпитр

Речь педагога.

10 мин.

ОК 1

ПК 3.1.

2 часть: изучение нового материала; 

Анализ исполнения произведения.

Определение артикуляционных приёмов звукоизвлечения.             Проблемы современных приёмов ведения меха.

Уточнение использования регистров баяна

Самойленко «Колобок», сюита в VII частях,часть III «Старуха»

Аналитический

Метод показа на инструменте

Исследовательский

Обобщающий.

Практический.

Поисковый

ИКТ

Ноутбук

нотные тексты

Музыкальный инструмент

пюпитр

23 мин.

ПК 3.1

ОК 1

ОК 4

3 часть:

 закрепление материала. 

Анализ артикуляционных приёмов исполнения после просмотра видеоматериала. 1.Последовательность обучению транспонированию.

2.Основные принципы преподавания транспонирования Просмотр видиоматериала по теме урока (Средства артикуляции

Игра под фонограмму Проигрывание произведения в целом.

Анализ исполнения произведения.

Определение артикуляционных приёмов звукоизвлечения. Синхронность звучания обучающегося с фонограммой

Р. н. п. «В низенькой светёлке»,   обр. Аз. Иванова (Игра под фонограмму)

Анализ

Проблемное обучение

Показ педагога

Активное музицирование

Речь педагога.

Ноутбук, колонки

8 мин

ПК 3.1

ОК 2

ОК 4

ОК 7

4 часть:  домашнее задание, подведение итогов.    

.

Анализ работы обучающегося:

Подведение итогов с участием обучающегося

Обоснование отметки за урок.

.Формулирование домашнего задания

Рефлексия

Оценка преподавателя

Речь педагога.

Методические рекомендации по организации практических и самостоятельных работ МДК 03.03 «Музыкально-инструментальный класс», стр. 21-22.

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адмиралы»

ДокладТема: комплексный подход к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся на примере участия нахимовцев 1 роты в проекте «Незабытые адм...

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды...

Формирование экологического воспитания обучающихся в ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»

Экологическое воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человеч...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"

Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....