Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся
материал на тему

Семёнова Наталья Григорьевна

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_obrazovatelnoy_sredy_na_povyshenie_motivatsii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга образовательной среды

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

Семёнова Н.Г., методист

В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня. Социально-политические изменения, происходящие в стране, обозначили потребность современного российского общества и государства в специалистах среднего звена. В этой связи обществом и государством предъявляются новые, достаточно высокие требования к системе среднего профессионального образования. Профессиональное образование - неотъемлемое звено системы непрерывного образования - выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности.

Основной целью системы среднего образования должна стать подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, компетентного, творчески мыслящего, свободно владеющего профессиональными знаниями и современными информационными и коммуникационными технологиями. Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации выпускников.

Для профессионального обучения, как и для обучения в целом, большую роль играет образовательная среда учебного заведения, которая, по мнению Ясвина В. А. [2;3], включает в себя систему влияний и условий формирования личности, а также возможности для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

На формирование профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся оказывают влияние многие факторы: широкое социальное окружение, тип образовательной среды учебного заведения, его характеристика, личностная мотивация и многое другое.

Мы подробнее остановимся на такой важной составляющей образовательной среды, как мотивация обучающихся. Именно мотивация играет особую, важную роль в процессе совершенствования системы профессионального образования, т.к. от мотивации обучения зависит как качество обучения, так и уровень подготовки специалистов.

Чтобы правильно оценить действия обучающихся, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Обучающийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

Сами по себе знания, которые обучающийся получает в колледже, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить диплом, заслужить похвалу, избежать наказания и т.д.). В этом случае обучающегося побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Для изучения особенностей мотивации обучающихся Самарского социально – педагогического колледжа мы провели исследование. Используя методику изучения мотивов учебной деятельности студентов (А. А. Реана и В. А. Якунина) [1,493-495] и анкетирование обучающихся, мы выделили наиболее ярко проявляющиеся мотивы учебной деятельности.

В результате исследования было выявлено, что 79% обучающихся нашего колледжа учатся для получения диплома, 76% обучающихся хотят стать высококвалифицированным специалистом, 64% хотят обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. При этом такие мотивы обучения, как «Избежать осуждения за плохую учебу (6%), быть примером для сокурсников (4%), не отставать от сокурсников (9%), быть постоянно готовым к очередным занятиям (10%)» обучающимися практически не выбираются, как значимые, хотя именно данные мотивы способствуют приобретению знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Отсюда видно, что у большинства обучающихся преобладает внешняя сторона учебной мотивации, они ориентированы на конечный результат – получение диплома. Все это приводит к низкому познавательному интересу у обучающихся во время учебных занятий.

Результаты анкетирования обучающихся показали, что главными факторами, влияющими на низкую мотивацию обучения, являются: нежелание посещать занятия из-за слишком раннего начала уроков; низкий уровень комфорта, сплоченности в учебной группе; совмещение работы и учёбы; низкий уровень физического здоровья; высокая степень конформного поведения.

Все выделенные нами факторы низкой мотивации отрицательно сказываются на процессе обучения. Поэтому для повышения уровня учебной мотивации обучающихся ССПК совместно со студенческим советом колледжа был разработан проект программы повышения мотивации обучения.

На наш взгляд, одним из главных способов повышения мотивации может служить заинтересованность, действенное внимание к жизни студентов со стороны классных руководителей, а также контроль и строгость с их стороны. Они должны давать чёткую установку группе что «наш коллектив- это команда!  И чтобы быть самой лучшей командой среди других, мы должны приложить общие усилия». За основу нами были взяты следующие способы повышения мотивации:

- Упор на учёбу, (повышение успеваемости). Это своего рода соревнования в рамках учебного процесса. Есть команда- это группа, и есть цель - занять лучшие позиции успеваемости среди других групп. Нужно донести это до всех обучающихся, пробудить в них чувство командного духа. Для заинтересованности обучающихся сам классный руководитель должен быть заинтересованным.

- Проводить различные тренинги (для сплочения группы, чтобы больше узнать о тех, с кем ты проводишь далеко немало времени). Предлагаем ежемесячные, ежесеместровые собрания, «летучки», и просто совместные психологические игры внутри группы. Подкрепить их необходимо тестированием, но не затяжным, скучным и надоедающим, а простым.

- Максимально разнообразить учебные занятия (чтобы заинтересовать даже тех, кто ошибся с выбором специальности и не желает проявлять усилия в учёбе). С нашей точки зрения, лекция становится интереснее, когда преподаватель не прочитывает материал из специальной литературы, а рассказывает своими словами, либо исходя из своего опыта, подкрепляя научными знаниями. Предлагаем для снятия напряжения обучающихся проводить физ.минутки по окончанию половины пары, урока. Несложные физические упражнения для глаз, пальцев, ног не только разрядят обстановку, но и вновь вдохнут свежие силы. Также проявляется интерес к занятию, когда педагог ведёт диалог с обучающимся, выслушивает его точку зрения, проводит занятия в форме практической игры. В такой ситуации появляется интерес проявить себя и не бояться сделать что-то не правильно. Также можно косвенно почувствовать себя в профессии.

- Метод «кнута и пряника»: конечно обучающиеся люди взрослые и самостоятельные, но к ним нужно время от времени проявлять жёсткость (если обучающиеся не желают посещать занятия, не прилагают никаких усилий, пассивны в отношении учёбы и не видят в ней смысла, к ним нужно применять меры наказания). Например, лишение стипендии обучающегося. Да, наказание не серьёзное, но всё-таки даёт ему понять, что он делает что-то не так, или наоборот не делает того, что должен. Это как штраф на работе.  Не желаешь работать - оставайся без заработной платы, либо появляется риск быть вовсе уволенным. Если обучающийся проживает в общежитии, наказанием может служить его выселение.

- Метод «Сосед — соседу», означает взаимную помощь сложным студентам в группе. Внутри групп оказывается поддержка обучающимся в учебной деятельности (взаимопомощь, совместное выполнение заданий и т.п.), психологическая поддержка, простое общение, которое может благотворно повлиять на желание посещать колледж, учиться.

Также мы считаем, что наилучшим режимом подкрепления для обучающихся будет являться режим с переменным интервалом (вознаграждение через неопределённые промежутки времени; воздействие подкрепления на поведение – умеренные и стабильные результаты работы, воздействие на поведение прекращения подкрепления - медленное исчезновение усвоенных форм).

Таким образом, главным мотивирующим моментом будет являться какое-либо вознаграждение через неопределённые промежутки времени и за определённо выполненные задания, но выполненные качественно.

Исходя из этого, вознаграждение не станет систематическим и за малейшие усилия. Обучающийся сам будет осознавать, что и как  нужно сделать, чтобы получить вознаграждение. При этом он будет ожидать, достойны ли вообще его усилия вознаграждения. Это как лотерея. У обучающихся появится азарт получать больше и больше вознаграждений.

Если данный режим окажется эффективным, разумно будет перейти к режиму с переменным коэффициентом (вознаграждение за различное количество достигнутых результатов; воздействие подкрепления на поведение- очень высокие результаты работы; воздействие поведения на прекращение подкрепления- медленное исчезновение усвоенных форм поведения).

При таком режиме вознаграждения сокращаются, и выдаются только за действительно хорошо выполненную работу, только за отличные результаты в учёбе. Таким образом, обучение приобретает форму борьбы. Каждый хочет быть лучшим, быть оцененным не так, как другие. Обучающиеся будут прилагать все усилия, чтобы наградили именно их. 

В настоящее время эта программа проходит в колледже этап апробирования.

Таким образом, обучающимся необходимо в самом начале процесса обучения в колледже научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и, тем самым, — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала.

Список источников:

  1. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие /под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 688с.
  2. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. /В.А. Ясвин. - М:Сентябрь,2000. – 128с.
  3. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию./В.А.Ясвин. – М.: Смысл. – 2001. – 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа

Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...

Доклад к педогогическому совету "Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа"

Методическая разработка классного часа "Мой выбор - здоровье" для всех специальностей и курсов....

Доклад «ИКТ как средство повышения внутренней мотивации обучающихся» преподавателя ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» Ананьиной И.М.

Доклад «ИКТ как средство повышения  внутренней мотивации обучающихся» преподавателя ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» Ананьиной И.М. на Научно – п...

Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса на тему Повышение учебной мотивации обучающихся с помощью активных методов обучения

В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения н...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...