Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср
методическая разработка

Паскар Татьяна Владимировна

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуара. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное  образовательное учреждение

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И.А. КУРАТОВА»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ

МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором

Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара»

Для специальности

53.02.01. - Музыкальное образование

Базовая подготовка

Среднего профессионального образования

Сыктывкар

2018

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуара. Данный раздел является частью МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». В методическом пособии даны практические задания по каждому разделу и теме, изложены методические  рекомендации к их выполнению и предложен  музыкальный материал, на основе которого реализуются темы разделов. Предлагаемые рекомендации помогут студентам закрепить теоретические знания и практические умения, необходимые  учителю музыки и музыкальному руководителю  в предстоящей  педагогической  деятельности.

Содержание

Введение      ……….……………………………………………………… ……   4      

Раздел 1  Аранжировка одноголосных партитур с сопровождением и без него на двухголосный детский хор…………………………………………………    7

  Тема 1.1 Освоение теоретико-хороведческого минимума

  Тема 1.2 Виды фактуры. Классификация типов аккомпанемента и характер      фактуры

  Тема 1.3 Голосоведение. Его особенности, разновидности

  Тема 1.4 Способы аранжировок

  Тема 1.5 Характеристика однородного детского хора младших классов

  Тема 1.6 Аранжировка одноголосной партитуры с сопровождением на двухголосный состав

Раздел 2 Аранжировка с трех- и четырехголосных однородных хоров

на одно- и двухголосие………………………………………………………...    9

  Тема 2.1 Аранжировка (переложение) с трехголосного однородного хора на одно и двухголосный………………………………………………………

Раздел 3 Переложение с трех- и четырехголосных хоров с сопровождением и без на двухголосный детский  хор……………………………………………   10

  Тема 3.1 Характеристика  однородного детского хора 5-8 классов

  Тема 3.2 Особенности аранжировки хоровых произведений для однородного детского хора 5-8 классов

Раздел 4  Переложение одноголосных песен на двухголосный детский

 хор……………………………………………………………………………….  10

    Тема 4.. Переложение вокальных произведений с сохранением фортепианного сопровождения

 Раздел 5 Переложение с четырехголосных однородных хоров с сопровождением и без него на трехголосный хор 9-10 классов…………….  11

    Тема 5.1 Характеристика однородного юношеского хора 9-11 классов (женский)

    Тема 5.2  Переложение четырехголосных однородных хоров с сопровождением на трехголосный хор

Раздел 6 .Переложение с одно- и двухголосных партитур однородного

хора с сопровождением и без него на трехголосный юношеский (женский) хор……………………………………………………………………………….  13

    Тема 6.1 Переложение вокальных произведений для трехголосного однородного хора

 Раздел 7 Переложение для юношеского школьного хора………………….  14

   Тема 7.1 Аранжировка партитур однородного хора на юношеский хор

   Тема 7.2 Переложение вокальных произведений для солиста и хора

   Тема 7.3 Свободная обработка народной песни для двух и трехголосного состава

Литература……………………………………………………………................ 16

Введение

         Рабочая программа учебного раздела «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» является частью рабочей программы МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором» профессионального модуля ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» базовой подготовки.

         С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен приобрести практический опыт «ПК 3.4. Аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава». 

          Целью курса хоровой аранжировки  является приобретение знаний и умений для овладения  профессиональной компетенцией «Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся».

  Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм как аудиторной, так и внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ и формирует следующие общие компетенции будущих молодых

специалистов:

  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 Овладение такими навыками необходимо будущему хормейстеру в его практической работе. Оно расширяет возможности выбора хорового репертуара. В то же время, непосредственное знакомство с различными изложениями хорового письма в процессе обучения помогает глубокому пониманию специфики хорового звучания, способствует  развитию профессионально-исполнительских качеств дирижёра.

          Объектом изучения дисциплины являются различные хоровые коллективы: детские, женские, мужские, смешанные, их возможности и взаимодействие между собой. Процесс освоения курса хоровой аранжировки тесно связан со знаниями основ гармонии, хороведения. Так, без знания границ хоровых диапазонов, без понимания условий, при которых может быть достигнут хоровой ансамбль, без знания закономерностей гармонического развития  невозможно на профессиональном уровне сделать переложение.

         Целью данного методического пособия является закрепление теоретических знаний учащихся, развитие их творческого мышления, приобретение навыка грамотной записи хоровых переложений и оказание помощи  при выполнении самостоятельных домашних заданий по дисциплине «Хоровая аранжировка». Каждой теме предмета соответствует самостоятельная работа студента, т.е. домашнее задание, которое включает перечень нескольких переложений хоровых произведений на различные составы хоров и ансамблей.

Чтобы грамотно осуществить переложение для любого хорового состава учащийся должен

Знать:

1. Цели и задачи курса хоровой аранжировки;

2. Принципы хоровой аранжировки;

3. Основные виды и приёмы переложений;

4. Требования к охране и гигиене голоса;

5. Методы анализа произведений вокально-хорового жанра на основе средств музыкальной выразительности;

6. Основные виды (переложение - аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов.

Уметь:

1. Читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар.

2. Анализировать звучание песенно-хоровой партитуры.

3. Анализировать музыкальный материал по предложенному плану.

4. Выполнять все возможные виды переложений для различных возрастных групп школьного хора( ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся).

        На базе приобретенных знаний и умений кроме общих компетентностей

выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

- использовать профессиональные знания курса хоровой аранжировки, а также других музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, хороведения);

- анализировать музыкальную партитуру;

- анализировать фактуру музыкального сопровождения произведений и определять наиболее удобные для переложения варианты;

- определять возможный         план переложения;

- бережно относиться к особенностям музыкального развития оригинала;

- выполнять все возможные виды переложений для различных возрастных групп школьного хора;

- правильно применять различные способы подтекстовки партитур;

- мысленно представлять воображаемое звучание;

- выразительно исполнять партитуру.

Задания по аранжировке полезно начинать в классе, оставшуюся же часть произведения доделывать дома. Пьесы следует брать небольшие, но перекладывать их целиком. Целесообразно на примере одного произведения поработать над переложением на различные составы хоров (на разное количество голосов), например, одноголосную песню с сопровождением переложить и на двухголосный и на трёхголосный хор. Необходимо вырабатывать самостоятельность в  выборе вариантов изложения, совместный анализ на групповом занятии помогает решению этих задач. Использование взаимоконтроля при проверке домашнего задания активизирует аналитические способности учащихся и формирует более ответственный подход к выполнению домашнего задания.

         Структура пособия соответствует структуре календарно-тематического плана дисциплины. По каждому разделу и теме предлагаются задания, краткие указания и примерный  музыкальный материал. В конце пособия размещён   список основной и дополнительной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по ОП.16 Управление персоналом Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных  работ   по ОП.16  Управление персоналом   Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский  учет»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по УД: Документационное обеспечение управления для специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине: Документационное обеспечение управления                   ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование

Методическое пособие предназначено для студентов   музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». Раздел 5. « Хоровая аранжировка»

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организо­вать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство&quo...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...