Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации
учебно-методический материал

Бурцева Елена Сергеевна -преподаватель

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности методика работы с детским хоровым коллективом специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Методические рекомендации включают содержательные аспекты практики работы с хором, формы и методы, используемые сегодня педагогом на занятиях по МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности методика работы с детским хоровым коллективом. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности:

методика работы с детским хоровым коллективом. 

Тема 01.02.01

Основы организации и методика работы с детским хоровым коллективом

специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

 

Бурцева Е.С. преподаватель музыкальных дисциплин

Старый Оскол – 2022г.

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности методика работы с детским хоровым коллективом специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Методические рекомендации включают содержательные аспекты практики работы с хором, формы и методы, используемые сегодня педагогом на занятиях по МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности методика работы с детским хоровым коллективом. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

 

Разработчик: 

Бурцева Е.С., преподаватель музыкальных дисциплин ОГАПОУ СПК

Введение

      Методические рекомендации ПМ 1 Преподавание в области музыкальной

деятельности разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика

дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) с

учётом профессионального стандарта Педагог дополнительного образования

детей и взрослых, утверждённого приказом Министерства труда и

социальной защиты Российской Федерации от «05» мая 2018г. № 298 н.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Методическое

обеспечение образовательного процесса, разработана с учетом рабочей

программы воспитания ОГАПОУ СПК. Реализуется с учетом профиля

профессионального образования.

       Основные формы проведения – подгрупповые и индивидуальные. Задачами самостоятельных  занятий являются:  формирование профессиональных и учебных умений; обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний; формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике.

        В результате освоения вида профессиональной деятельности «Преподавание в области музыкальной деятельности» студент должен овладеть следующими профессиональными и общими компетенциями:

ОК 2. - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 1.4. - демонстрировать владение различными видами музыкальной деятельности  в соответствии с программными требованиями.

       Каждое практическое занятие включает:

- тему;

- цель занятия;

- применяемое оборудование;

- задание для подготовки к практическому занятию;

- ход работы (методика выполнения работы);

- указания по составлению отчета (форма отчета о проделанной работе)

- контрольные вопросы;

- критерии оценки;

- учебную и специальную литературу

Назначения данного пособия – оказание методической помощи обучающимся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, обогащение студентов - будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности основными знаниями, приемами и методами предварительной работы с детским хоровым коллективом.

В структуру пособия входят следующие разделы:

Раздел 1. Расстановка хора.

Раздел 2. Вокально-хоровая техника.

Раздел 3.Основные методико-педагогические принципы хоровой работы в детском хоровом коллективе.

Раздел 4.Приёмы звуковедения. Цепное дыхание. Округление звука. Резонаторы. Регистры. Тесситура.

Раздел 5.Элементы хорового исполнения. Интонация и строй. Ансамбль в хоре.  

Раздел 6. Дикция в хоре. Навыки пения с нюансами.

Раздел 7.Репертуар и работа над хоровым произведением. Разбор песни и анализ хоровой партитуры.

Табличка

№ п/п

Тематизм

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Расстановка хора.

2

3.

Вокально-хоровая техника.

4.

Основные методико-педагогические принципы хоровой работы в детском хоровом коллективе.

3

5.

Приёмы звуковедения.

Цепное дыхание. Округление звука. Резонаторы. Регистры. Тесситура.

2

6.

Элементы хорового исполнения.

Интонация и строй. Ансамбль в хоре.  

2

7.

Дикция в хоре. Навыки пения с нюансами

2

8.

Репертуар и работа над хоровым произведением. Разбор песни и анализ хоровой партитуры.

2

Итого 14

Задание на самостоятельную работу включает:

  • Чтение учебника, дополнительной хоровой литературы; составление плана-текста, выписки из текста, работа с аудио и видео фонотеками.
  • Работа с конспектом лекции, составления плана ответа на специально подготовленные вопросы; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы.
  • Решение тестовых заданий.
  • Изучение и анализ музыкально-певческого материала (песен и упражнений); исполнение практических заданий по пройденному материалу.
  • Составление отчёта о посещении концертов, культурно-просветительских мероприятий.

В качестве видов контроля предусмотрено:

  • Устный контроль-опрос на лекциях, практических занятиях;
  • Тестовый контроль;
  • Проверка преподавателем правильности исполнения заданий практической направленности;
  • Защита рефератов и сообщений, показ выполнения практического задания.
  • Выступление на семинарских занятиях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Содержание

Введение.

Раздел 1. Расстановка хора.

Тема 1.1. Формирование хоровых партий.

Тема 1.2.  Хоровая партитура. Характеристика хоровых партий. Типы хоров. Количественный состав хоров.

Раздел 2. Вокально-хоровая техника.

Тема 2.1. Характеристика хорового коллектива.

Тема 2.2. Воспитание вокально-хоровых навыков.

Тема 2.3. Особенности певческого голоса. Детские голоса в хоре.

Раздел 3.Основные методико-педагогические принципы хоровой работы в детском хоровом коллективе.

Тема 3.1. Значение вокально-хоровой техники.

Певческая установка. Вокально-хоровые навыки.

Тема 3.2. Вокально–хоровые упражнения.  

Тема 3.4. Работа с хором (пассивная практика) – наблюдение за работой хормейстера.

Тема 3.5. Певческое дыхание.  

Тема 3.6. Индивидуальное прослушивание вокальных данных хористов и распределение по партиям.

Тема 3.7. Свободное положение корпуса при пении стоя и сидя.

Выразительный взгляд в процессе пения.

Тема 3.7. Подвижность и активность артикуляционного аппарата. Единый тип дыхания

Тема 3.8. Основные характеристики дыхания: гибкость, одновременность, бесшумность и чуткость в отношении музыкальной фразировки.

Раздел 4.  Приёмы звуковедения.

Цепное дыхание. Округление звука. Резонаторы. Регистры. Тесситура.

Тема 4.1. Работа над правильным звукообразованием, активностью артикуляционного аппарата.

Тема 4.2 Выработка устойчивого навыка поэтапности разучивания произведения с хором.

Тема 4.3. Знакомство с особенностями хормейстерской работы с произведениями в жанре а capella. Специфика работы над двух-трёхголосием.  

Тема 4.4 Выработка устойчивого навыка выразительного исполнения – показа голосом различных приёмов звуковедения и фраз песни.  

Тема 4.5. Певческая опора. Освоение штрихов Legato, non Legato, Staccato в пении.

Тема 4.6. Сглаживание регистров и выравнивание гласных.

Тема 4.7. Правильное формирование и распевность гласных при согласованном и кратком произношении согласных звуков. Воспитание вокального слуха.

Раздел 5.  Элементы хорового исполнения.

Интонация и строй. Ансамбль в хоре.  

Тема 5.1. Выработка единой манеры звукообразования.

Тема 5.2. Пение двух-, трёх-, четырёхголосных произведений с сопровождением и а capella различных эпох и стилей.

Тема 5.3. Работа над единством эмоционального и сознательного, единством художественного и техничнского.

Тема 5.4. Овладение хоровой фактурой сочинений, разнообразных по стилистике и приёмам письма.

Тема 5.5. Выработка кантилены, гибкости и подвижности голосов.

Тема 5.6. Развитие тембральных качеств голоса в соответствии с категорией хоровой партии.

Тема 5.7. Пение двух- трёх- и четырёхголосных произведений с сопровождением и а capella.

Тема 5.8. Уравновешенное звучание партии и хора в целом работы над дикционными трудностями.

Раздел 6.  Дикция в хоре. Навыки пения с нюансами.

Тема 6.1. Чёткость, ясность произношения в высокой и низкой тесситурах и в более быстрых и медленных темпах.

Тема 6.2. Смягчённое окончание слов. Соблюдение правил орфоэпии. Достижение наибольшей эмоциональной тонкости и гибкости в исполнении произведений.

Тема 6.3. Длительное crescendo и diminuendo. Ускорение и замедление темпа.

Тема 6.4. Тщательная отработка штрихов. Ферматы, sub P, sub F.Освоение педагогического репертуара.Выработка мягкой и твёрдой атаки звука

Раздел 7.  Репертуар и работа над хоровым произведением. Разбор песни и анализ хоровой партитуры.

Тема 7.1. Распевание. Работа над развитием вокально-хоровых навыков в упражнениях.

Тема 7.2. Алгоритм разучивания произведения с хоровой группой или хором. Анализ трудных мест партитуры.

Тема 7.3. Владение профессиональными компетенциями при ответах на теоретические вопросы  

Тема 7.4. Практика работы с хором (показ песен детского репертуара).

-составить исполнительский план по разучиванию с хором детской песни;

- определить методические приемы разучивания с хором детской песни;

- продемонстрировать дирижерско-хоровые навыки управления хором при разучивании и концертном исполнении детской песни.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 1. Основные вопросы работы с детским хоровым коллективом.

Тема 1.1.Методика работы с детским хоровым коллективом как система знаний в области музыкального воспитания.

Задание №1. Пояснить,какие принципы выдвигает «Методика работы с детским хоровым коллективом?

Ответы:

  • единство эмоционального и сознательного;
  • единство художественного и технического;
  • единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребёнка

Задание №2.Определить какими качествами характеризуются Дидактические закономерности обучения с учётом специфики вокально-хоровой работы с детьми.

Ответы:

  • зависимость результатов обучения от регулярности и систематических занятий;
  • осознание целей обучения;
  • значимость для детей усваиваемого репертуара;
  • сложность произведений;
  • профессионализм преподавателя.

Цель заданий: Закрепление знаний по основным вопросам работы с детским хоровым коллективом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает «Методика работы с детским хоровым коллективом»?

2.Каковы задачи методики?

3.Каким основным дидактическим принципам подчиняется методика?

4.Как можно классифицировать методы работы с детским хором?

5.Перечислите основные закономерности в «Методике работы с детским хоровым коллективом»?

6.Каковы результаты владения педагогом «Методикой работы с детским хоровым коллективом»?

Рекомендуемая литература:

1.Птица К. Хоровое искусство основа музыкальной культуры // Советские хоровые дирижёры: Справочник / Сост.Э.Елисеева- Шмидт, В. Елисеева .- М.,2017.

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. – М.:  Издательство «Музыка», 2018. – 368 с.

3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика / В. Л. Живов.  М.: Владос, 2013. - 272 с.

4. Методика музыкального воспитания / П. А. Халабузарь, В. А. Попов, Н. Н.

Добровольская. – М.: Просвещение,2017. – 234 с.

         Форма отчётности: работа оформляется в рабочих тетрадях.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 1. Основные вопросы работы с детским хоровым коллективом.

Тема 1.2. Из истории детского хорового воспитания.

Задание №1. Составить сравнительные характеристики хорового исполнительства от античности до современности.

Цель задания: Обобщить знания по истории детского хорового воспитания.

Задание 2. Ответить на вопросы тестового задания по теме «Из истории детского хорового воспитания». Данное задание предназначено для самоконтроля.

-Какие вопросы вызывают наибольше затруднение?

-При необходимости запишите в тетрадь сложные вопросы для консультации с преподавателем.

Рекомендуемая литература:

1.Ильин. В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины ХVII- начала ХХ века.- М.,2018.Ч.1.

2.Локшин Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе .- М.,2019.

3. Соловков И. Начальное образование в России 19 начала 20века-М.,2013.

4. Струве Г.Когда запоёт школа? // Искусство в школе. -2018.-№1.

 

Задание для самостоятельной работы

Раздел 2.Хоровой коллектив.

Тема 2.1.Характеристика хорового коллектива.

Задание №1. Определить основные характеристики понятия «хор».

Вопросы для самоконтроля:

  • Что означают понятия «вид хора» и «хоровая партия»?
  • Каково минимальное количество певцов в хоровой партии?
  • Чем объясняется необходимость одинакового количества певцов в каждой хоровой партии?

Цель задания: Закрепление знаний по характеристике хорового коллектива.

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. - М.,2017
  2. Егоров А. Теория и практика работы с хором. - Л.,2017.
  3. Жарова Л. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сб. стат.- М.,2018.
  4. Соколов В.Работа с хором - М.,2018.

Заданиедля самостоятельной работы

Раздел 2.Хоровой коллектив

Тема 2.2. Воспитание вокально-хоровых навыков.

Задание №1. Изучить материал по теме понятие «Певческая установка».

Задание №2. Освоить понятие «Певческое дыхание».

Задание №3. Освоить понятие «Хоровое звукообразование»

Задание №4. Изучить артикуляцию гласных.

Микропрактикум:

Инициируя процесс репетиционной работы с сокурсниками, объясните сущность и значение приёмов дыхательных движений. Проведите следующую дыхательную гимнастику:

        Короткий вдох по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: 1,2,3,4,5….,с каждым разом при  повторении упражнения выдох удлиняется за счёт увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как вы объясните детям старшей группы хора недопустимость сидеть на занятиях, положив ногу на ногу?
  2. Как вы объясните детям, каким образом следует дышать при пении?
  3. Как вы понимаете утверждение, что искусство пения есть искусство дыхания?
  4. Назовите критерии правильного певческого дыхания в хоре?
  5. Какие виды атаки звука следует применять в работе с детьми, у которых наблюдается «зажатость голоса»?
  6.  Как вы считаете, в какой очерёдности и с какой целью следует прорабатывать следующие гласные?
  • А, Е;
  • У;
  • И;
  • О, Е;
  • Ю.

Правильные ответы к заданию:

  1. Сначала следует больше использовать гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся непринуждённо, отсутствует носовой призвук, предпочтительна гласная У.
  2. Йотированная гласная Ю – с целью выработки высокой позиции, мягкости звучания.
  3. Гласные О, Ё – с целью округлого, красивого звучания.
  4. Гласная И, хотя требует округления, зато помогает найти яркое звучание, заставляет активнее работать весь голосовой аппарат.
  5. В последнюю очередь -А и Е, при звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта, особенно при звуке, а, снижает активность дыхания и голосовых связок.

6.  Упражнение «Бронтозавр».

Используя динамическую шкалу, рисуем голосом доисторического зверя с очень маленькой головкой, длинной шеей и громадным туловищем, толстыми ногами, длинным хвостом, уходящим в болото. [1, c.12]. Артикуляционную гимнастику проведите по методике В.В.Емельянова.  

Цель задания: Закрепление знаний по теме «Воспитание вокально-хоровых навыков».

Рекомендуемая литература:

1.Добровольская Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып. 2:5-8 кл. - М 2018.

2. Ломакин Г.Краткая метода пения. - М.2017 .

3. Маслов.А. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики.- М.,2017.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 2.Хоровой коллектив

Тема 2.3. Особенности певческого голоса. Детские голоса в хоре.

Задание№1. Составьте таблицу «Детские голоса  в хоре».

                 

Детские голоса в хоре                            Таблица№1

   Младший возраст

      Cредний

      возраст     

6,7-10 лет

11-14 лет

С 1-с2,d2

Сопрано:с1,d1-f2(g2);

Альты: а-d2(es2)

Старший возраст

15-17 лет

Сопрано: с1-g2(a2,b2);

Альты:(g)a-d2(es2);

Юноши:с-d1

Хор мальчиков

Дисканты: с1-g2

Альты: g-f2

Школьный хор

I голоса:d1-f2(fis2,g2);

II голоса: h-d2(es2);

III голоса: b-d2

Задание №3. Определить, какая структурная модель хора более предпочтительна:

Младший хор - первые классы;

Средний хор - 2 и 3 классы;

Старший хор – 4-11 классы;

Младший хор – 1-3 классы;

Старший хор –от 4 класса.  

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Особенности певческого годоса. Детские голоса в хоре».

Конторольный тест

  • Каковы отличия детского голоса от взрослого?
  • Перечислите стадия развития детского голоса?
  • Назовите регистры детского голоса.
  • Дайте характеристику хоровых голосов детей.
  • Каков диапазон партий сопрано и альтов в детском хоре?
  • Перечислите необходимые условия для сохранения детского певческого голоса.

Рекомендуемая литература:

  1. Астрова Л. «Голос ребенка» // газета «Комсомольская правда», 12 сентября 2017.
  2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. – М.:  Издательство «Музыка», 2018. – 368 с
  3.  Емельянов В.В. Развитие голоса. – Спб.: Издательство «Лань», 2018. – 189 с.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 3.Основные методико-педагогические принципы хоровой работы в детском хоровом коллективе.

Тема 3.1. Прослушивание детей в школьный хор.

Задание №1. Изучить организацию отбора детей в школьный хор.

Задание № 2.Знать формы организации детей в хор.

Задание №3. Составьте таблицу результатов выявления музыкальных способностей по приёму детей в хор.

Фами-

лия,

имя

Класс

Ритм

Па-

мять

Инто-

нация

.Диа-

пазон

Качества певче-

ского

 голоса

Эмоцио-

нальность,

музыкаль-

ность.

Особен-

ность

харак-

тера

Адрес,

тел-н

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Прослушивание детей в школьный хор».

Микропрактикум:

  • Составьте объявление о приёме в хор, учитывая полную информацию о приёме -возраст принимаемых, время и дни прослушивания, адрес коллектива.Продумайте художественное оформление объявления.
  • Составьте список песен, которые Вы могли прдложить пропеть ребёнку на прослушивании.
  • Продумайте содержание беседы с родителями зачисленных детей в хор. В качестве «ролевой игры» проведите родительское собрание со своими сокурсниками.

Рекомендуемая литература:

  1. Дорошенко О. «Все дети изначально талантливы» // газета «Вечерняя Тверь», 15-16 октября 2017 – С. 3.
  2. Кан-Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении», М.: «Просвещение», 2017. – 256 с.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет, М.: «Педагогический поиск»,2018. – 156

Задание для самостоятельной работы

Тема 3.2. Организация вокально-исполнительского процесса.

Задание №1. Знать главные требования к дирижёру в организации хоровой работы в школе.

Задание № 2. Какая роль отводится репетиционно - хоровому процессу?

Задание № 3. Составить чёткий график репетиций хора.

Цель задания: Закрепление знаний по теме «Организация вокально-исполнительского процесса».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Проанализируйте необходимые условия для роста и развития детского хорового коллектива.
  2. Каким образом заинтересованность детей определяет успех работы детского хорового коллектива?
  3. Какова роль эмоционально-образных ассоциаций в репетиционном процессе на занятиях с детским хором?
  4. Объясните необходимость использования раздельно-групповых ( по партиям) наряду с общехоровыми занятиями, а также- индивидуальных занятий.

Конторольный тест

  • Каковы особенности проведения репетиции в детском хоре?
  • Каковы основные компоненты хоровой репетиции?
  • Каковы методы работы хормейстера в работе с детским хором?
  • Каковы формы проведения репетиционной работы с детским хором?
  •  От чего зависит построение репетиции?
  •  Каковы критерии показа и словесного объяснения хормейстера?
  •  Каковы основные задачи репетиционного процесса в младшей и средних группах хора?
  • Каковы основные задачи репетиционного процесса в старшей группе хора?
  • Каково значение игры в репетиционном процессе младшей группы хора?
  •  Каковы организационные условия проведения репетиции детского вокально-хорового коллектива?

Рекомендуемая литература:

  1. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,2017
  2. Стулова Г. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре.- М.,2017.
  3. Сафонова В. Заметки хормейстера // Искусство в школе.-2018.- №2.
  4. Пономарёв. А . Жизнь детского хора. –М.,2018.

Задание для самостоятельной работы

Тема 3.3. Подбор репертуара. Формирование концертных программ.

Задание № 1. Объяснить значение репертуара в детском хоре.

Задание № 2. Объяснить каким образом формируются концертные программы?

Задание № 3. Познакомиться с  примерной программой песенного концерта.

Например:

Первое отделение:

  1. Попатенко. Т. Приветственная песня.
  2. Кабалевский Д. Не только мальчишки.
  3. Римский – Корсаков Н. Котик. Сл. Народные.
  4. Аедоницкий П. Хорошо шагать по свету.
  5. Компанеец З. Море хохочет. и.т. д.
  6.  Лассо О. Тик – так.
  7. Римский – Корсаков Н. Редеет облаков летучая гряда.
  8.  Рахманинов С. Вокализ.
  9. Чесноков П. Зелёный шум., и.т.д.

Второе отделение:

  1. Моцарт В. Тоска по весне.
  2. Свирель. Польская нар. песня. в обр. Г. Струве.
  3. Струве Г. Славим дружбу.
  4. Гречанинов А. Ноктюрн.
  5. Пахмутова А. Песня о родной земле.
  6. Шаинский В. Весёлая фуга.
  7. Веники. Обр. Ф. Рубцова. и.т.д.

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Подбор репертуара. Формирование концертных программ.

Рекомендуемая литература:

Самарин. В. Хороведение. Учебное пособие. – М.,2018

Соколов В. Работа с хором. - М.,2017

Струве Г. Школьный хор: книга для учителя. – М..2018.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 4. Работа с детским хором.

Тема 4.1. Проблемы ансамбля, строя и дикции.

Задание №1.Изучить проблемы ансамбля, строя и дикции.

Задание №2. Освоить правила орфоэпии.

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Проблемы ансамбля, строя и дикции».

Микропрактикум:

  • Разучить с сокурсниками песню М. Ройтерштейна « Про ежа». Добиваясь ритмического и динамического ансамбля,обратить особое внимание на собственный дирижёрский жест.
  • Разучить с сокурсниками песню Г. Струве « Белая берёза», добиваясь в работе ансамблевой слаженности хора.

Рекомендуемая литература:

  • Аванесов Р. Русское литературное произношение.- М.,2017
  • Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. – М.:  Издательство «Музыка», 2018. – 368 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М.,2019.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 4. Работа с детским хором.

Тема 4.2 Основные репетиционные приёмы работы с хором.

Задание №1. Объяснить значение унисона в хоровом пении.

Задание № 2. Изучить интонационную природу и механизм исполнения простых интервалов.

Задание №3. Изучить приёмы методической работы над хоровым многоголосием.

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Основные репетиционные приёмы работы с хором».

Микропрактикум:

1.Подобрать произведение для младшей группы хора с элементами двухголосия.

2. Выучить с сокурсниками Р.Н.П. « Пойду ль я ,выйду ль я » для освоения в детском хоре двухголосия.

 Рекомендуемая литература:

  1. Пономарёв А. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т.Вендрова, И. Пигарёва. – М.,2018. с.116
  2. Чесноков П. «Хор и управление им ».-М.,2017
  3. Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними // Музыкальное воспитание в школе. – М.2018
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М.,Л.,2018.-С.79

Задание для самостоятельной работы

Раздел 4. Работа с детским хором.

Тема 4.3. Распевания и вокальные упражнения в детском хоре.

Задание №1. Изучить различные методики распевания и вокальных упражнений в детском хоре.

Задание №2. Раскрыть более детально следующие условия в работе над вокально-хоровыми упражнениями:

  • сознательное отношение учащихся к учебным задачам;
  • постепенное и последовательное усложнение учебных задач;
  • учёт особенностей процесса образования навыков;
  • эмоциональность руководителя;
  • охват целого комплекса заданий и их разнообразие;
  • регулярность и последовательность работы.

Цель задания: Закрепление знаний по теме «. Распевания и вокальные упражнения в детском хоре».

Микропрактикум:

  • Провести со своими сокурсниками репетиционное занятие по распеванию хора.

Рекомендуемая литература:

  1. Добровольская Н. Вокальные упражнения в школьном хоре.- Вып.1: 1-4 классы.  -  М.,2018
  2. Соколов В. Работа с хором. – М. 2017
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса. – Спб.: Издательство «Лань»,2018. – 189 с.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 4. Работа с детским хором.

Тема 4.4 Методология репетиционно - исполнительского процесса.

Задание №1. Изучить общую характеристику процесса разучивания произведения.

Задание №2. Освоить  разбор произведения.

Задание №3. Изучить особенности концертного исполнения.

Цель задания: Закрепление знаний по теме « Методология репетиционного-исполнительского процесса».

Вопросы для самоконтроля:

  • В чём состоит позитивность сольфеджирования на этапе разучивания?
  • В чём позитивность пропевания произведения на отдельные слоги?
  •  Какие слоги наиболее удобны на этапе разучивания? Почему?
  • Объясните необходимость генеральных репетиций.
  • Каковы функции хора и дирижёра  концертном исполнительском процессе?
  • Какова значимость мастерства дирижирования в условиях концертного выступления?

Микропрактикум:

 Провести со своими сокурсниками работу над Р.Н.П. «Со вьюном я хожу» для младшей группы хора, учитывая работу над элементами хоровой звучности ( строй, ансамбль, дикция и.т.д.), вокально-хоровыми навыками( певческая установка, дыхание, звукообразование), а также работу над раскрытием сущности художественного образа.

Рекомендуемая литература:

Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М.2017.-С.230-231

Пономарёв А. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т.Вендрова, И. Пигарёва. – М.,2017

Шаляпин Ф. Маска и душа: В 2 т.-М.,2018

Задание для самостоятельной работы

Раздел 4. Работа с детским хором.

Тема 4.5. Хоровой дирижёр и его функциональные обязанности.

Задание №1. Освоить характеристику необходимых личностных качеств и профессиональных способностей хормейстера.

Задание №2. Изучить предварительную работу дирижёра с партитурой.

Задание №3. Освоить средства дирижёрского управления.

Цель задания: Закрепление знаний по теме «. Хоровой дирижёр и его функциональные обязанности».

Микропрактикум:

Ответьте на вопросы анкеты и самостоятельно проанализируйте свои ответы.

Анкета

  • Что Вы делаете или собираетесь сделать. Чтобы стать хорошим руководителем детского хора?
  • Каких знаний вам не хватает на ваш взгляд?
  • Читаете ли вы самостоятельно дополнительную литературу?
  • Назовите детские хоровые коллективы, на выступлениях которых ВЫ побывали.
  • Как Вы оцениваете свою подготовку к работе с детским хоровым коллективом?
  • Ваши пожелания по совершенствованию подготовки руководителя детского хора?
  • Какие трудности Вы ожидаете встретить в работе с детским хором?
  • Встретили ли Вы в своей жизни музыканта-хормейстера, которому хотели бы подражать? В чём?

Рекомендуемая литература:

  1. Чесноков П. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. – М.,2017 -.С. 139
  2. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М.,2073. С.76-78
  3. Пазовский А. Записки дирижёра. – М.,2018 – С.67-68
  4. Мусин И. О воспитании дирижёра. – Л.,2017– С. 200-201.

Задание для самостоятельной работы

Раздел 5. Подготовка к итоговой аттестации.

Экзаменационные вопросы.

Выполнение и защита практической работы.

Приложение

        Хоровое пение — искусство уникальное. Это действенное и со всех сторон эффективное средство, способное охватить своим влиянием разное общество.  Есть много видов художественной деятельности, из которых выделяют хоровое пение: доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной интонацией и оттого удваивающее силу воздействия — все говорит об уникальности этого инструмента, духовно-нравственного совершенствования общества.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Так в методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение,  потому что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Следовательно – пение – является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуально. В процессе обучения пению развивается нравственное эстетическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом. В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки), в центрах эстетического воспитания.

Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века дали возможность проследить за развитием вокально-хорового обучения младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего вопроса в современности. В России огромное внимание уделяется развитию эстетического образования детей и подростков. Выпускники специальности МДК 01.02 «Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности» выходят специалистами для системы дополнительного образования в области музыкальной деятельности. Учреждения дополнительного образования детей имеют неограниченное число различных модификаций: дворцы, дома и центры детского творчества, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел, студии, школы искусств, клубы, детские лагеря. Они располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся, творческого потенциала личности. Основной приоритет в работе - приоритет интересов обучающегося, следовательно, необходимы специалисты способные увлечь, заинтересовать ребенка. Студенты, обучаясь специальности «Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности» тесно связаны с профессиональной практикой ПДО в детских коллективах – вокальных, хоровых, театральных, хореографических, фольклорных и.т.д., где студенты в полной мере могут себя почувствовать педагогом-организатором. Для этого следует повышать уровень профессиональной компетентности специалистов системы дополнительного профессионального образования в области музыкальной деятельности.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Основные задачи курса:

  • обеспечение студентов знаниями теоретических основ детского хорового искусства;
  • овладение методами практической работы с детским хором;
  • воспитание навыков составления репертуара и программ для детских хоровых коллективов;
  • развитие профессиональных качеств, необходимых для будущей музыкально-просветительской деятельности студентов.

          На основе отечественной теории музыкально-эстетического воспитания, передовой практики лучших методистов хорового искусства и личного практического опыта мною представлены наиболее целесообразные и эффективные методы вокально-технической работы со школьниками младшего возраста на хоровых занятиях.

Основной целью методических рекомендаций является обогащение студентов - будущих педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности основными знаниями, приемами и методами предварительной работы с детским хоровым коллективом.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

        Студенты должны знать:

  • основы музыкально-художественной культуры ребенка, способствующие формированию общей духовной культуры;
  • особенности организации учебного процесса школьников;
  • духовно-нравственныЕ ценностИ отечественной и зарубежной музыкальной культуры, СВЯЗАННЫЕ с вокально-хоровым искусством, представляющим значительную художественно-эстетическую ценность;
  • конкретную последовательность формирования первоначальных навыков пения в    начальный период обучения;
  • систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;
  • техническое совершенствование певческой деятельности;
  • особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.

        Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие. [21, с.69]

         Студент должен знать, что работая с детским хоровым коллектитвом, педагог прежде всего должен разработать и апробировать систему инновационных технологий для  создания коллектива единомышленников с профессиональными  навыками  исполнения.

        Студенты должны уметь:

  1. Изучить особенности организации учебного процесса школьников.
  2. РазвИвать музыкальные и творческие способности детей, развивать         внимание, музыкальный слух, воображение, память;
  3. Выявлять систему методических приемов для развития способностей учащихся и эмоционального микроклимата в коллективе;
  4. Создавать высокопрофессиональный детский хоровой коллектив, где совместное творчество является одним из лучших средств достижения высокой цели и прогнозируемого результата;
  5. Создавать вокально-хоровую базу в детском хоре, используя современные новейшие инновационные технологии в развитии голоса;
  6. Проанализировать особенности репертуара хора,  охарактеризовать концертную деятельность и участие в хоровых конкурсах и фестивалях;
  7. Создавать оптимальные условия для самовыражения каждого ребенка, содействовать развитию его духовности и формированию хорошего музыкально-эстетического вкуса;
  8. Воспитывать патриотические чувства и пробуждать интерес у детей к национальной музыкально-хоровой культуре через хоровое исполнительство;
  9. Воспитывать любовь к музыке и хоровому искусству, приобщать детей к культуре хорового исполнительства.

Условиями реализации являются:

  • Наличие творческого детского хорового коллектива;
  • Наличие профессиональных качеств  педагогов-музыкантов, обладающих высоким уровнем педагогических и организационных способносте;
  • Предоставление учебных материалов и выделение ресурсов для приобретения современной инновационной методической литературы;
  • Внедрение и апробация современных методов и технологий обучения музыкальным дисциплинам в системе дополнительного образования;

Основные положения вокально-хоровых навыков на всем курсе обучения

        При работе с детьми необходимо развитие музыкальных представлений (о высоте звука, мелодии, ритме, темпе, динамике, тембре) параллельно с общим развитием мыслительных процессов учащихся, которое соответствует последовательным периодам формирования детского организма...

        При пении учащихся необходимо добиваться раскрепощенности аппарата при осознанном формировании навыков управления мышцами, участвующими в голосообразовании.

        При работе над характером и содержанием произведения через  эмоционально-образные характеристики вырабатывать слуховые представления о высотной организации звуков.

        Для воспитания гибкости ритма и агогических отклонений, естественнее использовать разно-жанровый репертуар.

        Учитывая постепенность работы над дыханием, воспитывать у учащихся навыки различных принципов певческого дыхания и в итоге вырабатывать сохранение неподвижной грудной клетки (поднятой и расширенной) при подвижной стенке живота.

        Обращая внимание детей на эстетику исполнения, формировать у них навыки различных способов звуковедения и звукоизвлечения, выравнивания гласных, умение формировать ротоглоточную полость на нейтральном гласном, вырабатывать полетность звука, добиваться прекращения фонации вдохом, при переходных процессах сохранять стационарность голосового аппарата.

Подбор репертуара в детском хоре

Чтобы правильно подобрать репертуар, дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором, и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку вокально-хоровых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

  • - носить воспитательный характер;
  • - быть высокохудожественным;
  • - соответствовать возрасту и пониманию детей;
  • - соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;
  • - быть разнообразным по характеру, содержанию.

        Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А также естественно репертуар должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

        Рост хорового коллектива во многом зависит от подбора репертуара, его ценности, внимания разнообразия произведений по тематике, стилям, жанрам. Необходимо больше уделять внимание пению без сопровождения, как основному методу работы над строем. Исполнение же народной музыки должно одновременно нести и воспитывающий характер. «Проблема репертуара – главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства – всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только идейно-художественная направленность искусства, но и стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых хоровым коллективом, способствует развитию творческой активности участников, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базу накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора» [44, c. 134].

Хоровые детские коллективы делятся по возрастным особенностям:

  • Хор 0 группы, дети 5-6 лет (подготовительная группа);
  • Хор 1 группы, дети 7-8 лет (младший хор);
  • Хор 2 группы (Младший хор.);
  • Хор 3, 4 группы (Средний хор.);
  • Хор 5 – 9 групп (старший хор) в возрасте 10-18 лет.

Особенности методики воспитания  детского хорового коллектива

Создание детского хорового коллектива

        Для создания хорового коллектива необходимо произвести отбор детей для участия в нем. Здесь не следует только ограничиваться быстрым заключением по немногим данным. У одного есть возможность запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления музыкального порядка. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий, обширный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремится к высшему когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому к подбору детей в хор следует относиться с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке (применять максимум способов).

        Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

         При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какую-либо песню. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса. На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух повторить несложные мелодии, прохлопать ритмический рисунок мелодии.

        Важной проблемой является составление учебного плана. Музыкально-хоровая школа, являясь формой организации свободного времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе с тем представляет собой учебное заведение, где должно быть налажено последовательное, систематическое обучение детей музыкальному искусству.

        Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные занятия пением по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам:

  1. а) одинаковый возраст;
  2. б) тембр голоса;
  3. в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость;
  4. г) индивидуальные особенности.

        Эффективным дополнением к первым двум формам работы можно считать записи хора, а также групповые и индивидуальные. Прослушивание записанных упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.

        Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие - основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.

        Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего занятия.

Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста

        Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

        Мобильность современной жизни диктует необходимость так модернизировать систему обучения, чтобы при наименьших временных затратах появилась возможность достижения более качественных результатов. Таким образом, актуальность использования нетрадиционных методов вокально-технической работы, направленной на развитие профессионально значимых умений и навыков будущего музыканта – исполнителя, очевидна.

        Вокально-техническая работа на уроке коллективного пения включает в себя множество составляющих.

         Основные из них:

  • Подготовка певческого инструмента к вокальной работе;
  • Укрепление певческого дыхания;
  • Работа над дикцией и артикуляцией;
  • Осознанное использование регистров голосообразования, развитие диапазона.

        Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько периодов. Предлагается выделить два периода развития вокально-хоровых навыков.

        1-ый период: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности демонстрируется картинка, на которой изображен хор, а также прослушивается аудио, диск со звучанием детского хора. После получения сведений о том, что же такое хор объясняется, что и они могут стать хором, но для этого им придется постараться. Далее объясняется, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открывать свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

        2-ой период: освоение вокально-хоровых навыков (дыхание, артикуляция, дикция, ансамбль, строй). Огромную роль в развитии вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых занятий детей необходимо приучать брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаются несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Неоднократно показывается, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях надо объяснить детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову.

        Первый год необходимо внимательно следить за посадкой на каждом занятии. На этом этапе обучения происходит работа над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения используется только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленого пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка.

        Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяются русские народные попевки.

        Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. «Звучащая зона» детей младшего школьного возраста (7-10 лет) расположена от ми1 си1 (до2). Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «ми».

        На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция, артикуляция.

Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина, Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и другие. В основном выделяются два этапа работы над произношением:

        1-ый этап: Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии.

        Большое внимание уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко.

        Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р».

        Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например,: «зво-нко», а не «звон-ко». Здесь можно столкнуться с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением».         Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

        2-ой этап: Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.

        Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля. Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль.

        Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.

        Динамический и интонационный ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся на занятии. У каждого ребёнка должно быть своё место в хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песен происходит не только всей группой, но и подгруппами. Здесь можно внести элемент игры- соревнования.

        Работа над строем начинается с первых занятий. При систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.

        Во время работы над вокально-хоровыми навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

  • У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
  • Некрасивый тембр.
  • Пропуск согласных в конце и их искажение.
  • Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху.
  • Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.

        Этот этап подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени). В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять, совершенствовать полученные знания умения, навыки, а не останавливаться на достигнутом:

1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.

2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: педагог, магнитофонные записи.

3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.

4. Повышать требования к исполнению.

        3-ий этап: Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительских задачах: сознательное восприятие текста, ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.

        Конечно, такое деление развития хоровых навыков у младших школьников очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно. До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.

        В описанной далее практической работе демонстрируется применение существующих методов формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Работа над песней

        Студент должен знать, что перед первым слушанием песни очень кратко рассказывается об авторе стихов и композиторе, написавшем песню. Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрируется детям разные исполнения: запись аудио кассеты, на которой детский хор исполняет данное произведение.  Детей просят сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.

        При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен стремиться ребёнок при исполнении песни. После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).

        При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание. Детям прививается навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделяется внимание правильному вокальному делению на слоги.

Перед показом произведения необходимо в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании. Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты.

        Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропеть про себя с учителем; определить, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д. В работе используется метод заучивания по слуху.

        После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ.

На одном уроке происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними. В каждом произведении ставятся различные цели и задачи. В одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д. Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В данном случае разучивается песня целиком на слух. А затем проводится детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети имеют возможность её запомнить.         Спев песню целиком, проводится работа над деталями. Большое место в хоровой работе уделяется тексту.

        Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже. Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов -содержание каждого куплета. При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

Приемы активизации учащихся на занятия.

        Приемами активизации учащихся на занятиях являются:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

- постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

- юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

- различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

- одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

- использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Вокально-хоровые упражнения

        Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. С более сильным, хорошо интонирующим ребёнком желательно посадить более слабого. На занятиях поют так же не все. Сначала просят спеть подгруппу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю всю группу. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваются под них. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.

 

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

1. Применяемые вне связи, с каким-либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.

2. Направленные на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.

Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции:

2. Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:

3. Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука.

        Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над дыханием, расширением диапазона.

        Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети, сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.

        «Каждое искусство слагается из двух частей: технико – механической и эстетической. Тот, кто недостаточно подготовлен для преодоления трудностей первого ряда, никогда не будет в состоянии достигнуть совершенства во второй», - писала известная певица М.Маркези.

        Вокально – хоровые навыки представляют собой сложную систему, где компоненты согласованы и дополняют друг друга. Певческое дыхание, голосообразование, дикция, артикуляция, звуковедение, интонация – все эти певческие навыки необходимо развивать в комплексе, с учетом общепедагогических принципов систематичности и последовательности, доступности и осознанности. Отрабатываемые на занятиях технические приемы обязательно сопровождаются точными указаниями преподавателя, иначе нарушается автоматизация процесса голосообразования, что приводит к ухудшению качества звучания хора.

Наряду с развитием у детей певческих навыков – правильного звуковедения, дыхания, фразировки, расширение диапазона, работой над интонационной чистотой, строем, ансамблем – исполняемые произведения развивают у детей повышенный интерес к хоровому искусству.

        Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием. Кроме того, выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры.

        Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания произведения дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику.

Работа руководителя по управлению детским творческим коллективом

        Современный подход к управлению детским творческим коллективом состоит в том, что кроме введения прогрессивных методов в учебный процесс, необходима работа исследовательского характера для умелого создания психологического климата в коллективе, благодаря которому коллектив воспринимается как единый организм со своим внутренним миром, целями и задачами образовательного, развивающего характера и высоконравственным отношением к себе и окружающему миру.

        В качестве основных и необходимых признаков психологического  климата можно назвать следующие:

  1. проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию, наличие чувств собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
  2. защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы он не был мал, не должен чувствовать свою обособленность или беззащитность;
  3. разумная и полезная активность всех членов коллектива;

умение быть сдержанным в движениях, словах.

Внутреннее самочувствие каждого, внешний вид членов коллектива является немаловажным признаком общей атмосферы.

        Самочувствие учащегося в учебном заведении определяется, прежде всего, взаимоотношениями в коллективе. Поэтому уделяется большое внимание роли руководителя, его возможностям в регуляции отношений в коллективе.

        Уважительное отношение каждого и во всем определяет эмоциональный настрой, который непосредственно влияет на профессиональное мастерство детского хорового коллектива.

        Из доминирующих убеждений у детей складывается особое отношение к таким ценностям как:

  • Вера в значимость человека и личности;
  • Вера в нужном достижении цели;
  • Вера в любовь администрации и педагогического коллектива;
  • Вера в престиж учебного заведения;
  • Вера в профессионализм руководителей;
  • Вера в признание и важности их труда;
  • Вера в то, что каждый из них со временем может стать солистом.

Главная ценность коллектива: «Сеять добро, нести прекрасное слушателю…»

        Если есть малейший шанс на успех, то есть и сознание радости от работы, радость творчества, радость бытия. Когда торжествует дух, работа превращается в служение искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В школах и центрах досугового творчества вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культурология, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

        В процессе вокально-хорового обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это через деятельность.

        На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов, личного опыта работы, можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление.

        Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В детских вокально-хоровых коллективах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве, выступают на различных мероприятиях: праздниках, концертах, приуроченных знаменательным датам, участвуют в фестивалях. Все это дает стимул для детей, они становятся более старательными, активными. Становление любого вокально-хорового навыка в детском коллективе связано с решением многих чисто технических задач, требующих большего или меньшего напряжения духовных и физических сил каждого певца. И чтобы эта работа приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по- настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства. А чтобы ученик понимал, что является важным в пении, надо отмечать не его пение вообще, а каждый элемент работы: хорошее открывание рта, ясную и красивую артикуляцию, характер звука, правильное дыхание и. т. п. Тогда приобретение вокально-хоровых навыков, которые необходимы для решения художественных задач, будет происходить легче, успешнее и качественнее.

        Таким образом, можно сделать вывод, что особенности методики детского музыкального воспитания в коллективе, результаты его творческой деятельности свидетельствуют о своеобразии педагогического замысла, его методологического и методического обеспечения.

Успех коллектива – не что иное, как реализованная цель и в то же время, это желаемый и заранее запрограммированный результат.

Формулировка цели идет от выбора потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил дает наибольший эффект.

        Руководитель никогда не должен отклоняться от своей целеустремленности. Если он действует в соответствии с поставленной целью, если весь ход его деятельности, несмотря на те или иные внешние или внутренние помехи, регулируется сообразно с требованием цели, можно говорить о том, что он действует целесообразно, целеустремленно. Но, постановки цели еще недостаточно, необходима работа по достижению целей. Это возможно лишь в том случае, когда деятельность руководителя направлена на стимулирование движения детей к цели, которые сориентированы на постоянное развитие.

        Опыт работы с детским коллективом подсказывает, что убеждения – основная движущая сила. Именно убеждения создают доверие между детьми. Глубокие убеждения или разделяемые ценности – это не туманные абстракции, это те опоры, которые лежат в основе всей политики и деятельности коллектива. Никто не оспаривает новейшие технологии, но дух и энергия коллектива играет большую роль в ее относительных достижениях.         Не только четкость ценностных установок, но и их содержание и даже форма выражения имеют огромное значение. В работе с детьми большое значение имеют установки на успех, уверенность в себе, снятие комплексов неполноценности.

        Предполагаемым результатом становится создание коллектива единомышленников, то есть высокоуправляемого коллектива с профессиональными навыками исполнения, творчество которого заслуживает большого внимания, т.к. его деятельность направлена на поддержание и сохранение традиций Русского хорового искусства, а главное – воспитание подрастающего поколения, которое, несомненно, впитает и продолжит эти традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Аврора». Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. – Свердловск,2019. – 16 с.
  2. «Аврора». Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. – Екатеринбург,2019. – 34 с.
  3. Астрова Л. «Голос ребенка» // газета «Комсомольская правда», 12 сентября 2020. – С. 6.
  4. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. – М.:  Издательство «Музыка», 2019. – 368 с.
  5. Дорошенко О. «Все дети изначально талантливы» // газета «Вечерняя Тверь», 15-16 октября 2019 – С. 3.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. – Спб.: Издательство «Лань»,2018. – 189 с.
  7. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика / В. Л. Живов. - М.: Владос, 2020. - 272 с.
  8. Зубарева А. «Минувших дней очарованье – в лицах» // газета «Горожанин», № 37 (947), 18 мая 2020 – С. 5.
  9. Кан-Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении», М.: «Просвещение»,2021. – 256 с.
  10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет, М.: «Педагогический поиск»,2021– 156 с.
  11. Методика музыкального воспитания / П. А. Халабузарь, В. А. Попов, Н. Н. Добровольская. – М.: Просвещение,2022– 234 с.
  12. Мясищев В. Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / В. Н. Мясищев, А. Готсдинер — Л.2021. – 328


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19  для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19  для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Контрольно-измерительный материал по МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности

Контрольно-измерительный материал по   МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельностидля проведения а...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...

МДК 01.01. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ

Преподаватель: Цыремпилова С.ЭМДК.01.01. Методика преподавания по                     программам доп...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме«Методика работы с детским хоровым коллективом» МДК.01.02Методика преподавания по прогр...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебному предмету ОУП.04 Математика, программы ППСЗ по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Проблема эффективности самостоятельной работыобучающихся сохраняет свою актуальность в педагогике длительное время. Одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, вторые - как од...