Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом
учебно-методический материал

Бурцева Елена Сергеевна -преподаватель

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме

«Методика работы с детским хоровым коллективом»

 МДК.01.02Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования разработаны в соответствии с Положением о лабораторных работах и практических занятиях в ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

 

Методические указания

для студентов колледжа по выполнению практических заданий

МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом 

Тема  01.02.02

Хоровой класс и практика работы с хором

специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Бурцева Е.С., преподаватель музыкальных дисциплин ОГАПОУ СПК

        

                               Старый Оскол – 2022 г.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Разработчик:

Бурцева Е.С., преподаватель музыкальных дисциплин ОГАПОУ СПК

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Часы

1

Практическое занятие №1.

Певческая установка.Вокально-хоровые навыки.

5

2

Практическое занятие №2. 

Певческое дыхание.  

5

3

Практическое занятие №3.

Работа над правильным звукообразованием, активностью артикуляционного аппарата.

6

4

Практическое занятие №4. Певческая опора. Освоение штрихов Legato, non Legato, Staccato в пении.  

5

5

Практическое занятие №5. 

Сглаживание регистров и выравнивание гласных.  

6

6

Практическое занятие №6.

Выработка кантилены, гибкости и подвижности голосов. 

5

7

Практическое занятие №7. 

Выработка мягкой и твёрдой атаки звука.  

6

8

Практическое занятие №8. 

Освоение приёмов и методов работы над дикционными трудностями.

7

9

Практическое занятие №9.

Практика работы с хором (показ песен детского репертуара).

10

Итого

50

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме

«Методика работы с детским хоровым коллективом»

 МДК.01.02Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования разработаны в соответствии с Положением о лабораторных работах и практических занятиях в ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»

         Методические рекомендации ПМ 1 Преподавание в области музыкальной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) с учётом профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «05» мая 2018г. № 298 н.

      Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса, разработана с учетом рабочей программы воспитания ОГАПОУ СПК. Реализуется с учетом профиля профессионального образования.

 

Основные формы проведения – подгрупповые и индивидуальные. Задачами практических занятий являются:  

формирование профессиональных и учебных умений; обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний; формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике.

В результате освоения вида профессиональной деятельности «Преподавание в области музыкальной деятельности» студент должен овладеть следующими профессиональными и общими компетенциями:

ОК 2. - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ПК 1.4. - демонстрировать владение различными видами музыкальной деятельности  в соответствии с программными требованиями.

Каждое практическое занятие включает:

- тему;

- цель занятия;

- применяемое оборудование;

- задание для подготовки к практическому занятию;

- ход работы (методика выполнения работы);

- указания по составлению отчета (форма отчета о проделанной работе)

- контрольные вопросы;

- критерии оценки;

- учебную и специальную литературу

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

1.Певческая установка. Вокально-хоровые навыки.       Цель работы: обобщить и систематизировать знания о певческой установке, певческом дыхании; сформировать навыки певческого дыхания.

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, тетради для лекций.

Задание для подготовки к практическому занятию:

изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы, самостоятельная работа над песенным материалом.

Ход работы:

1.Провести дыхательную гимнастику для младших школьников (из опыта работы хормейстеров).

2.Выучить детскую считалку ’’Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки’’

3.Разучить латинскую народную песню «Вей,  вей ветерок»  применяя «цепное дыхание»

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа над упражнениями по формированию певческого дыхания, песенным материалом.

Контрольные вопросы:

1. Что относится к вокально-хоровым навыкам?

2.Что является основой вокально-хоровой техники?

3.Какова основная задача управления певческим дыханием?

4.Назовите  типы дыхания, встречающиеся в певческой практике.

5.Какое дыхание считается наиболее целесообразным?

6.Что такое цепное дыхание?

7.Назовите основные правила при выработке навыка цепного дыхания.

Критерии оценки

Студент:

- проявляет обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

- использует в ответах информацию  о вокально – хоровых навыках, певческом дыхании.

- демонстрирует приемы работы со студентами по воспитанию вокально - хоровых навыков.

- определяет профессиональную направленность своей деятельности в процессе изучения дисциплины.

Учебная и специальная литература.

1.Попов В. «О развитии певческого голоса младших школьников» М.2018

2.Егоров А. «Теория и практика работы с хором 2019г.

3.Стулова Г.  «Хоровой класс» С.-П. 2018г. 

Практическая работа №2 

2. Певческое дыхание.

 Цель работы: обобщить и систематизировать знания о певческом дыхании; сформировать навыки певческого дыхания.  

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотный материал, тетради для лекций.

Задание для подготовки к практическому занятию:

1.Изучение основных  теоретических понятий –   певческое дыхание.

2.Подбор и разучивание упражнений для формирования певческого дыхания.

3.Работа над дыханием в программных произведениях.

Ход работы:

1. Работа по системе  Д.Огородного ( упражнение по алгоритму  «Филин»-на  гласную «у» с выдохом»)

2.Разучивание  русской народной песни  «В сыром бору тропина». (Добиться исполнения песни на певческой опоре)  

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа над программными произведениями. Контрольные вопросы:

1.Что такое певческое дыхание?

2.Перечислите виды певческого дыхания.  

3.Назовите основной тип певческого дыхания .

4.Роль певческого дыхания в пении.

Критерии оценки:

умелый подбор оптимальных форм и методов решения заданий; владения навыками игры на инструменте упражнений, работы с нотным текстом; демонстрация знаний о процессе звукоформирования, певческого дыхания  артикуляции и дикции.

Учебная и специальная литература.

1.Менабени, А.Г.  Методика обучения сольному пению /  – Москва:2018.

2. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов.- М.,2017

3.Стулова, Г. П.  Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2018.

4.Емельянов В.В. "Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки". Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 2018

5.Емельянов В.В. "Развитие голоса. Координация и тренаж" СПб. Лань. 2018

                         Практическая работа №3

3.Работа над правильным звукообразованием, активностью артикуляционного аппарата.

Цель работы: обобщить и систематизировать знания о принципах звукообразования, активностью артикуляционного аппарата.

Применяемое оборудование: инструмент фортепиано, нотный материал, тетради для лекций.

Задание для подготовки к практическому занятию:

1.Изучение основных  теоретических понятий – звукоформирование, артикуляционный аппарат, активные и пассивные органы речи, дикция.

2.Подбор и разучивание упражнений для улучшения певческой дикции.

3.Отработка артикуляции и дикции в программных произведениях.

        Ход работы: 

1. Работа по системе  Д.Огородного ( упражнение по алгоритму  «Филин»-на  гласную «у» с выдохом»)

2.Разучивание  русской народной песни «В сыром бору тропина». (Добиться единой манеры исполнения гласных. Использовать следующие методические принципы : пение на гласную; пение на слоги –лё, лю, ри ).

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа над программными произведениями, игра на фортепиано.

Контрольные вопросы:

1.Что такое Орфоэпия? Редукция?

2.Перечислите  основные отличия певческой орфоэпии от речевой.

3.Приведите примеры редуцирования гласных.

4.Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании.

Критерии оценки:

умелый подбор оптимальных форм и методов решения заданий; владения навыками игры на инструменте упражнений, работы с нотным текстом;  демонстрация знаний о процессе звукоформирования, певческой артикуляции и дикции.

Учебная и специальная литература.

1.Менабени, А.Г.  Методика обучения сольному пению /  А.Г. Менабени – Москва:2017.

2.Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 2018.

3.Стулова, Г. П.  Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва, 2019.

4.Емельянов В.В. "Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки". Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 2017

5.Емельянов В.В. "Развитие голоса. Координация и тренаж" СПб. Лань. 2018

                         Практическая работа №4

  1. Певческая опора. Освоение штрихов Legato, non Legato, Staccato в пении.  
  2. Цель работы: обобщить и систематизировать знания по теме         певческая опора и о принципах исполнения штрихов Legato, non Legato, Staccato  

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотные сборники, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию:

изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы.

           Ход работы: 

1.Подобрать вокальные упражнения на формирование певческой опоры и штрихов Legato, non Legato, Staccato .  2.Разучить упражнения предназначенные для  формирования певческой опоры и штрихов Legato, non Legato, Staccato.

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа по составлению вокальных упражнений.  

Контрольные вопросы:

 1. По каким принципам осуществляется подбор вокальных упражнений?

2. Каковы педагогические условия подбора вокальных упражнений?

3. С чем должно согласовываться распевание в хоре?

4. Какова оптимальная длительность распевания?

5. Назвать виды упражнений в распевании?

6. Каковы методические принципы проведения распевания в детском хоре?

7.Обобщить и систематизировать знания о вокальных упражнениях для детей

Критерии оценки:

умелый подбор оптимальных форм и методов решения заданий; владения навыками подбора вокально-хоровых упражнений.

Учебная и специальная литература.

1.Соколов В.  «Работа с хором» М. 2018

2.Пигров К.  «Руководство хором» М. 2019

3.Струве Г.  «Школьный хор» М. 2017

4.Егоров А. «Теория и практика работы с хором» СП.2018

5.ОвчинниковаТ. «Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания» М. 2018

                         Практическая работа №5

3.Сглаживание регистров и выравнивание гласных.  

          Цель работы: обобщить и систематизировать знания о приёмах и использовании  вокальных упражнениях по сглаживанию регистров.

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотные сборники, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию: изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы, подбор упражнений на сглаживание регистров.

          Ход работы: 

1. Описать приёмы и подобрать вокальные упражнения на сглаживание регистров.

Задачи:

- проанализировать диапазон своего голоса и определить переходные ноты.

2.Разучить упражнения предназначенные для сглаживания регистров.

Форма отчета о проделанной работе: письменные ответы, устные ответы, практический показ вокальных упражнений.

Контрольные вопросы.

1. Какие разновидности регистров вы знаете?

2. В чём смысл сглаживания регистров в хоре?

3.Из чего следует исходить в упражнениях при сглаживании регистров?  

Критерии оценки:

умелый подбор оптимальных форм и методов решения заданий; владения навыками сглаживания регистров, умение использовать в практической работе правил сглаживания регистров  в хоре.

Учебная и специальная литература.

1.Попов В. «О развитии певческого голоса младших школьников» М. 2018

2.Егоров А. «Теория и практика работы с хором» 2018

3.Стулова  Г. «Хоровой класс» 2017

4.Чесноков П.  «Хор и управление им» М. 2017

5.Виноградов К.  «Работа над дикцией в хоре» М. 2017

                      Практическая работа №6

6. Выработка кантилены, гибкости и подвижности голосов.

       Цель работы: обобщить и систематизировать теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотные сборники, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию:

-изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы.

-подготовить упражнение на подвижность голоса. Пение звукоряда вверх и вниз  в быстром темпе.

 Ход работы:

1.Изучить теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.  

Задачи:

- выработка кантилены, ровности звука

- работа над подвижностью, гибкостью голоса.   

 Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа по составлению вокальных упражнений.  

Контрольные вопросы:

1.Что такое кантилена и колоратура?  

2.Каковы этапа развития детских голосов?

3.Каковы способы выработки плавного звучания?  Критерии оценки:

умелый подбор вокальных упражнений на формирование кантилены и формирования подвижности голоса.

Учебная и специальная литература.

1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: 2017. - С.2.

2. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: Музыка, 2017 - С.5, 8.

3.Попов В. «О развитии певческого голоса младших школьников» М. 2019

4.Егоров А.  «Теория и практика работы с хором»2017

5.Стулова  Г. «Хоровой класс»2018

6.Чесноков П.  «Хор и управление им» М. 2018

                       Практическая работа №7

7. Выработка мягкой и твёрдой атаки звука.  

Цель работы: обобщить и систематизировать знания по теме: «Выработка мягкой и твёрдой атаки звука»

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотные тетради, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию:

изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы.

Ход работы:

-подобрать распевки на «нон легато», «легато», «стаккато»

Задачи:

-работать над формированием певческого дыхания

- работать над формированием мягкой и твёрдой атаки звука

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа по составлению вокальных упражнений.  

Контрольные вопросы:

1.Для чего нужны дыхательные упражнения?

2.Какие органы участвуют в образовании звука?

3.Какие типы дыхания различают?

Критерии оценки:

-умелый подбор вокальных упражнений на формирование мягкой и твёрдой атаки звука.

Учебная и специальная литература.

1.Емельянов В.В. «Основные принципы вокальной педагогики» М.2017

2.Добровольская И.И. «Вокально-хоровые упражнения» М.2018

3.Соколов М.  «Методика работы над дыханием» М.2018

4.Дмитриев Л.П. «Основы вокальной методики» М.2017

                    Практическая работа №8

8.Освоение приёмов и методов работы над дикционными трудностями.

 Цель работы: обобщить и систематизировать знания  направленные на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата.

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотный материал, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию:

изучение материала лекции, подготовка ответов на заданные вопросы.

          Ход работы:

-подобрать упражнения для развития артикуляционного аппарата

Задачи:

 а) устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

б) разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им

в) развить мимику, артикуляционную моторику;

г) развить выразительную дикцию.

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа по составлению артикуляционных  упражнений.  

 Контрольные вопросы:

1.Какие упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка вы знаете ?

2.Какие упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звуков вы знаете?

3.Какова конечная цель освоения приёмов и методов работы над дикционными трудностями?

Критерии оценки:

-умелый подбор упражнений для разминки и тренировки  речевого аппарата.

-демонстрация упражнений для разминки и тренировки  речевого аппарата.

Учебная и специальная литература.

1.Добровольская Н.Н. «Вокальные упражнения в школе».М.2018

2.Аникеев Ф.М., Аникеева З.И.  «Как развивать певческий голос».М.2019

3.Саричева Е.А. «Техника сценической речи».М.2017

4.Гонтаренко Н.Б.  «Уроки сольного пения».М.2017

5.Орлова Т.М.  « Учите детей петь».М.2019

                     Практическая работа №9

10. Практика работы с хором (показ песен детского репертуара). Цель работы: обобщить и систематизировать знания о правилах интонирования, репетиционных приёмов работы с детским хором, методологии репетиционного процесса.

Применяемое оборудование:

инструмент фортепиано, нотный материал, тетради для лекций.

  • Задание для подготовки к практическому занятию:

изучение материала лекции, песенного материала, подготовка ответов на заданные вопросы.

  Ход работы:

1.Из списка песенного материала, представленного преподавателем, составить репертуар для младшего и среднего детского хора.

2.Разучить песню из детского репертуара по практике работы с хором.

Задачи:

- работа над элементами хоровой звучности: строй, ансамбль, дикция;

- вокально-хоровыми навыками: певческая установка, дыхание, звукообразование.

- разучить песню из детского репертуара по практике работы с хором.

- отработать горизонталь и вертикаль;

- обратить внимание на: строй, ритмичность, динамику, тембральный  ансамбль.

- раскрыть сущность художественного образа.

Форма отчета о проделанной работе: устные ответы, практическая работа над песенным материалом.

Контрольные вопросы: 

1.От чего зависит качественное исполнение произведения хоровым коллективом?

2.Что является конечным итогом работы над произведением?

3.Какие особенности процесса передачи произведения и процесса его постижения?

4. На какие этапы делится процесс разучивания произведения?

5.Что такое эскизный этап?

6. Дать определение «технологический» этап.

7. Особенности «заключительного» этапа.

8. Объяснить необходимость генеральных прогонов.

Критерии оценки:

умелый подбор оптимальных форм и методов решения заданий; владения навыками игры на инструменте, работы с нотным текстом; демонстрация знаний методологии репетиционного процесса.

Учебная и специальная литература.

1.Виноградов К.  «Работа над дикцией в хоре» М. 2017

2.Егоров А.  «Теория и практика работы с хором» М. 2018

3.Овчинникова Т.  «Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания»,  «Работа с детским хором» М. 2018

4.Пигров К.  «Руководство хором» М. 2018

5.Попов В. «О развитии певческого голоса младших школьников» М. 2017

6.Стулова  Г.  «Хоровой класс»2017

7.Соколов В.  «Работа с хором’»М. 2018

8.Струве Г.  «Школьный хор» М. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей

Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей для проведения практических...

Контрольно-измерительный материал по МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности

Контрольно-измерительный материал по   МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельностидля проведения а...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по ОП.01. Педагогика

Данные методические указания разработаны по учебной дисциплине ОП.01. Педагогика для специальности 44.02.03.  Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности (углубленна...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по УД ОП.01 Педагогика для спец. 44.02.01 Дошкольное образование

Данные методические указания разработаны по учебной дисциплине ОП.01. «Педагогика» для специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Они разработаны в соответствии с рабочей програм...

МДК 01.01. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ

Преподаватель: Цыремпилова С.ЭМДК.01.01. Методика преподавания по                     программам доп...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

Методическиеуказания для студентов колледжапо выполнению практических заданийпо МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковПМ.02 Организация различных ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...