Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
методическая разработка

Михеевская Надежда Александровна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19  для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

общеобразовательной дисциплины

ОУД 02. ЛИТЕРАТУРА

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Москва

2018


ОДОБРЕНЫ

Цикловой комиссией

общеобразовательных

дисциплин

Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»,  Рекомендаций Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего  профессионального образования», Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

Протокол №  __1__  от «_____»_____________2018 г.

Председатель

цикловой комиссии

__________      А.С.Рязанова

Заместитель директора по учебно-производственной работе                      

  ___________     И.Б. Селиванова                                                                                                                                                  

Подпись                         Ф.И.О.                                       Подпись                                Ф.И.О.

Составитель: Михеевская Надежда Александровна, преподаватель ГБПОУ ТСиТ № 29

                                                                          Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Пояснительная записка

Методические рекомендации  предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования  по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, изучающих учебную дисциплину Литература.

Целью методических рекомендаций является  привитие навыков самостоятельной работы, принятие определённых решений, формирование навыков самообразования и самореализации. Методические рекомендации содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на занятиях – подготовка докладов и сообщений,  составление кроссвордов, инструкционных карт и понятийных словарей по темам, изучение теоретического материала. 

Самостоятельная работа обучающегося – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Литература”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности.

Существующая до сих пор парадигма профессионального образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Обучающийся, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они “научились учиться”, в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.)

Метапредметные результаты обучения:

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

        

Предметные результаты обучения:

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Особое значение в новой парадигме профессионального образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему, как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится “сотворчество” студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности.

Среднее профессиональное образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью, так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному их включению в динамику социокультурного развития.

В связи с этим целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу “Литература” является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Следует отметить, что одним из основных факторов успешного обучения будущих специалистов является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области.

При решении данной задачи важную роль играет принцип профессиональной направленности.

Профессиональная направленность процесса изучения курса обеспечивает подготовку студентов к восприятию учебной информации других дисциплин, в том числе и специальных, а также участие в реальной учебно-профессиональной коммуникации.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется, главным образом, путём исследования информации, подготовки творческих работ обучающимися, выполнения ситуационных заданий, затрагивающих их будущую профессиональную сферу деятельности.

Формы и алгоритм выполнения заданий, а также методика подготовки отчетов разработаны для каждой темы.

  1. Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Требования к выполнению самостоятельной работы

1. Для выполнения самостоятельной работы обучающемуся следует изучить методические указания преподавателя по выполнению работы. Указания содержат тему, цель, ход работы, список используемой литературы, вид выполнения работы, сроки сдачи отчёта, критерий оценки данной работы.

2. Самостоятельная работа по дисциплине выполняется в отдельной тетради для самостоятельных работ, которая сдаётся преподавателю. Самостоятельная работа включает в себя: выполнение упражнений, подготовка докладов и сообщений, составление кроссвордов и понятийных словарей по указанным темам.

3. Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.

4. В журнале теоретического обучения, в отдельные графы выставляются оценки за выполнение самостоятельных работ.

5. Инициатива обучающегося, творческий подход, эстетичность и правильность выполнения работы поощряется.

6. Если обучающийся испытывает затруднения (не ясны формулировки заданий, порядок их выполнения и т.п.), то  получает консультацию у преподавателя

  1. Методические указания по подготовке доклада и сообщения

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
  • Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
  • Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
  • Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).
  • Составьте план сообщения (доклада).
  • Напишите текст сообщения (доклада).

Помните!

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

  • Не делайте сообщение очень громоздким.
  • При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
  • В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
  • Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
  • Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".

Подготовка сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель сообщения;
  • определить место и сроки подготовки сообщения;
  • оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
  • оценить сообщение в контексте занятия.

Роль обучающегося:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

  1. Методические рекомендации по написанию сочинения

Некоторые правила при написании сочинений:

1. Определить тему, проблему, позиции автора.

2. Уметь аргументировать выдвинутую мысль.

3. Не злоупотреблять цитатами, особенно цитированием больших отрывков. Необходимо пользоваться различными способами введения цитат в текст сочинения.

4. Нельзя смешивать прямую речь с косвенной.

5. Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.

6. Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.

7. Важно следить за правильностью связи слов в предложении.

8. Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).

Итак, прежде, чем писать сочинение, обучающийся прочитывает его тему.

Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. В данных методических рекомендациях мы вспомним темы, которые были традиционными в методике до 90-х годов ХХ века. Например, тема может быть сформулирована в виде вопроса: «"Что делать?" (По произведениям современной русской литературы и публицистики)».

Тема может быть представлена цитатой: «"Мир умирает каждый раз с умершим человеком" С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)».

Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова "Обломов")».

Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: «Женский характер в изображении Л. Толстого».

Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова "Ионыч"», а также охватывать творчество писателя в целом, например, «Русское купечество в произведениях А.Н.Островского».

Существуют обзорные, "сквозные" темы. Например, «Образ странника в русской литературе второй половины XIX века» и т.п. Темы сочинений, которые могут быть предложены современным выпускникам, пока находятся в разработке. По формулировкам темы различаются на:

- темы-понятия или темы-обобщения («Тема власти денег в русской прозе 19 века»). Их раскрытие предполагает наличие размышлений, основанных на конкретных наблюдениях по поводу означенной темы и широких обобщений.

- темы-суждения («Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» по произведениям А.С.Пушкина). Их раскрытие предполагает высказывание, в основе которого ряд тезисов, подтверждаемых примерами из текста. Формулировка темы сама определяет идею сочинения и указывает направление логики рассуждения.

- темы-вопросы или дискуссионные темы («Почему Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?»). Их раскрытие не предполагает наличие однозначных ответов на поставленные вопросы: надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы, различные точки зрения исследователей, сравнивать их, размышлять, формируя, в конечном итоге, объединительную идею.

По материалу тема может оказаться:

- монографической - рассматривается один образ или одна проблема на материале одного произведения («Преступление и наказание Родиона Раскольникова»);

- сопоставительной - сравниваются герои одного произведения или сопоставляется художественное решение одной проблемы в различных произведениях одного или нескольких авторов («Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»);

- обобщающей - содержит рассуждение обобщающего типа в рамках заявленной темы или проблемы («Лишние люди» в русской прозе первой половины 19 века»);

- собственно литературной (анализ в целом творчества писателя или поэта, анализ произведения, анализ образа литературного героя, анализ образа автора, анализ художественной формы и языка литературного произведения).

Одновременно почти каждая из названных тем может оказаться:

- исторической («Историзм прозы А.С. Пушкина»);

- этической («Нравственная проблематика в прозе последних лет»);

- публицистической («Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Темы сочинений, которые могут быть предложены современным студентам, пока находятся в разработке. Остановимся подробнее на обдумывании темы. При этом необходимо:

- подумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

- подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, посмотреть его, сделав необходимые заметки;

- определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении;

- определить жанр сочинения;

- составить план, соблюдая последовательность развития мысли, последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему.

Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана работы над сочинением. В нем ясно, четко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.

Напомним классическую структуру плана сочинения:

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

Это традиционная композиция сочинения, которая состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя; - очень длинное, затянутое вступление. Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться ab ovo (от сотворения мира, "с яйца").

Предложим некоторые рекомендации по построению вступительной части сочинения.

Это варианты, в которых – сразу непосредственно определяется тема текста:

«Настоящий текст о том, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи»; — вступление начинается с риторических вопросов или восклицаний, затрагивающих проблемы, которые поднимает автор исходного текста: «Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова?»; — излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором в его тексте: «Я думаю, что в произведении А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки в утверждении гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом»; — дается краткая справка о писателе, являющемся автором предлагаемого произведения: о связи проблемы, затронутой в данном произведении, с обшей направленностью творчества писателя; «М.Зощенко — известный писатель-юморист, грустно-утонченно высмеивавший абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуально-авторского стиля является рассказ "Кошка и люди", написанный в 1928 году»; — приводится лирическое отступление ученика: «Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем»; – используется цитата, взятая из приведенного или другого источника: «Жизнь сильнее смерти. И это не банальная фраза, а одна из вселенских истин...". Во вступлении может даваться краткая историческая справка о событии, которое описывается в произведении; может быть дана ссылка или проведена параллель с другими произведениями русской и мировой литературы по данной теме; содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено личное мнение учащегося, если в названии темы есть отсылка к его мнению; может быть дан факт религиозно-духовного или фольклорного направления, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста и т.п. Итак, нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. В основной части сочинения целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.д.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный опыт, связанный с темой сочинения. При написании любого сочинения учащийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни). Таким образом, подготовка к написанию сочинения будет способствовать привлечению к чтению художественных произведений русской и мировой литературы. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки. Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

При написании основной части необходимо помнить:

• Не следует увлекаться рассмотрением или формы, или содержания в ущерб одного другому. В произведении искусства они неразделимы.

• Сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведение одного автора между собой, произведения разных авторов, героев). Умение проводить параллели свидетельствует о глубине и обширности знаний, помогает лучше аргументировать выводы.

• Читающий сочинение может иначе смотреть на вещи, поэтому необходимо включать в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником.

• Следует меньше декларировать, больше рассуждать.

• Следует избегать лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса.

• Не стоит «пересушивать» сочинение сугубо рационалистическим, лишенным всяких эмоций изложением материала, не следует забывать, что это сочинение, а не научный трактат.

• Следует избегать смешения стилей.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. Заключительная часть является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, осмысленных в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться. Заканчиваться сочинение может также и риторическим вопросом или риторическим восклицанием. В данном случае пишущий как бы предлагает читающему продолжить диалог и подумать над проблемой. Однако ведущими можно считать два основных вида заключения: Заключение-вывод – важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое. Заключение-следствие – материал, «раздвигающий» рамки материала основной части, часто – литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников.

Для аргументации своего мнения в сочинении постоянно приходится использовать цитаты (от лат. cito - вызываю, привожу). Такое дословное воспроизведение какого-либо отрывка из текста применяется для подкрепления излагаемой мысли, способствует образности, выразительности, емкости мысли. В сочинении могут использоваться разные приемы цитирования:

– точное цитирование фрагмента из текста (оформляется грамматически как прямая речь): «Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев);

– изложение содержания цитаты из текста (с органично-плавным включением в сочинение-рассуждение студента — преимущественно в кавычках – отдельных слов и выражений из текста): «Истории известны случаи, когда целые нации, желая сбросить "груз прошлого с корабля современности", отвергали величайшие достижения мировой культуры...»;

– ссылки на цитату из авторского сочинения (в изложении автора рецензии): «Рассуждая о достоинствах древних произведений искусства (пещерной живописи времени палеолита, портрета Нефертити, африканской бронзы, монументальных памятников Древнего Египта, Греции, Рима), автор приводит убедительные аргументы об их значимости в поступательном развитии человечества».

Следует отметить, что каждый фрагмент сочинения выпускника (вступление, раскрытие темы, анализ стилистических особенностей авторского текста, заключение с изложением собственного мнения) должен быть разделен на абзацы; это — общее требование к композиции экзаменационного текста. Сочинению может предшествовать эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, точно характеризующие главную мысль сочинения. После написания эпиграфа необходимо назвать автора и произведение, из которого приведены данные строки. Обязательно следует написать черновик сочинения, отредактировать его: убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме сочинения, самостоятельно несколько раз проверить черновик и только потом уже его переписывать для итогового оценивания. При этом не следует забывать, что и окончательный, переписанный, текст также перед сдачей его комиссии следует проверить.

Критерии оценки сочинения

Наиболее важными при выставлении оценки по литературе являются следующие факторы:

1. Соответствует ли содержание сочинения предложенной теме; насколько полно раскрыта тема в работе.

2. Анализирует ли студент текст произведения, подтверждает ли свои мысли примерами и цитатами из текста.

3. Композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены).

4. Насколько самостоятельны суждения абитуриента.

5. Насколько последовательно излагается содержание (логика рассуждений и доказательств).

6. Присутствуют ли в сочинении речевые, стилистические, фактические и логические ошибки. При оценке учитывается следующий примерный объем сочинений: 5,0—6,0 страниц. Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем текста студента зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающегося, его общего развития и почерка. Сочинение, как правило, оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. При выставлении оценки за работу приоритет сохраняется за оценкой, поставленной за творческую часть экзаменационной работы, что отражает специфику экзамена по литературе. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы... При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Значительно снижают оценку за сочинение обилие фактических ошибок, пересказ, намеренное упрощение синтаксиса, несоблюдение литературной нормы. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также сделанных учащимся исправлениях.

  1. Методические рекомендации по написанию мини-сочинения

Мини-сочинение - это рассказ на заданную тему, который практически не содержит в себе ваших рассуждений и требует обобщения самого главного, что включает в себя данная тематика. При написании сочинения следует помнить, что должна быть раскрыта тема, нужно придерживаться определенной идеи, которая будет прослеживаться на протяжении всего сочинения.  При написании мини-сочинения рекомендуется придерживаться мыслей, которые продвигают критики. Мини-сочинение имеет очень маленький объем, и вы не сможете полностью раскрыть тему, излагая свои рассуждения. Делая заключения, разоблачение, показывая произошедший казус, ссылайтесь на книгу или критика. Построенное таким образом сочинение вызывает больше доверия.

Также, работая над мини-сочинением, уделяйте больше внимания важным событиям, показанным в книге, не стоит упорствовать над характеристиками героев, а лучше вовсе откажитесь от них и оставьте лишь упоминание.

Для того чтобы сочинению была поставлена хорошая оценка, используйте только литературный язык, покажите степень владения содержанием произведения, исправляйте грамматические ошибки. Наилучший способ научиться писать мини-сочинения - практиковаться в любое свободное время и как можно больше читать.

4. Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.

Эссе, пожалуй, наиболее простой способ изложения своих мыслей в письменной форме.

Признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

- как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

- содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Также можно выделить некоторые общие признаки (особенности) эссе, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается объем до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность жанра.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Важно определить (уяснить) тему, желаемый объем и цели каждого параграфа.Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.

Представим алгоритм написания эссе:

1. Стоит сначала обозначить конкретную проблему, имеющую важность для вас, чтобы было незатруднительно её раскрыть. В ходе написания эссе нужно не просто выдвинуть определенную проблему, а также проявить некое аналитическое рассуждение. Рассуждение такого плана обычно имеет небольшие объемы, пишется в свободной стилистике. Чтобы написать эссе хорошо, необходимо придерживаться определенных рекомендаций.

2. Необходимо изучить материал, касающийся поставленного вопроса или выбранной проблемы.

3. Составить личностное впечатление, собственное суждение на конкретную тему.

4. Подготовить аргументацию в защиту своей позиции. Особым случаем является ситуация, когда вы проявляете несогласие с позицией автора. В этом случае нужно иметь весомые аргументы для обоснования своей позиции.

5. В заключении следует сделать выводы, подвести итоги всего размышления.

· Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

1. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

Вступление

тезис, аргументы

 тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

При написании важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Правила написания эссе

 Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой—либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем — либо и может иметь философский, историко—биографический, публицистический, литературно—критический, научно—популярный, беллетристический характер.

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

4. Методические рекомендации по составлению кроссвордов:

Кроссворд – это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.

Составление кроссворда по теме и ответов к нему – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней.

Кроссворд – игра-задача – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные по значениям слова. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).

Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).

Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. 

Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

  1. Методические указания по составлению понятийного словаря темы

Понятийный словарь темы любого занятия  включает в себя  набор определённых терминов, которые обучающийся должен знать, чтобы в полной мере усвоить знания и освоить необходимые умения и навыки для наиболее успешного изучения данной темы. Важные принципы успешного составления понятийного словаря:

  1. Научность
  2. Доступность
  3. Последовательность   

  1. Методические указания по составлению инструкционной карты

 

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно-технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении.

Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы учащихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ.

В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

После овладения учащимися основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

  • инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;

В инструкционных картах представлена информация двух видов: словесная – описания наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий, а также графическая - рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой трудовой операции, вида работы.

  1. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Введение

Задание для самостоятельной работы №1.

Составить доклад на тему «Проблемы экологии языка»

1. Повторите  материал темы «Язык и речь».

2.Подготовьте доклад  по теме «Проблемы экологии языка»

3. Сообщение должно быть оформлено в соответствии с требованием к оформлению докладов.

4. Подготовьте  работу к защите.

5.Рекомендуемая литература:

Русский язык: учебник для ССУЗов / А.И.Власенков, Т.В.Потемкина.. - Москва: Дрофа, 2005

Русская литература первой половины XIX века 

Задание для самостоятельной работы №1:

Подготовка сообщения на  тему: «Историческое значение противостояния «Беседы» и «Арзамаса»

1. Повторите материал по теме «Обзор культуры. Литературные общества и кружки начала XIX века».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Историческое значение противостояния «Беседы» и «Арзамаса».

3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература: Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №2:

Написание доклада на тему «Самобытность русского романтизма»

1. Повторите материал по теме «Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины XIX века».

2.Подготовьте доклад  на  тему: «Самобытность русского романтизма».

3. Подготовьте  доклад  к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №3

Подготовка сообщения на тему «Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова»

1. Повторите материал по теме «М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова».

3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература: Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №4:

Написание мини-сочинения на тему «Человек и искусство»

1. Повторите материал по теме «Пути развития творческой личности в повести Н.В.Гоголя «Портрет».».

2.Напишите мини-сочинение на  тему: «Человек и искусство».

3. Подготовьте мини-сочинение к проверке.

Рекомендуемая литература: Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века

Задание для самостоятельной работы №5:

Подготовка сообщения на тему «Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века».

1. Повторите материал по теме «Культурно-историческое развитие России середины XIX века, его отражение в литературном процессе».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века».

3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература: Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №6:

Написание сочинения-эссе на тему «Как жить и зачем жить?» (на материале романа И.А.Гончарова «Обломов»)  

1.Прочитайте роман И.А.Гончарова «Обломов»

2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом  учебника по теме «Обломов и Штольц. Прошлое и будущее России»

3.Напишите сочинение-эссе на тему «Как жить и зачем жить?» (на материале статьи учебника и романа И.А.Гончарова «Обломов»).

4.Подготовьте сочинение-эссе к проверке.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №7:

Подготовка сообщения на тему «Нравственная проблематика романа «Отцы и дети».

1. Повторите материал по теме «И.С.Тургенев. Сведения из биографии. Смысл названия и основной конфликт романа «Отцы и дети».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Нравственная проблематика романа «Отцы и дети» и его общечеловеческое значение».

3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №8:

Написание сочинения на тему «Основные темы и мотивы русской поэзии второй половины XIX века»

1.Ознакомьтесь с теоретическим материалом  учебника по темам  «Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы лирики», «А.А.Фет. Сведения из биографии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета», «Н.А.Некрасов. Сведения из биографии. Гражданский пафос, жанровое своеобразие лирики».

2.Прочитайте стихи вышеуказанных авторов.

3.Напишите сочинение на тему «Основные темы и мотивы русской поэзии второй половины XIX века».

4.Подготовьте сочинение  к проверке.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №9:

Подготовка сообщения на тему «Журнал «Современник» и его роль в развитии русской литературы»

1. Повторите материал по теме «Культурно-историческое развитие России середины XIX века, его отражение в литературном процессе.».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Журнал «Современник» и его роль в развитии русской литературы».

3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература: Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015  

Задание для самостоятельной работы №10:

Составление понятийного словаря темы «Ф.М.Достоевский»

1. Повторить материал темы  «Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии. Творческая история романа «Преступление и наказание».

2. Изучить основные термины темы.

3. Выписать в тетрадь термины:  общечеловеческие христианские ценности, нравственность, писатель-мыслитель, милосердие, «маленький человек», теория «сильной личности» и др.

4.Подготовить работу к защите.

 5.Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №11:

Составление понятийного словаря темы «Л.Н.Толстой»

1. Повторить материал темы  «Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя-философа».

2. Изучить основные термины темы.

3. Выписать в тетрадь термины:  общечеловеческие христианские ценности, нравственность, писатель-мыслитель, милосердие, пацифизм, «непротивление злу насилием», «мысль народная», «мысль семейная», роман-эпопея и др.

4.Подготовить работу к защите.

 5.Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 3. Русская литература на рубеже веков

Задание для самостоятельной работы №12:

Составление понятийного словаря темы «И.А.Бунин»

1. Повторить материал темы  «И.А.Бунин. Сведения из биографии. Анализ рассказов. Основные мотивы лирики».

2. Изучить основные термины темы.

3. Выписать в тетрадь термины:  общечеловеческие христианские ценности, нравственность, писатель-мыслитель, эпоха разорения дворянских гнёзд, проблема человека и цивилизации и др.

4.Подготовить работу к защите.

 5.Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 4. Поэзия начала ХХ века

Задание для самостоятельной работы №13

Составление кроссворда по теме «Русские поэты-символисты»

1. Повторите материал по темам «Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX вв.Серебряный век - «русский ренессанс»; «Символизм. Основные темы и мотивы поэзии В.Я.Брюсова», «Акмеизм. Характеристика поэзии Н.С.Гумилёва».

2. Выберите слова для составления кроссворда, расположите их на листе бумаги согласно правилам составления кроссвордов.

3. Подготовьте работу к защите.

4.Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 5. Литература 20-х годов (обзор)

Задание для самостоятельной работы №14:

Подготовка сообщения на тему  «Горький-драматург».

1. Повторите материал по теме «М.Горький. Сведения из биографии. Основные направления творчества».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Горький-драматург»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №15:

Подготовка сообщения на тему «Основные темы лирики С.А. Есенина»

1. Повторите материал по теме «Художественное своеобразие творчества С.А. Есенина».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Основные темы лирики С.А. Есенина»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 6. Литература 30 – начала 40-х годов (обзор)

Задание для самостоятельной работы №16:

Подготовка сообщения «Нравственная красота характеров русских женщин в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1. Прочитайте роман М.Шолохова «Тихий Дон»

2. Повторите материал по теме ««Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Нравственная красота характеров русских женщин в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015  

Раздел 7. Литература русского  Зарубежья

Задание для самостоятельной работы №17:

Составление плана ответа на тему «Русское литературное Зарубежье 40-90-х годов (обзор)»

1. Ознакомьтесь с материалом  по теме «Русское литературное Зарубежье 40-90-х годов (обзор)».

2.Составьте план ответа  на  тему: «Русское литературное Зарубежье 40-90-х годов»

3. Подготовьте работу к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Задание для самостоятельной работы №18:

Подготовка сообщения на тему «Обзор литературы о Великой Отечественной войне»

1. Повторите материал по теме «Основные особенности, направления и темы литературы о Великой Отечественной войне».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Обзор литературы о Великой Отечественной войне»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Задание для самостоятельной работы №19:

Подготовка сообщения на тему «Особенности «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне»

1. Повторите материал по теме «Основные особенности, направления и темы литературы о Великой Отечественной войне».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Особенности «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Раздел 9. Литература 50-90-х годов (обзор)

Задание для самостоятельной работы №20:

Подготовка сообщения на тему «Тихая» лирика русской литературы»

1. Повторите материал по теме ««Тихая» лирика русской литературы. Тема родины, гармония человека и природы в лирике Н.М.Рубцова».

2.Подготовьте сообщение на  тему: «Тихая» лирика русской литературы»

 3. Подготовьте сообщение к защите.

Рекомендуемая литература:

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015

Литература

Литература/ под ред. Обернихиной Г.А.  - Москва, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.07 «Технологическое оборудование» специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Самостоятельная работа студентов – это спланированная познавательная, организационно и методически направленная деятельность, которая осуществляется без прямой помощи преподавателя, для достижения рез...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 03.01 Маркетинг в рекламе.Раздел 1. Осуществление маркетинговой деятельности на предприятиях, занимающихся изготовлением рекламного продукта.

       В Федеральных  государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу  студента отводится не менее полови...

Рабочая программа ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

В ходе освоения профессионального модуля студент должен:Иметь практический опыт:- навыки оценки эффективности, координация и контроля логиситческих операций, процессов, систем;- выявлять уязвимые мест...

Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

Целями производственной практики является комплексное освоение студентами вида производственной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение н...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по УД: Документационное обеспечение управления для специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине: Документационное обеспечение управления                   ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ОУД.02 Литература-2018/19  для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...