Методическая разработка на тему: "Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся"
методическая разработка

Ким Елена Юрьевна

Выступление на Педагогический Совет. Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности.Информация о видах деятельности и формах организации деятельности, обучабщихся в урочной и внеурочной деятельности патриотической  и здоровьесберегающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dzhumanovoy.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; затем в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность и к моменту поступления ребенка в образовательное учреждение с целью получения профессии, приобретает не только систематичность, но и осознанность выбора. Здесь очень важно не ошибиться с выбором. Ведь, неправильно сделанный выбор способен испортить не только начало профессионального становления, но и всю будущую жизнь.

Каждое образовательное учреждение ставит перед собой цели, задачи не только профессионального направления, но и задачи воспитательного характера и определяет пути их достижения.

Задачи воспитания:

- создавать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

- знакомить обучающихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

- изучать с обучающимися нравственных традиций их семей и поколений

- развивать у обучающихся потребность в совершении нравственных поступков;

- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

- создавать условия нравственного самовоспитания обучающихся.

Одной из педагогических задач каждого образовательного учреждения является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для   становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, страны. Через семью, родственников, друзей, учителей и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением и семьёй, но и образовательными учреждениями. В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

К формам взаимодействия относятся:

-участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития;

-реализация педагогической работы образовательной организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения.

Семья и образовательное учреждение – партнёры в создании атмосферы любви и уважения к детям, в воспитании у них высокой духовности, любви к своему Отечеству, стремление к будущему ответственному созданию семьи, рождению и воспитанию здоровых и счастливых детей. Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

Семью следует оценивать, как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и центра нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.

Сотрудничество с семьей начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу, мастеру учебной группы ближе познакомиться с обучающимся, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от мастера группы проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы с родителями (законными представителями) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения; разработка содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценка эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

В нашем образовательном учреждении используем следующие формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы и консультации;  

- посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов.  

Взаимодействие мастера учебной группы и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в образовании и формировании у обучающегося не только профессиональных навыков, но и становления духовно-нравственного воспитания, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Результатом взаимодействия семьи и центра должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в воспитании духовно-нравственной личности.

В ГБПОУ СПЦ № 5 духовно-нравственное и патриотическое воспитание реализуется в рамках общего направления воспитательной работы ГБПОУ СПЦ №5 – «Гражданско-патриотическое воспитание».

Цель: Создание условий, в рамках гражданско-патриотического направления воспитательной работы ГБПОУ СПЦ №5, для воспитания высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Задачи:

  • формировать общие компетенции обучающихся;
  • организовывать работу Штаба местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»;
  • привлекать обучающихся к волонтёрской работе посредством сети Интернет: мессенджеров WhatsApp, Instagram, личных сайтов педагогов, сайта ГБПОУ СПЦ №5;
  • воспитывать обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни;
  • развивать у обучающихся чувства гордости, глубокого уважения к символам государства – Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, а также символам Невельского района и историческим памятникам Сахалинской области;
  • активизировать интерес к изучению истории России и формировать чувство уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  • углублять знания обучающихся о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области с помощью распространения буклета «Календарь памятных дат»;  
  • развивать интереса обучающихся к отечественной науке, культуре, литературе, а также деятельности россиян – видных представителей науки, культуры, образования, промышленности, других сфер, в т.ч. и видных деятелей Сахалинской области;
  • популяризировать подвиги Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, в том числе героев – Сахалинцев, достижений и успехов профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны, Сахалинской области;
  • вовлекать обучающихся в исследовательские работы в сфере гражданско-патриотического воспитания;
  • активизировать совместную работу с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, общественными и некоммерческими организациями по популяризации идей патриотизма;
  • создать условия для увеличения численности обучающихся, зарегистрированных в качестве волонтеров Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Сахалинской области и имеющих книжки волонтеров.

Направление деятельности:

  1. разработка программы ГБПОУ СПЦ № 5 «Патриотическое воспитание»;
  2. развитие волонтерского движения в центре, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания (поздравление ветеранов ВОВ и детей войны с Днем Победы, праздниками (обеспечение праздничными продуктовыми наборами, посильная помощь в покупке продуктов питания и лекарств), ремонт и благоустройство военных памятников и захоронений);
  3. совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания, освещение событий и мероприятий патриотической направленности на сайте центра, в сети Интернет посредством мессенджеров WhatsApp, Instagram, OK.ru, сайта педагога-организатора.
  4. совершенствование и развитие имеющихся, успешно зарекомендовавших себя в центре форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию, с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей обучающихся (классные часы, торжественные и тематические линейки, уроки мужества, участие и проведение акций, направленных на патриотическое воспитание, участие в районных и областных конкурсах, оформление буклета о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и Сахалинской области).

Ожидаемые результаты:

1.        Сформированность общих компетенций обучающихся, охваченных работой по гражданско-патриотическому воспитанию.

2.        Организация и эффективная работа Штаба местного отделения всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы».

3.        Увеличение числа заинтересованных подписчиков в сети Интернет посредством мессенджеров WhatsApp, Instagram, OK.ru, личного сайта педагога-организатора, сайта ГБПОУ СПЦ №5.

4.        Разработка буклета о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области.

5.        Увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.

6.        Увеличение количества обучающихся, участвующих в исследовательской работе по гражданско-патриотическому воспитанию.

7.        Увеличение количества совместных мероприятий с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, общественными и некоммерческими организациями Невельского района и Сахалинской области по популяризации идей патриотизма.

8.        Увеличение количества обучающихся, зарегистрированных в качестве волонтеров Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Сахалинской области и имеющих книжки волонтеров.

Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в ГБПОУ СПЦ № 5 в урочной и внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).

В ГБПОУ СПЦ № 5 патриотическое воспитание обучающихся реализуется в соответствии с «Программой гражданско-патриотического воспитания для обучающихся в ГБПОУ СПЦ №5». Разработан тематический план воспитательной работы по патриотическому воспитанию молодежи в ГБПОУ СПЦ № 5, в котором подробно раскрыты виды, формы проведения мероприятий патриотической направленности в ГБПОУ СПЦ № 5, а также отображены основные (подготовительный, практический и контрольно-аналитический) этапы реализации программы на каждый год. Программа содержит материально-техническую базу и методическое обеспечение (Приложение 1).

Цель программы: 

Создание условий, в рамках гражданско-патриотического направления воспитательной работы ГБПОУ СПЦ №5, для воспитания высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Задачи:

 -  формировать общие компетенции обучающихся;

- организовывать работу Штаба местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»;

- привлекать обучающихся к волонтёрской работе посредством сети Интернет;

- воспитывать обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни;

- развивать у обучающихся чувства гордости, глубокого уважения к символам государства – Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, а также символам Невельского района и историческим памятникам Сахалинской области;

- активизировать интерес к изучению истории России и формировать чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

- углублять знания обучающихся о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с. Горнозаводска и Сахалинской области с помощью распространения буклета «Календарь памятных дат»;  

- развивать интерес обучающихся к Отечественной науке, культуре, литературе, а также деятельности россиян – видных представителей науки, культуры, образования, промышленности, других сфер, в т.ч. и видных деятелей Сахалинской области;

- популяризировать подвиги Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, в т.ч. героев – Сахалинцев, достижений и успехов профессионалов различных сфер деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны, Сахалинской области;

- вовлекать обучающихся в исследовательские работы в сфере гражданско - патриотического воспитания;

- активизировать совместную работу с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, общественными и некоммерческими организациями по популяризации идей патриотизма;

-создать условия для увеличения численности обучающихся, зарегистрированных в качестве волонтеров Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Сахалинской области и имеющих книжки волонтеров.  

Срок реализации программы с 2019-2023 (корректировка ежегодно), возраст обучающихся 16-30 лет.

Раздел 2. Информация о видах деятельности и формах организации деятельности, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности патриотической и здоровьесберегающей направленности.

        Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в нашем центре проводится по двум системообразующим направлениям:

1-е направление – патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает следующее:

  • мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам);
  • проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов;
  • проведение смотров-конкурсов военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;
  • В нашем центре создан штаб волонтеров СПЦ №5, деятельность которого направлена на патриотическое воспитание.

2-е направление – формирование здорового и безопасного образа жизни, расширение кругозора обучающихся, в том числе с использованием военно-спортивных игр:

  •  «А ну-ка, парни!», «Костер», военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности обучающихся, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Во внеурочной деятельности используются такие формы как:

  • экскурсии, соревнования;
  • работа с литературой: подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и печатной продукции;
  • игровая деятельность: олимпиады, деловые игры, викторины, конкурсы и др.

Организация деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности патриотической направленности ГБПОУ СПЦ № 5

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

Именно поэтому большое внимание в ГБПОУ СПЦ № 5 уделяется организации урочной и внеурочной деятельности патриотической направленности. В рамках этой работы в центре традиционно проводятся:

  1. Декада патриотического воспитания, посвященная освобождению Южного Сахалина и Курильских островов
  2. Участие в районном конкурсе «Я – глава района»
  3. Единый классный час «Ветераны Невельского района»
  4. Ремонт и благоустройство памятников ветеранам ВОВ
  5. Совместное мероприятие с Пунктом отбора на военную службу по контракту по Сахалинской области Минобороны России - «Служба по контракту – альтернатива срочной службы» (для выпускников)
  6. Торжественная линейка, посвященная празднованию Дня народного единства
  7. Участие в региональном этапе национальной премии «Студент года»
  8. Участие в областной интернет-олимпиаде «Избирательное право»
  9. Тематическая линейка к Дню Конституции РФ
  10. Урок мужества «День начала контрнаступления Красной Армии против немецко-фашистских воск в битве под Москвой в 1941г.»
  11. Акция «Поздравь ветерана и земляка, родившегося в годы ВОВ с Новым годом»
  12. Анкетирование обучающихся «Что для меня патриотизм» в приложении Google Формы
  13. Участие во Всероссийской Акции «Блокадный хлеб»
  14. Тематическая линейка  посвященная Гибели рыбаков  на промысле   в Беринговом море  19 января 1965 года  (рыболовные траулеры «Бокситогорск», «Севск», «Себеж» и «Нахичевань»).
  15. Урок мужества «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944г.»
  16. Участие в районном конкурсе рисунков и фронтовых писем-треугольников «Великой Победе посвящается…»
  17. Участие в районном командно-творческом конкурсе «Добрые молодцы»
  18. Месячник военно-патриотического воспитания
  19. Урок мужества «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943г.»
  20. Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества
  21. Организация марафона фильмов о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. в учебных группах
  22. Урок мужества «Окончание битвы за Москву в 1942г.»
  23. Участие во Всероссийской акции «Месяц музеев» (тематические мероприятия с Невельским историко-краеведческим музеем)
  24. Участие в областном фестивале-конкурсе художественного чтения и патриотической песни «Виктория»
  25. Участие в добровольческой акции «Сохраним память поколений» (благоустройство могил ветеранов ВОВ)
  26. Урок мужества «День освобождения узников фашистских концлагерей»  
  27. Урок мужества «Встреча советских и американских войск на Эльбе в 1945г.»
  28. Декада патриотического воспитания, посвященная Дню космонавтики
  29. Участие во Всероссийской акции «Георгиевская лента»
  30. Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
  31. Участие во Всероссийской акции «Диктант Победы»
  32. Участие в районном митинге посвященном Дню Победы
  33. Торжественная линейка, посвященная Дню Победы
  34. Акция «Поздравь ветерана и земляка, родившегося в годы ВОВ с Днем Победы»
  35. Работа книжной выставки «И снова май! Салют! Победа!» на базе библиотеки ГБПОУ СПЦ №5
  36. Участие во Всероссийской акции «Свеча памяти»
  37. Урок мужества «День памяти о погибших ВОВ. Нападение фашистской Германии на СССР в 1941г.»
  38. Торжественная линейка, посвященная Дню России
  39. Оформление буклета о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России, с.Горнозаводска и Сахалинской области
  40. Волонтерский штаб обучающихся СПЦ №5
  41. Регистрация на сайте «Добровольцы России»
  42. Регистрация всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»
  43. Участие в районном командно-творческом конкурсе «Патриоты 2020»

Информация об итогах деятельности ГБПОУ СПЦ № 5 по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся за 2018-2020гг.

Патриотическое воспитание

2018 год

  • 1 сентября состоялась встреча обучающихся по профессии «Машинист на открытых горных работах» с выпускником нашего образовательного учреждения, ветераном труда Смоленцевым М. К.;
  • декада, посвященная освобождению Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов;
  • участие в мероприятиях по постановке на первоначальный воинский учет юношей совместно с военкоматом;
  • информационные часы, посвященные Дню народного единства;
  • подготовка презентации посвященной Юбилею Горнозаводска;
  • подготовка и проведение 65-летнего Юбилея центра;
  • сотрудниками Краеведческого музея для обучающихся проживающих в общежитии проведена презентация, посвященная землякам – интернационалистам;
  • участие в районных ярмарках по продаже продукции изготавливаемой обучающимися центра;
  • участие в районном конкурсе патриотической песни «Виктория»;
  • участие во встречи с волонтерами соревнований «Дети Азии» из республики Саха Якутия;
  • участие волонтеров в работе презентационной площадки в рамках 3 областных соревнований WorldSkills молодые профессионалы;
  • линейка, посвященная Дню защитника Отечества в рамках месячника патриотического воспитания;
  • участие в районном конкурсе рисунков, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне;
  • участие в работе районной школы добровольца;
  • формирование отряда волонтеров для участия в 6 общероссийских соревнованиях WorldSkills молодые профессионалы;
  • участие в акции «Бессмертный полк» 9 мая 2018 г.;
  • участие в областной акции «Чистые берега».

Патриотическое воспитание

2019 год

  • участие в областном этапе общероссийского движения «Парад студенчества», который впервые (с 2002 г.) прошел на Сахалине;
  • декада, посвященная освобождению Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов;
  • участие в мероприятиях по постановке на первоначальный воинский учет юношей совместно с военкоматом;
  • информационные часы, посвященные Дню народного единства;
  • встреча с мэром Невельского городского округа обучающихся Центра;
  • участие волонтера С. Ишкова в Дальневосточном форуме «ИНСАЙТ 2020»;
  • Районный День призывника;
  • месячник патриотического воспитания;
  • торжественная линейка, посвященная 30-й годовщине вывода войск из Афганистана;
  • торжественной линейке посвящённой Дню защитника Отечества;
  • экскурсия в Невельский краеведческий музей обучающихся проживающих в общежитии;
  • единый классный час «Крым»;
  •  футбольный матч между группами по профессии «Машинист на открытых горных работах» посвященный участнику Великой Отечественной войны генерал-майору Юрию Николаевичу Ныркову;
  • проведение пятидневных учебных сборов по основам военной службы для юношей 2 курса обучения;
  • подготовка и проведение открытия регионального Чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Сахалинской области, а также освещение в средствах массовой информации соревновательных мероприятий на конкурсной презентационной площадке компетенции «Управление бульдозером», которые будут проходить с 01.03.2019 по 05.03.2019 года на территории Невельского городского округа;
  • участие волонтера С. Ишкова в Дальневосточном форуме «Восток – 2019» с проектом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...

WORKBOOK по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся 5-х классов

WORKBOOK по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для обучающихся 5-х классов рассчитанный I четверть 2020-2021 года...