Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО
статья

Горяев Сергей Михайлович

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УЧРЕЖДЕНИЙ СПО

Горяев С.М.

Бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Калмыкия

«Калмыцкий государственный колледж

нефти и газа»

преподаватель истории и обществознания.

В России одной из основ государства всегда являлся патриотизм – преданность и верность Отчизне, братское сотрудничество всех наций и народов, стремление к свободе, независимости, социальной справедливости.

Идеи патриотической подготовки и воспитания нашли свое отражение в таких произведениях, как «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», «Моления» Даниила Заточника, «Русская Правда» Ярослава Мудрого и др.

В «Поучении Владимира Мономаха детям» (XII в.) автор призывает любить Родину, не щадить жизни при защите ее от врагов, наставляет своих соотечественников с большим уважением относиться к образованию, любить книгу, настойчиво овладевать знаниями, быть деятельными, трудолюбивыми и храбрыми [1, с.24].

Во времена феодальной раздробленности и монголо-татарского ига зародившаяся система патриотического воспитания распалась и восстанавливаться стала только ко времени правления Петра I. Введение им рекрутской системы позволило в короткий срок развернуть вооруженные силы, состоящие из национально-однородного в основном личного состава с высокими морально-волевыми качествами, в отличие от войск западноевропейских правителей, имевших в своем составе значительное количество наемников.

В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать «новую породу людей», утвердить систему сословного воспитания. Таким воспитанием императрица пыталась создать третье сословие образованных людей, которые способны были бы служить Отечеству и владеть при этом различными ремеслами. Большой интерес к проблеме воспитания человека – гражданина и патриота проявляли такие русские просветители, как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. В это время создается уникальная отечественная система воинского обучения и воспитания, основателями которой правомерно считать П.А. Румянцева и А.В. Суворова, имевшая существенное влияние на становление патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

П.А. Румянцев выделял две стороны патриотического воспитания: моральную и физическую, в последнюю было включено и военное обучение. Суворовская же система воспитания и обучения войск представлена его знаменитой «Наукой побеждать». А.В. Суворов считал, что послушание и дисциплина основываются не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты Отечества. Фельдмаршал М.И. Кутузов – ближайший ученик и последователь А.В. Суворова был убежден, что именно моральный дух войск та сила, которая движет людьми и определяет исход битв и сражений.

В начале ХХ в. патриотическое воспитание в России получило свое дальнейшее развитие. Предпринимаются многочисленные попытки организовать внешкольное молодежное движение, которое обеспечило бы военную подготовку и физическую тренировку подрастающего поколения перед началом военной службы. Этой цели служило, в частности, движение «потешных» детских рот. Основаниями, на которых формировались и обучались «потешные» роты были: духовное воспитание и физическое развитие, а также подготовка юного поколения как будущего гражданина России и защитника Отечества. Активно проявило себя в числе внешкольных движений и скаутское движение, пришедшее в Россию из Англии.

В Советской России педагогика подошла к вопросу патриотического воспитания более вдумчиво и серьезно. Особое внимание обращалось на идеологические основы воспитания подрастающего поколения. Сложилась целостная система уже советского гражданского и патриотического воспитания. На мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма, показывалось «положение Советской России среди капиталистических стран, раскрывалась сущность советского строя, роль Коммунистической партии в строительстве и расцвете государства, работа Красной Армии и необходимость защиты каждым гражданином СССР своей Родины, значение достижений героев авиации, работа крупных ученых и виднейших писателей и деятелей искусства СССР, работа орденоносцев промышленности, транспорта и сельского хозяйства, героизм советских людей» [7, с.51].

Детально раскрывались патриотические качества, которые необходимо было развивать и культивировать в среде учащихся. К ним относились: великое чувство любви и преданности Советской Родине и ее вождям; интерес к прошлому, к героической борьбе рабочего класса, к борьбе коммунистической партии со всеми врагами марксизма-ленинизма, со всеми врагами трудящихся; ненависть к капиталистическому прошлому и его пережиткам, готовность бороться за первое в мире Отечество трудящихся, защищать права советских граждан, записанные в Конституции.

Накануне и в начале Великой Отечественной войны патриотизм напрямую связывался с верностью вождям, правительству и коммунистической партии. Среди основных направлений гражданского и патриотического воспитания выделяли: воспитание ненависти к фашизму; воспитание непоколебимой веры в правоту Советского Союза в борьбе с немецким фашизмом; воспитание патриотического долга в духе беззаветного служения Родине; воспитание мужества; воспитание бдительности; воспитание трудового энтузиазма; воспитание любви к Красной Армии [7, с.60].

В 1937-1945 гг. развитие гражданского и патриотического воспитания в СССР проходило под влиянием большевистской идеологии, культа личности Сталина и событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В то же время, именно в этот период выросло целое поколение людей, имеющих четкое представление о долге и ответственности, честности и порядочности, мужестве и самоотверженности. Накопленный в те годы опыт патриотического воспитания любви к Родине является немаловажным и в современных реалиях.

В послевоенной педагогике была поставлена задача разработать конкретную методику воспитания советского патриотизма, гуманизма, чувства долга, правдивости, честности и других моральных качеств. При этом особый акцент делался на том, что преподавание любой науки не могло быть оторвано от политики партии и государства.

Сформулированы были основные компоненты советского патриотического воспитания:

1. Воспитание советского патриотизма и неотделимое от него воспитание общественного долга;

2. Воспитание большевистской бдительности, ненависти к врагам советского народа, ненависти ко всем видам реакции и угнетения;

3. Воспитание ответственного отношения к общественной и личной собственности;

4. Воспитание гуманизма;

5. Воспитание коллективизма, дружбы и товарищества;

6. Воспитание ответственного отношения к труду, к учебе, к общественной деятельности;

7. Воспитание сознательной дисциплины;

8. Воспитание волевых качеств характера: мужества, смелости, решимости в преодолении препятствий, настойчивости и инициативности в выполнении принятых решений;

9. Воспитание культурности поведения: опрятности, вежливости, предупредительности, тактичности [7, с.65].

Система патриотического воспитания предполагала учет возрастных особенностей и индивидуальных интересов учащихся, единство действий всех воспитательных сил для достижения необходимых результатов. Некоторые мероприятия имели общегосударственный масштаб. Заработанные от субботников и воскресников деньги перечислялись в советский «Фонд мира». Дети из различных союзных республик ездили в лагеря дружбы, участвовали в совместных фестивалях, завязывали переписку. Проводились акции солидарности с угнетенными народами Индокитая, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Широкое распространение получили «вахты Памяти», представлявшие собой комплекс патриотических акций, связанных с идейно-политическим, военно-патриотическим и трудовым воспитанием. С вахтой Памяти сочеталась караульная служба у Вечного огня Славы.

С начала 1990-х гг. рассмотрение проблем патриотического воспитания надолго прекращается в силу пересмотра идеологии, само понятие «идеология», как и «патриотизм» подвергаются нападкам в средствах массовой информации.

Новое столетие характеризуется новыми взглядами на государственную политику в области патриотического воспитания. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» была разработана Концепция патриотического воспитания граждан РФ. Согласно данной Концепции, патриотизм призван был дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Были сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Цель патриотического воспитания в новых политических условиях – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Данная программа явилась продолжение программы 2001-2005 гг. и призвана была дать дальнейшую динамику совместной деятельности государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.

        Основной целью программы 2006-2010 гг. являлось дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [4].

Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», которая являлась продолжением программ 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг. и призвана была сохранять непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного их факторов единения нации.

         Программа 2011-2015 гг. была направлена на совершенствование законодательства Российской Федерации в области патриотического законодательства, модернизацию материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания [5].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Функции координатора программы возложены были на Федеральное агентство по делам молодежи. Программа была ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.  

Целью программы являлось создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [6].

В Российской Федерации образовательные организации играют ведущую роль в системе патриотического воспитания. Образование подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В данной системе организации и учреждения СПО находятся на начальном, первом уровне профессионального образования.

        Воспитательный процесс в организациях СПО имеет ряд характерных особенностей:

        1. Цель воспитания: учебная деятельность значительно шире, чем в общеобразовательных организациях, т.к. наряду с общеобразовательными предметами изучаются общетехнические и специальные дисциплины;

        2. Возраст и социальный статус обучающихся: студент учреждений СПО – социально еще не зрелая, но психологически уже сформировавшаяся личность. В образовательных организациях такого типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании самих обучающихся;

        3. Социальный статус членов педагогического коллектива: ключевая фигура учреждений СПО – педагогический работник;

        4. Структура воспитательной системы: организация воспитательного процесса через кураторов и воспитателей;

        5. Масштаб системы: от 50 до 100 человек на специальности с разделением на курсы и до 500-1000 человек во всем учреждении;

        6. Характер взаимосвязей между участниками воспитательного процесса: отношения преподаватель-преподаватель, студент-преподаватель, преподаватель-администрация имеют свои особенности;

        7. Продолжительность пребывания в учебном заведении (3-4 года) и частая сменяемость основного субъекта системы – студента.

        Одной из важнейших задач учреждений СПО, помимо непосредственно учебной и практической деятельности, является патриотическое воспитание.         Однако успешность формирования патриотизма у студентов СПО зависит от целого ряда факторов:

        1. От начального уровня патриотизма, сформированного у молодого человека к началу профессионального обучения;

        2. От эмоционально-ценностного отношения студента к своей Родине, которое является обязательным компонентом патриотизма при подготовке будущих специалистов;

        3. От учета личностных и возрастных особенностей контингента студентов;

        4. От применения в учебном процессе заданий и создания ситуаций и моментов патриотически ориентированного и междисциплинарного содержания, способствующих приобщению студентов к реальным ситуациям общественной и профессиональной деятельности, в том числе и связанным с патриотической деятельностью;

        5. От степени самостоятельности студентов в образовательном процессе;

        6. От успешного установления межличностных отношений с преподавателями и однокурсниками, что способствует стимулированию самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, раскрытию их творческого потенциала [2, с.86-88].

Формирование патриотизма у студентов учреждений СПО предполагает создание нормативно-целевых, образовательных, инструментально-технологических и психолого-антропологических педагогических условий.

Нормативно-целевые педагогические условия включают основные методологические, теоретические и организационные компоненты образовательного процесса, которые позволят усилить патриотическую составляющую в воспитательной работе. К ним относятся:

1. Построение формирующей работы на основе концепции развития личности как субъекта профессиональной деятельности;

2. Включенность в целевой компонент и содержание профессиональной подготовки студентов учреждений СПО целей и задач формирования патриотизма;

3. Интеграция аудиторной и внеаудиторной воспитательной деятельности в единое гуманитарное образовательное пространство, обеспечивающее формирование патриотических чувств у студентов;

4.   Усиление роли общественно-полезной (волонтерской) деятельности студентов.

Образовательные педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания включают:

1. Максимальное стимулирование студентов учреждений СПО к самостоятельной работе, поиску новой информации, исследовательской деятельности;

2. Усиление блока дисциплин гуманитарного цикла с акцентом на патриотическую направленность;

3. Формирование у студентов учреждений СПО навыков взаимодействия с современным информационным пространством;

4. Разработку и применение в учебном процессе заданий патриотически ориентированного содержания;

5. Стимулирование активной познавательной и образовательной деятельности студентов учреждений СПО.

Инструментально-технологические педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания состоят из:

1. Разработки и реализации проектных технологий, предполагающих определенную этапность и системность в формировании патриотизма у студентов учреждений СПО;

2. Реализации в системе внеучебной деятельности возможностей студенческого самоуправления;

3. Использовании потенциала межпредметных связей в формировании патриотических чувств, с соблюдением последовательности и преемственности мероприятий и методов поощрения и стимулирования проявлений самостоятельной активности студентов.

Психолого-антропологические педагогические условия формирования патриотизма у студентов учреждений СПО включают:

1. Учет возрастных и социально-психологических особенностей студентов, свойственных возрасту 16-20 лет: быстрый темп физиологических и психологических изменений, формирование мировоззренческих установок личности;

2. Создание положительного эмоционального фона на занятиях и в ходе воспитательных мероприятий;

3. Использование имеющегося в учреждениях СПО воспитательного потенциала студенческой группы как коллективного ресурса развития патриотической позиции личности;

4. Отслеживание влияния информационного пространства на трансформацию личностной сферы студента учреждения СПО, на личностные смыслы и убеждения в сфере патриотических чувств [2, с.111-118].

Список использованной литературы:

1. Балашов Р.В., Лутовинов В.И., Метлик И.В., Поляков С.П. Военно-патриотическое воспитание молодежи к военной службе: история и современность. Учебно-методические материалы./ Москва, 2010, С. 75.

2. Марков К.В. Педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра при университете / Диссертация канд.пед.наук, Махачкала, 2017. С.278.

3. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.».

4. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

5. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.».

6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».

7. Щеголев А.А. Историко-педагогическая ретроспектива гражданского и патриотического воспитания в научно-педагогической периодике России / Диссертация кан.пед.наук, Москва, 2016. С.244.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Приоритетными в образовательном процессе должны стать те формы и методические средства воспитания, которые помогают молодым людям научиться решать значимые для них личные и общественные проблемы....

Методическая разработка практической направленности «Гражданское и военно-патриотическое воспитание воспитанниц через организацию выезда в кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот»

Данная разработка носит характер практической направленности. Методической разработкой могут воспользоваться все кадетские корпуса г. Москвы, т.к. база, используемая для выезда, принадлежит Департамен...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

1.1. Мониторинг организации деятельности обучающихся (воспитанников) в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания:

Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников группы интерната с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства...