Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
статья

Комлева Татьяна Владимировна

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося. Выявление воспитательного потенциала Политехнического центра и определение продуктивных форм духовно- нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komleva_statya_rozhdestvenskie_chteniya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комлева Татьяна Владимировна

преподаватель

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Сахалинский

политехнический центр №5»

телефон: +79242872763

е-mail:tanko-71@mail.ru

ТЕМА

«Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося. Выявление воспитательного потенциала Политехнического центра и определение продуктивных форм духовно- нравственного воспитания.

Актуальность темы объясняется тем, что в современной педагогической науке и практике образования в процессе целеполагания все чаще наблюдается смещение акцентов с восприятия образования как самоцели на формирование духовно богатой личности, ориентированной на традиционные ценности. В Указе Президента Российской    Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко обозначены цели и целевые показатели в сфере воспитания подрастающего поколения и модернизации профессионального образования:

  • «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
  • модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [1].

А в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» дано четкое определение, что же является традиционными ценностями. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2].

Исходя и сказанного выше, перед образовательным учреждением среднего профессионального образования встает понятная задача организации образовательного пространства, в котором комплексно будет решаться проблема духовно-нравственного воспитания молодежи.

Цели. Целью статьи является определение специфики и обобщение опыта организации духовно-нравственного воспитания обучающихся образовательной организации системы СПО на примере Сахалинского политехнического центра №5.

Тезисы. Большим достижением можно считать то, что наконец перестала витать идея полного отрицания необходимости воспитательных воздействий в образовательном пространстве учреждения СПО. На наш взгляд, в сложившейся ситуации оптимальной представляется позиция признания целостного образовательного пространства как среды, имеющей неоценимый воспитательный потенциал и способной органично объединить процессы профессионального образования и духовно-нравственного воспитания будущих профессионалов. Значимость такой позиции подтверждается фактом, что «для современной психолого - педагогической науки и практики доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности студента, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культуры общественного бытия (И. А. Зимняя, Н. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков и др.)» [3].

Значимость и ценность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся многократно возрастает в образовательном пространстве учреждения СПО. Это во многом связано с тем, что студент – не просто будущий профессионал, который должен быть готов к качественному исполнению трудовых функций, но и специалист, к которому предъявляются требования профессионального стандарта.

Главная цель воспитательной работы ГБПОУ СПЦ №5 – создание условий для формирования общих компетенций обучающегося, способствующих воспитанию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России, в соответствии с профессией (специальностью), через реализацию рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательной программе профессионального образования по профессиям и специальности.

В Сахалинском политехническом центре №5 создана нормативная база социальной и воспитательной работы. Воспитательная работа выделена в качестве приоритетного направления в образовательно-воспитательном пространстве.

Система воспитательной деятельности ГБПОУ СПЦ №5 выстраивается в соответствии с утвержденной схемой функционального взаимодействия и обеспечивается интеграцией структурных подразделений. [4].

Работа проводится планово, на основании утвержденных Рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы по каждой основной профессиональной образовательной программе СПО [4].

Основные направления воспитательной деятельности:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственно-эстетическое воспитание;
  • воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • правовое воспитание;
  • студенческое самоуправление.

В соответствии с направлениями воспитательной деятельности определено многообразие методов и форм воспитательной работы. Воспитательная работа осуществляется в каждой учебной группе, в студенческом общежитии, посредством общих мероприятий Центра. Так же, воспитательный процесс органично включен в районные проекты («Молодежный совет при администрации Невельского ГО», «Молодежь против коррупции», «Антинаркотическая лекторская группа» и др.), областные мероприятия («Интернт-олимпиада по вопросам избирательного права», «Студент года», «Молодежные технологические отряды» и др.), общероссийские (Чемпионаты ВорлдСкиллс, Абилимпикс, «Разговоры о важном» и др.)

Хочется заострить внимание на новом федеральном мероприятии - курс «Разговоры о важном». Начавшись 5 сентября 2022 года, он спокойно вошел в наш образовательно-воспитательный процесс. Этот классный час стоит в расписании в понедельник, его проводят мастера производственного обучения и кураторы после традиционной линейки, где проводятся церемония поднятия флага РФ и исполнение Гимна. Особенно важно отметить, что «Разговоры» одной из своих задач ставят организацию именно беседы педагога и обучащихся, поэтому каждый может высказаться, послушать и прийти к собственному умозаключению.

Приятно слушать, как ребята рассуждают о том, что такое успех, как важно ставить цель и ее добиваться. «Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам». [5]

Более традиционное направление – волонтерство. Уже более 7 лет в Сахалинском политехническом центр №5 работает волонтерский отряд «Доброе сердце», в котором состоит порядка 30% наших обучающихся, каждый из которых зарегистрирован на официальном сайте АИС «Добровольцы России», а также являются членами Всероссийского волонтерского движения «Волонтеры Победы».

Цель деятельности отряда – формирование у обучающихся гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия.

Волонтерский отряд «Доброе сердце» осуществляет свою деятельность по четырем направлениям:

  • социальное (это помощь пожилым одиноким людям, ветеранам, инвалидам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Как показывает работа в этом направлении, когда студент приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте);
  • гражданско-патриотическое (патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • экологическое (содействие в охране окружающей среды, защите животного и растительного мира);
  • профилактика негативных привычек и фгормирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

Большое значение имеет преемственность волонтерской деятельности выпускниками ГБПОУ СПЦ №5. Яркий пример - Сергей Ишков окончивший наше образовательное учреждение по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». С самого начала его привлекло гражданско-патриотическое направление. Он участвовал в разных Акциях и, еще будучи студентом СПЦ №5, наладил отношения с общероссийской молодежной общественной организации «МИР». Благодаря своей настойчивости, стал муниципальным координатором движения волонтеров Победы по Невельскому району. Полученные компетенции применил в своем родном городе Корсаков, где он является автором и руководителем проекта молодежного информационного агентства «ОКО». Идею волонтерского движения, его важность необходимость он продолжает транслировать и после окончания образовательного учреждения.

Следует отметить, одну из особенностей современной образовательной системы, продиктованной современной информационной средой – это открытость и доступность для ознакомления всех аспектов образовательно-воспитательного процесса любой образовательной организации. Средствами информационного обеспечения воспитательной работы являются:

  • студенческая газета «Меридиан», выходящая 1 раз месяца;
  • сайт ГБПОУ СПЦ №5 https://spc5.sakhalin.gov.ru/;
  • группа в Telegram Messenger https://t.me/gbpoyspc5;
  • страница и верифицированный паблик в ВКонтакте https://vk.com/public217482563;
  • стенды официальной информации (в 2-х учебных корпусах);
  • доска информации в общежитии;
  • кроме того, отдельные аспекты воспитательной деятельности представлены долгосрочными информационными стендами: уголки профилактики, правовые уголки, уголки здоровья и пр.

Важной частью любого воспитательного процесса является система контроля. С целью совершенствования внутренней системы оценки состояния воспитательной работы ежегодно в центре проводятся опросы всех субъектов образовательно-воспитательного пространства на определение уровня удовлетворенности качеством проведенных мероприятий (Приложение 1).

В результате обработки данных анкет составляется диаграмма степени удовлетворенности качеством проведенных мероприятий. Высокая степень удовлетворенности составляет 8,5%, средняя степень – 1,3%, низкая степень – 0,9% (Приложение 2).

Реализацию проекта внеурочных занятий «Разговоры о важном» контролируют администрация образовательного учреждения. Разработаны и проходят апробацию этапы контроля и зоны ответственности всех участников воспитательного процесса. Формы контроля оформлены в виде таблиц с набором инструментов для администрации Центра, заместителя директора по социальным вопросам и воспитательной работе, мастеров производственного обучения и кураторов. В таблицах указаны инструменты и их описание, а также способы оценки (Приложение 3).

Выводы

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является значимой задачей, решение которой возможно при полноценном использовании воспитательного потенциала образовательного учреждения СПО. Обобщая опыт организации духовно-нравственного воспитания обучающихся следует отметить:

  • преемственность осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • координация и объединение усилий всех субъектов образовательного пространства в деле духовно-нравственного воспитания молодежи.

Сложившаяся в ГБПОУ СПЦ №5 система воспитательной работы способствует формированию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России, в соответствии с профессией (специальностью).

Краткий обзор использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
  2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
  3. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественно-научных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. − 2010. − № 1. − С. 157–162.
  4. https://spc5.sakhalin.gov.ru/
  5. https://razgovor.edsoo.ru/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время

Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей...

Публикация статьи "Духовно-нравственные основы патриотического воспитания детей "

   Школа как образовательное учреждение должна представлять собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательн...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.

Статья выступления  на педагогическом совете  учителя музыки ....

Статья" Духовно - нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на краеведческом материале в процессе обучения истории"

Статья рассказывает о значениее духовно - нравственного воспитания для обучающихся...

Методическая разработка на тему: "Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся"

Выступление на Педагогический Совет. Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности.Информация о видах деятельности и формах организации деятельности...