Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов во внеурочное время
проект на тему

Коптелов Алексей Михайлович

Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_studentov.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Методический центр

В Системе Дополнительного Педагогического Образования

(Повышения квалификации)

Практико-значимый проект по теме:

 « Духовно-нравственное развитие и воспитание  школьников

во внеурочное время»

Выполнил:

Коптелов Алексей Михайлович, Мастер производственного обучения

 г. Коломна

2015г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

1. Общие принципы организации внеурочной деятельности……………

4

        1.1. Отражение внеурочной деятельность в структуре  основной образовательной программы………………………………………………….

4

             1.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе……………………………………………………………………………

5

2.Характеристика форм внеурочной деятельности………………………

7

             2.1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности………

7

        2.2. Характеристика форм внеурочной деятельности………………

8

             2.3. Модель внеурочной деятельности  в МКОУ Григорьевской

ООШ…………………………………………………………………………….

12

3.  Результаты внеурочной деятельности………………………………….

13

     3.1. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся…

13

             3.2. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся………………………………………………………………………...

14

    3.3. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности…..

15

Заключение ……………………………………………………………………..

18

Список литературы……………………………………………………………..

19

                                                            Введение

 Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Ключевыми словами всего этого общего содержания школьника, в основе которого лежат духовные и нравственные ценности, единые и общие для всех россиян вне зависимости их отношения к религии и религиозной принадлежности, являются слова: гражданин,  гражданское воспитание и образование.

 Основу этой работы составляет внеурочная деятельность учащихся, которая объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС начального общего образования, основная образовательная программа образовательного учреждения «определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».      Основная образовательная программа должна раскрывать потенциал учреждения по формированию образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную и  внешкольную деятельность обучающегося.

1. Общие принципы организации внеурочной деятельности

1.1. Отражение внеурочной деятельность в структуре  основной образовательной программы

В основной образовательной программе школы внеурочная деятельность реализуется через следующие программы:  формирования универсальных учебных действий у обучающихся, духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

В соответствии ФГОС начального общего образования фиксирует, что «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16)». Таким образом, в указанном разделе основной образовательной программы образовательное учреждение представляет свою модель организации внеурочной деятельности, закрепляет конкретные формы предлагаемых внеурочных занятий, объем часов, запланированных к реализации, принципы комплектования групп.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования разрабатывается в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом. В этом случае программы внеурочной деятельности рассматриваются как составляющая данного раздела основной образовательной программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, являющаяся составной частью основной образовательной программы,  должна содержать информацию по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.   В программе приводятся примерные виды урочной, внеурочной, внешкольной деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях), которые  могут быть дополнены теми направлениями, которые реализуются в данном образовательном учреждении (например, экологическое воспитание, этнокультурное воспитание).

1.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности  необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. 

 Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы.

3. Принцип  разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. 

 Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. 

 Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. 

 Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности.  Принцип  оптимального использования учебного  и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. 

 Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

2.Характеристика форм внеурочной деятельности

2.1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий (таблица № 1)

Таблица  №1

Направления

Виды

Формы

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно - нравственное
  • Общеинтел-лектуальное
  • Общекуль-турное
  • Социальное
  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • другие виды
  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

2.2. Характеристика форм внеурочной деятельности

Конкурсы и олимпиады  - соревнования на лучшее выполнение определенных заданий в области науки и искусства, как виды внеклассной и внешкольной работы имеют целью выявления и развитие интересов и способностей учащихся ;они помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся.

Лекторий  - форма внеклассной и внешкольной культурно-просветительской работы.

Лектории, организуемые для учащихся клубами, музеями, филармониями и вузами.

Факультативные занятия - необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Каждый ученик вправе выбирать любой факультативный курс; никаких отборочных испытаний при комплектовании учебных групп не проводится.

    Художественная самодеятельность - внеклассные и внешкольные занятия различными видами искусства с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования.

При правильной организации эти смотры художественной самодеятельности помогают учащимся понять общественную значимость занятий искусством, стимулируют интерес к ним, повышают требовательность к качеству результатов своей творческой деятельности, развивают художественный вкус.

Экскурсии  - форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия ) или в музеях , на выставках. Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы.  Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.

Экскурсии предшествует беседа с учащимися, на которой обсуждаются задачи и план экскурсии, распределяются задания.

2.3. Модель внеурочной деятельности  в МКОУ Григорьевской ООШ

Направление

внеурочной    деятельности

Название и форма объединения

1. Спортивно-оздоровительное

Кружок «Игровичок»

Секция ОФП

Кружок «Уроки доктора здоровья»

2. Духовно-  нравственное

Кружок «Мир человека»

3.Общеинтеллектуальное

Кружок «Родное слово»

Кружок «Математическая карусель»

Кружок « Юный чтец»

4. Социальное

Кружок «Культура общения»

Кружок «Знакомые незнакомцы»

5. Общекультурное

Мастерская  «Веселая палитра»

Студия бального танца.

Кружок «В гостях у сказки»

5.Трудовое

Кружок «В гостях у Самоделкина»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни   содержит мероприятия, которые помогают формировать у детей желание заботиться о своем здоровье, поддерживать его, используя навыки, полученные во внеурочной деятельности .

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования разрабатывается в соответствии с УМК «Школа России». Внеурочная деятельность (например, кружок «Математическая карусель», ) направлена на развитие универсальных учебных действий. В этом случае программы внеурочной деятельности рассматриваются как составляющая данного раздела основной образовательной программы.

3.  Результаты внеурочной деятельности

3.1. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся

 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.  Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

3.2. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

3.3. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других  участников.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности .

                                                   Заключение

Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно- волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

                                     

                                      Список литературы

1. А.М.Кондаков, А.А.Кузнецова. Концепция ФГОС общего образования.-М:Просвещение,2008.

2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-

М: Просвещение, 2009.

    3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Серия «Воспитание в современной школе» /Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов.  - М: Просвещение, 2006.

   4. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов - Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7.

  5. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

 6. Дик Н.Ф. Лучшие иннвационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещние, 2011. (Стандарты второго поколения).

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Методический центр

В Системе Дополнительного Педагогического Образования

(Повышения квалификации)

Практико-значимый проект по теме:

 « Духовно-нравственное развитие и воспитание  школьников

во внеурочное время»

Выполнил:

Коптелова Марина Анатольевна, учитель начальных классов

 г. Коломна

2014г.

                                                      Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

1. Общие принципы организации внеурочной деятельности……………

4

        1.1. Отражение внеурочной деятельность в структуре  основной образовательной программы………………………………………………….

4

             1.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе……………………………………………………………………………

5

2.Характеристика форм внеурочной деятельности………………………

7

             2.1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности………

7

        2.2. Характеристика форм внеурочной деятельности………………

8

             2.3. Модель внеурочной деятельности  в МКОУ Григорьевской

ООШ…………………………………………………………………………….

12

3.  Результаты внеурочной деятельности………………………………….

13

     3.1. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся…

13

             3.2. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся………………………………………………………………………...

14

    3.3. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности…..

15

Заключение ……………………………………………………………………..

18

Список литературы……………………………………………………………..

19

                                                       Введение

 Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Ключевыми словами всего этого общего содержания школьника, в основе которого лежат духовные и нравственные ценности, единые и общие для всех россиян вне зависимости их отношения к религии и религиозной принадлежности, являются слова: гражданин,  гражданское воспитание и образование.

 Основу этой работы составляет внеурочная деятельность учащихся, которая объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС начального общего образования, основная образовательная программа образовательного учреждения «определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».      Основная образовательная программа должна раскрывать потенциал учреждения по формированию образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную и  внешкольную деятельность обучающегося.

1. Общие принципы организации внеурочной деятельности

1.1. Отражение внеурочной деятельность в структуре  основной образовательной программы

В основной образовательной программе школы внеурочная деятельность реализуется через следующие программы:  формирования универсальных учебных действий у обучающихся, духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

В соответствии ФГОС начального общего образования фиксирует, что «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16)». Таким образом, в указанном разделе основной образовательной программы образовательное учреждение представляет свою модель организации внеурочной деятельности, закрепляет конкретные формы предлагаемых внеурочных занятий, объем часов, запланированных к реализации, принципы комплектования групп.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования разрабатывается в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом. В этом случае программы внеурочной деятельности рассматриваются как составляющая данного раздела основной образовательной программы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, являющаяся составной частью основной образовательной программы,  должна содержать информацию по организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.   В программе приводятся примерные виды урочной, внеурочной, внешкольной деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях), которые  могут быть дополнены теми направлениями, которые реализуются в данном образовательном учреждении (например, экологическое воспитание, этнокультурное воспитание).

1.2. Принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности  необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику  исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

3. Принцип  разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте», занятия по  развитию физической культуры и здорового образа жизни. Рекомендуется организация кружка  с условным названием « Учись учиться» или « Учиться – это здорово!», или « Я открываю учения мир», программа которого позволит  формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

Принцип  оптимального использования учебного  и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

2.Характеристика форм внеурочной деятельности

2.1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий (таблица № 1), в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Таблица  №1

Направления

Виды

Формы

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно - нравственное
  • Общеинтел-лектуальное
  • Общекуль-турное
  • Социальное
  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • другие виды
  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант
  • другие формы

2.2. Характеристика форм внеурочной деятельности

Конкурсы и олимпиады  - соревнования на лучшее выполнение определенных заданий в области науки и искусства, как виды внеклассной и внешкольной работы имеют целью выявления и развитие интересов и способностей учащихся ;они помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся.

Лекторий  - форма внеклассной и внешкольной культурно-просветительской работы.

Лекторий школьный - организационная и лекционная работа осуществляется по преимуществу учащимися ( учителя и родители помогают учащимся выбрать наиболее интересные и важные для разных классов темы лекций , консультируют их ,участвуют в обсуждении, иногда сами выступают в качестве лекторов).

Лектории, организуемые для учащихся клубами, музеями, филармониями и вузами.

Факультативные занятия - необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

К проведению факультативных занятий, особенно по специальным факультативным курсам, широко привлекаются преподавателей вузов, сотрудники НИИ, квалифицированные специалисты различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Каждый ученик вправе выбирать любой факультативный курс; никаких отборочных испытаний при комплектовании учебных групп не проводится. Занятия организуются по тем факультативным курсам, изучать    которые    пожелало    большинство    учащихся. Учащиеся, записавшиеся в группы для факультативных занятий , обязаны в течение учебного года закончить изучение выбранного курса.

Глубокое содержание курсов требует особых методов преподавания и форм организации учебных занятий. При проведении факультативных занятий широко используются как семинарские, так и практические и лабораторные занятия, большое место отводится также лекционному методу изложения знаний. Усвоение учащимися факультативных курсов систематически проверяется и оценивается преподавателями по урочной или зачетной системе. Итоговые оценки вносятся в аттестат о среднем образовании.

Художественная самодеятельность - внеклассные и внешкольные занятия различными видами искусства с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования.

Существенную роль в эстетическом воспитании играет показ результатов творческой деятельности детей - выступления на утренниках и вечерах, участие в спектаклях, конкурсах и олимпиадах, смотрах и фестивалях.

При правильной организации эти смотры художественной самодеятельности помогают учащимся понять общественную значимость занятий искусством, стимулируют интерес к ним, повышают требовательность к качеству результатов своей творческой деятельности, развивают художественный вкус.

Экскурсии  - форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия ) или в музеях , на выставках. Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, "видеть" реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.

Экскурсии предшествует беседа с учащимися, на которой обсуждаются задачи и план экскурсии, распределяются задания.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионно-туристические станции организационные и инструктивно - методические центры экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися, экскурсионные бюро и отделы музеев.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

2.3. Модель внеурочной деятельности  в МКОУ Григорьевской ООШ

Направление

внеурочной    деятельности

Название и форма объединения

1. Спортивно-оздоровительное

Кружок «Игровичок»

Секция ОФП

Кружок «Уроки доктора здоровья»

2. Духовно-  нравственное

Кружок «Мир человека»

3.Общеинтеллектуальное

Кружок «Родное слово»

Кружок «Математическая карусель»

Кружок « Юный чтец»

4. Социальное

Кружок «Культура общения»

Кружок «Знакомые незнакомцы»

5. Общекультурное

Мастерская  «Веселая палитра»

Студия бального танца

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни   содержит мероприятия, которые помогают формировать у детей желание заботиться о своем здоровье, поддерживать его, используя навыки, полученные во внеурочной деятельности .

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования разрабатывается в соответствии с УМК «Школа России». Внеурочная деятельность (например, кружок «Математическая карусель», ) направлена на развитие универсальных учебных действий. В этом случае программы внеурочной деятельности рассматриваются как составляющая данного раздела основной образовательной программы.

3.  Результаты внеурочной деятельности

3.1. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся

 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

3.2. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

3.3. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других  участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное  общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю...» следуют слова «и я готов это сделать».

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

• оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников

Заключение

Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно- волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы

1. А.М.Кондаков, А.А.Кузнецова. Концепция ФГОС общего образования.-М:Просвещение,2008.

2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-

М: Просвещение, 2009.

    3. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Серия «Воспитание в современной школе» /Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов.  - М: Просвещение, 2006.

   4. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов - Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7.

  5. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

 6. Дик Н.Ф. Лучшие иннвационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещние, 2011. (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Формирование физического воспитания студентов во внеурочное время

Формирование физического воспитания студентов во внеурочное время...

Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...