Главные вкладки

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка
    статья

    Иванова Юлия Павловна

    В этой статье дан краткий обзор разнообразных современных педагогических технологий, которые может использовать учитель русского языка. Но большее внимание уделено такой универсальной технологии как "Проблемное обучение", которая достаточна легка в применении, но при этом при системном использовании обеспечивает высокие результаты и  выводит процесс обучения на новый уровень. Для большей убедительности в статье представлены конкретные моменты уроков, на которых применяется данная технология.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii3.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Иванова Ю.П., учитель

    ГБОУ школа № 507 Московского района

    Санкт-Петербурга

    ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

    Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы

    У современных школьников, которые  ежедневно сталкиваются с необходимостью обработки   огромных  объемов информации, необходимо формировать критическое мышление для успешного ее отбора – с данным утверждением согласятся все. Предлагаю несколько сузить данную проблему и выяснить, как в этом может помочь такой обязательный и актуальный для большинства школьных предметов вид работы как составление конспектов.

    Согласитесь, данный вид работы учитель использует на уроках очень часто. При этом учитель понимает всю пользу от использования такого способа: развитие самых различных видов мыслительной деятельности ( анализ, синтез, выделение главного, моторная память и т.д). Но как часто дети считают составление конспекта заданием-наказанием ( т.к. это задание редко проверяется и часто мотивируется тем, что оно пригодится в первую очередь им самим при, например, последующем устном ответе или для будущей проверочной работы.  И даже если часть учащихся добросовестно выполняют это задание, то на следующем уроке возникают большие трудности при воспроизведении самостоятельно записанного материала. Из этого можно сделать вывод, что дети часто не понимают смыла составления конспекта и не умеют этого делать. Проблема усугубляется тем, что учителя-предметники, дающие данное задание, очень часто почему-то предполагают, что оно настолько простое, что и учить составлению конспектов не надо, или то нужно было делать раньше и на каком-то другом предмете, желательно, именно на литературе. Также иногда сами учителя, не до конца понимая, что такое конспект, оценивают любую запись в качестве конспективной, лишь бы она была аккуратной и  объемной, то создает дополнительные трудности у школьников, которые путаясь в критериях конспектов по разным предметам, часто приходят к выводу, что чем подробнее ( а лучше - дословно) и аккуратнее они запишут материал, тем лучше. Таким образом, конспектирование превращается в банальное бесполезное переписывание, т.е. полностью репродуктивный, бессмысленный  вид деятельности – отсюда и отношение к нему как к наказанию.

    Чтобы доказать учащимся всю пользу, многозадачность составления конспекта, должна проводиться системная последовательная работа. К сожалению, многим приходится эту систему разрабатывать самостоятельно.

    Начать необходимо с разъяснения роли конспекта для самого учащегося – это прежде всего помощь в воспроизведении материала через определенное время. Учащиеся должны понять, что именно конспективно оформленная запись позволяет быстро и полно воспроизводить материал даже через долгое время.

    Очень важный момент – понимание того, что конспект – это обязательно максимально сокращенная запись, но в которой присутствуют самые главные постулаты первоисточника. А значит, конспект – серьезная аналитическая работа по выделению главного, которая должна проходить очень быстро, желательно по ходу записей, одновременно с ними. А значит, главный критерий оценивания – это содержательность, ( как при сжатом изложении) , а уже потом, возможно, за аккуратность. Вот почему конспект достоин отдельной отметки.

    Немалую часть в работе над обучением конспектированию играет осознание учащимися важности структурирования материала. Большие трудности возникают у многих учащихся при переходе к расположению материала в столбик, использовании тем, подтем, колонтитулов, сносок, заметок на полях  и т.д.

    Работа по обучению составления конспекта длительная, проходит в несколько этапов:

    1.Учитель сам диктует пункты конспекта, говорит, где начать записи с новой строки, как вести нумерацию, что вынести отдельными записями, какие и где сделать пометки и т.д.

    На этом этапе должна осуществляться тщательнейшая проверка тетрадей с последующей подробной работой над ошибками.

    2.Коллективное составление конспекта – учитель помогает лишь в формулировке названий микротем, обращает внимание на особо важны моменты, которые надо обязательно отразить в конспекте.

    На этом этапе тоже проводится достаточно тщательна проверка с последующей работой над ошибками но упор лучше делать на удачные самостоятельные «находки» учащихся при сокращении  в оформлении конспекта

    3.Учащиеся самостоятельно делают конспекты, а их оценка отражается в том, насколько точно, полно, логично ученик смог по своему конспекту восстановить необходимый материал при устном ответе.

    То есть успешность конспекта становится всего лишь составляющей при оценке устного ответа.

    Параллельно учащихся можно знакомить с приемами сокращения текста, стенографическими приемами, общепринятыми аббревиатурами, показывать возможность создания собственных сокращений и т.д.

    Из собственного опыта могу предложить следующие приемы, на основе которых выдвигаются особые требования к оформлению конспекта ( помимо основных, исходящих из определения о которых можно рассказывать детям, обучая составлению конспективных записей.

    Правила оформления

    1) Обязательные названия тем и подтем

    2)Отдельной строкой оформляются определения

    3) Отдельной строкой записываются термины

    4)Начала строк – либо только с заглавных букв, либо только со строчных

    5) Все перечисления даются в столбик, либо смысловыми блоками ( парами, тройками

    6) Отдельной строкой-цитирование

    7) Предпочтение – назывным предложениям

    8)Вся важна информация – по середине строки, выделена цветом, шрифтом, размером, подчеркиванием

    9) Последний пункт – всегда итог ( даже, если нет в исходном тексте)

    10) Желательно наличие логических связок между пунктами – прописываются кратко в знаке «горизонтальной галочки»

    11) Желательно использование различных общепринятых приемов сокращения текста:

    • - дополнение – знак *
    • Особо важная запись – «NB”
    • Односторонняя стрелка – «следовательно»
    • Двусторонняя стрелка – «взаимосвязь»
    • Единственность – 1

    И т.д.

    Таким образом, составление конспекта должно восприниматься учащимися правильно это серьезное метапредметное умение, позволяющее достаточно быстро оптимальным образом отбирать необходимую информацию с точки зрения критического мышления, обрабатывать ее, осмысляя ее логические связи и присваивая через наделение собственным эмоциональным опытом. Все это позволяет гораздо глубже, быстрее, прочнее и проще усваивать нужную информацию. А если такое умение доводится до уровня навыка, то у учащихся формируется особое аналитическое восприятие информации, что также является важным метапредметным умением.

    Потому хочется еще раз призвать всех учителей к серьезному отношению к такому виду работы как коспектирование, к системной работе над этим всех учителей – выработке единых критериев к конспекту, к отказу от подмены данного вида примитивным переписыванием. Поток информации, с которым дети вынуждены сталкиваться ежедневно, только нарастает, а значит, без развития навыков критического мышления справиться с ним не представляется возможным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

    В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...

    статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

    Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

    Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

    Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

    Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

    Информационно - коммуникационные технологии помогают сделать учебный процесс эффективным и содержательным, что отвечает требованиям современного образования....

    Использование современных педагогических технологий на уроке биологии по теме «Наследственная изменчивость. Мутации».

    Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и по...