Главные вкладки

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
    статья на тему

    Трунова Ольга Петровна

    Информационно - коммуникационные технологии помогают сделать учебный процесс эффективным и содержательным, что отвечает требованиям современного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_ikt_dlya_testir.docx24.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

    Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим

    количеством органов чувств они воспринимаются.

    К. Д. Ушинский.

        Наши современные студенты очень рациональны: они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что оно даёт, где может пригодиться. Искушённые в различного рода развлечениях, играх, шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая наши лекции.

       И здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые помогают сделать учебный процесс эффективным и содержательным, что отвечает требованиям современного образования. В чём же преимущества уроков с применением ИКТ:

    -развиваются творческие способности, навыки, исследовательская деятельность;

    -формируется умение работать с информацией;

    -усиливается мотивация;

    -повышается качество и скорость изложения материала.

        Всё это способствует саморазвитию, формированию информационной культуры.

        Сегодня процесс всеобщей компьютеризации оказал влияние на модернизацию педагогических технологий. Появились электронные учебники, видеолекции, заочные виртуальные экскурсии, программы-тренажёры, электронные справочники и энциклопедии, видеоуроки – все эти образовательные ресурсы очень разнообразны, они открывают интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Для того, чтобы обогатить кругозор учащихся, повысить уровень культурного образования, развить языковые и коммуникативные компетенции, педагог должен не просто передать ту или иную информацию, а научить работать с информацией: добывать её, систематизировать, обмениваться информацией, эстетично оформлять полученные результаты. К тому же компьютерная техника широко используется как средство самоконтроля, закрепления полученных знаний как на уроке, так и при самостоятельном изучении материала, презентации результатов своей деятельности. Только при соблюдении этих условий современный урок будет иметь высокую оценку.

        На уроках русского языка ИКТ можно использовать на любом этапе: объяснение нового материала, закрепление изученного, на этапе проверки, промежуточного и итогового контроля. Имея в наличии компьютерную технику, можно отобразить необходимый материал на слайдах в виде таблиц, алгоритмов и схем, к которым можно возвращаться в течение всего урока, что существенно экономит время.

         В своей работе я часто прибегаю к лекции.
     Информационно-коммуникационные технологии делают такой урок более эффективным и активизируют работу класса. Здесь нельзя обойтись без  различного рода презентаций, так как они позволяют упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для обучающихся). Проблемный характер лекции может задаваться не самим преподавателем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознаваться учащимися в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал на слайде. В ходе такого урока учащиеся обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) его технологию.

         На этапе закрепления можно использовать задания на установление соответствия, составления схем к предложениям, моделирование самих предложений, расстановку знаков препинания, давать алгоритм выполнения задания, план ответа.

         Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся.

         Совместно с обучающимися я активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью нами созданы портретные галереи и фонотека, подобраны видеофрагменты спектаклей и художественных фильмов к изучаемым в школе произведениям, так как данный материал студенты могут использовать на педагогической практике в начальной школе при проведении пробных уроков. (Благодаря использованию технических средств есть возможность делать, а затем просматривать записи фрагментов уроков по русскому языку и литературному чтению в начальной школе, подробно их анализировать).

        Преподавателями русского языка и литературы нашего колледжа создан и постоянно ведется блог. Для повышения качества подготовки студентов в нём представлены лекционные материалы, итоговые тестовые задания по изученным темам, выкладываются интересные презентации и методические разработки; ведутся различные рубрики в помощь студентам-заочникам, проводятся конкурсы. Чтобы сэкономить время и объединить всех желающих принимать в них участие, это делается в электронном режиме: студенты всегда активно откликаются на такие предложения, присылают видеоролики со своими выступлениями, творческими работами, проектами, что даёт возможность многим раскрыться с новой стороны или  принять участие в голосовании на звание победителя.

         ИКТ можно использовать и в качестве домашнего задания: это может быть создание  презентаций,  выполнение заданий проектного характера, разработка дидактических пособий.

         Итак, использование ИКТ на уроках позволяет:

    -повысить эффективность обучения (развитие интеллекта обучающихся и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности на уроке); 

    -повысить качество подготовки студента, будущего специалиста;
    -вести осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); 
    -расширять объем предъявляемой учебной информации; 
    -улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); 
    - повысить качество контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; 
    - включить учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; 
    - повысить интерес к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизации творческого потенциала учащегося и преподавателя.
         Но компьютер не должен использоваться на уроке ради формы. Внедрение информационных технологий в учебный процесс не должно стать модным увлечением: это один из путей повышения качества образования.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка

    Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самор...

    Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

    Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

    В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

    Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

    Статья на тему: "Колледж 21 век. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы."...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

    Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

    УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка

    В этой статье дан краткий обзор разнообразных современных педагогических технологий, которые может использовать учитель русского языка. Но большее внимание уделено такой универсальной технологии как ...