Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
    статья на тему

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл e._ilin_sistema.docx33.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ Е.Н. ИЛЬИНА КАК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Е.Д. Ткачева

                                                               ОБПОУ  «Обоянский аграрный техникум»

                                                         

               Уроки литературы занимают  особое место в учебном процессе. Обычно учебная информация насыщает ум, но в меньшей степени затрагивает чувства. Здесь же обязана «трудиться душа», происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о себе. У  литератора есть удивительная возможность   – открывать молодым мир, формируя при этом личность.

    Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы г. Санкт – Петербурга – разработал  оригинальную концепцию преподавания литературы как нравственно – этического курса и искусства на основе педагогического общения, помогающего каждому ученику состояться Человеком. («Умножать, а не только уважать человека в человеке»).  Основным методом в системе Ильина  является метод духовного контакта, созвучного с понятиями человечность, личность, нравственность, духовность.

             Урок литературы по Ильину – это  человекоформирующий процесс, это  урок – общение, это  искусство, это реальная жизнь, это новые  открытия, это  сотворчество двух моралистов – писателя и преподавателя – в виде своеобразного спектакля; это совместная деятельность на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. .[ 1  ] Учитель, по Ильину, художник своего урока: сценарист, режиссер, исполнитель, взыскательный критик и литературовед.

             Опыт Ильина позволяет выстраивать уроки как общение, в рамках которого  происходит коммуникативный обмен  мыслями, рефлексия, устанавливается отношение участника к собственным действиям.  Выстроить урок – общение не всегда просто, но очень нужно и важно. Очень большое значение для филолога имеет интертекстуальный подход – поиск и установление связей анализируемого произведения с другими текстами.

            Познакомившись с системой Ильина, я заинтересовалась ее основными положениями и считаю необходимым  использовать ее элементы в  педагогической практике преподавателя литературы. В соответствии с идеями Ильина я пытаюсь разрабатывать свои уроки.

             Методическая система Ильина отличается  от традиционной системы. Главная  цель преподавания литературы  -  в ее воспитательной функции, а уж потом – в познавательной. Отказавшись  от пассивных методов,  преподаватель разнообразными приемами побуждает обучающихся к активному поиску своей истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Важно использовать приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных произведений. В своей статье я кратко расскажу об основных положениях этой педагогической технологии и о том, как я на практике пытаюсь реализовать  на своих уроках  в группах 1 и 2 курса элементы этой оригинальной концепции преподавания литературы как нравственно – этического курса, формирующего Человека.

            Важнейшими для Ильина на уроке были проблема, вопрос и деталь.   

    Каждое художественное произведение, изучаемое в  курсе литературы, содержит множество нравственных проблем, которые в нем прямо или скрыто поднимаются. Ядром урока служит вопрос – проблема, который надо  ставить так, чтобы он был жгучим, злободневным и личностно – значимым;    чтобы этот вопрос был обращен не сразу ко всем, а именно к конкретному человеку. Ответ на этот вопрос и разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должны требовать подробного изучения произведения, статьи учебника и дополнительной литературы, знакомства с историей изучаемого произведения и с биографией автора. Главным становится не запоминание и понимание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, сострадание герою и стремление оказаться на его месте. Получается, что урок посвящается не формальной теме, а проблеме, которая может пробудить интерес обучающихся. Смысл урока – осмысление этой проблемы и обсуждение возможных путей ее решения. [2] Ответ на поставленные проблемы организуется организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, которое организует и поддерживает преподаватель.

           Например, на уроке мы ставим проблему: «Возможно ли нравственное здоровье без физического?» или «Почему человек становится предателем и есть ли этому оправдание?»  при изучении повести В. Быкова «Сотников». Анализируем образы партизан Рыбака и Сотникова, видим, что выносливый и сильный Рыбак становится предателем, а слабый и больной Сотников верен своему долгу и предпочитает казнь. Желание жить по совести оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Логически вытекает еще одна проблема: «Можно ли жить спокойно, став предателем Родины?»

             Проблема противостояния человека и государства отражена в творчестве и жизни таких авторов, как А. Солженицын («Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ»), В. Гроссман («Жизнь и судьба»), В. Шаламов (Колымская проза), И. Бродский (автобиография). Как по- разному она преломляется в судьбах и творчестве писателей?. Эта проблема была одной из важнейших в 20 веке, и мы ее формулируем при изучении соответствующих тем литературы 20 века.  

            Очередную проблему можно сформулировать, используя  слова Е. Базарова  из романа Тургенева «Отцы и дети»: «Природа – храм или мастерская?»  Размышляем о позиции человека по отношению к природе, логически подходим к тому, как рассматривает это В. П. Астафьев в повествовании в рассказах «Царь – рыба». Проблемный вопрос «Что заставляет Игнатьича отпустить царь – рыбу?» заставляет нас перечитать и проанализировать эпизоды.  

            При изучении литературы формула развития выглядит следующим образом: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к книге. Для создания проблемных ситуаций используется способ введения обучающегося в структуру материала через деталь, вопрос и проблему. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска.

            Особое внимание уделяется вопросам и ответам обучающихся. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность . ученик тянется к литературе.    

            Вопрос должен вводит ученика в проблему, поставленную автором. Вопрос должен  быть личностно значим для обучающегося.  Поиск ответа на вопрос подразумевает начало диалога, дискуссии, которые начинает и которыми руководит учитель. Всего три участника диалога: преподаватель, обучающиеся и автор. Ученики осмысливают и эмоционально переживают авторский текст.  

            Например, при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевыми  вопросом к одной из тем я беру слова поэта Н. Заболоцкого: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий с сосуде?» Под таким углом мы начинаем анализировать образы Наташи, Элен, Марьи.

    Изучать  рассказ А. П. Чехова «Студент» мы начинаем с  вопроса: «Что может изменить настроение человека, если внешне ничего не меняется?» Мы ищем ответ в тексте, выясняем, почему  сын дьячка, Иван Великопольский,  который идет домой на Пасху, когда вокруг холодно, самому голодно и на душе нехорошо, вдруг меняется после разговора с двумя женщинами на вдовьих огородах. Что же так перевернуло все в его душе? Обучающиеся  делятся своими мнениями. Отсюда вытекает проблема: «Православие – свет души и строгая обязанность?» Этот рассказ подтверждает первое суждение. Православие помогает нам жить в самых трудных и неприглядных  ситуациях, дает моральные  силы, свет и радость, ощущение смысла жизни.

                Здесь уже можно перейти к интерконтекстуальности: как другие авторы затрагивают эту проблему? Таково ли у них видение этого вопроса, как у Чехова? Оказывается, что Чехову созвучен и Ф. Достоевский, и И. Шмелев. Тут можно подойти и к личным наблюдениям и примерам. Мы не просто анализируем  рассказ, и  именно работа в таком ключе помогать оживиться ученикам, понять значимость этой проблемы, установить общение, поиск.

    Вопрос «Как страшный 20 век прокатил тяжелым колесом по судьбам русских писателей и поэтов?» при изучении творчества Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Платонова мы выделяем как  ключевой при изучении их творчества.

    Надо стремиться к тому, чтобы ядром урока был вопрос, содержащий проблему, личностно значимую для молодежи.  Разрешить эту проблему можно, только анализируя произведения, притом глубоко, а не на поверхности. Хороший вопрос, по Ильину, вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, вырабатывает поведенческие реакции обучающихся. На уроках – полилогах разрушается любая инертность мышления.

             Вопрос: «Женщина и война: сочетаемо это или нет?» Анализируем «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, произведение о судьбе девушек – зенитчиц, ценой своей жизни остановивших немецкий десант; «Яблочный Спас» Е. Носова о судьбе бывшей снайперши бабы Пули, которой становилось «липко и муторно на душе» после каждого убитого немца. Связываем это все с новым фильмом «Битва за Сталинград» о снайпере Павличенко, стихотворением Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах»Делаем вывод словами из названия книги С. Алексеевич -  «У войны не женское лицо».

              Изучая творчество курского писателя Е. Носова, начинаем с вопроса: «Можно ли рассказать о войне, не описывая военных действий?» Анализируя, приходим к выводу, что именно так и делает Носов в произведениях «Усвятские  шлемоносцы», «Красное вино Победы», «Шопен, соната номер два», «Яблочный Спас».   

                 Е. Н. Ильин считал жемчужиной текста деталь: «Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок – разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность – все в этом узелке». Начиная с мелочи, с детали, преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений. От детали – через поиск – к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами. Для каждого изучаемого произведения стараюсь вычленить проблемы, подготовить вопросы, с которых начинается поиск и размышление, а также детали, которые ведут нас к открытию новых граней. Например,  акцентирую внимание обучающихся на такой  детали – Шухов прячет мастерок для следующего дня. О чем нам это говорит? Он – настоящий мастер, хозяин, и радость хорошо выполненной работы помогает ему в лагере. Здесь возникает и вопрос: Что не дает Шухову Ивану Денисовичу сломаться в лагере? Начинаем искать ответы в эпизодах, по крупицам воссоздавая образ главного героя.

               Понять историческую подоплеку произведения нам помогает вопрос: «Почему Алешка – баптист говорит Шухову: «Ты радуйся, что ты в тюрьме!» Какие различные ответы можно дать на этот вопрос!

              Плавно переходим к литературным обобщениям: образ мастера своего дела в литературе 20 века. Вспоминаем рассказ В. Шукшина «Мастер» о Семке Рысь и его мечте восстановить церковь.

              Деталью может быть небольшой фрагмент из произведения, факт из биографии автора. Деталь используется для того, чтобы обучающимся захотелось говорить и узнать больше. Например, выясняем, произведения о ВОВ каких авторов строятся вокруг Сталинградской битвы и под каким углом каждый из авторов ее рассматривает. Затрагиваем при анализе произведения В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда», К. М. Симонова «Солдатами не рождаются», В. Г. Гроссмана «Жизнь и судьба».  

             С помощью деталей можно выстроить логические цепочки, выбрать опорные слова, так постигается авторская идея. Деталь рождается в результате поисков по тексту. Раскручиваясь, она может дать уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам.

    Изучая творчество курского писателя К. Д. Воробьева, мы  останавливаемся на такой детали, как плен. Какое значение он сыграл в судьбе писателя? Как отразился в его творчестве? Изучая его биографию, узнаем, что он был в плену, дважды бежал и считал своим долгом рассказать об ужасах плена.

            Переходим к истории написания повести «Это мы, Господи!», рукопись которой нашли в редакции и напечатали после смерти писателя. Анализируя эпизоды повести, говорим о том, что страшные дела фашизма не должны повториться вновь.  

           Еще одна деталь – погост (кладбище). Что он значит для людей? Высказываем свои мнения, жизненные наблюдения и переходим к вопросу: «Почему старики так обеспокоены разгромом кладбища в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»?  Через деталь подходим к анализу эпизодов повести. Это память предков, связь поколений, то что сейчас истончается. Без памяти предков и преемственности поколений мы становимся Иванами, не помнящими родства.

            Используя  в своей практике систему Ильина, мы помогаем обучающимся понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума, но и души.   

            Урок литературы строится по законам искусства ( а это художественный анализ художественного произведения), по закону «Трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. [3] Это своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями. Это совместная творческая деятельность, полилог,  результатом которого является духовное обогащение двух сторон. Это  путь к самопознанию.  

            Сама личность учителя оказывает огромное влияние на формирование личности обучающихся и воспитание у них нравственных качеств. Педагогика словесника реализуется посредством слова и чувства. Формула личностного подхода сформулирована Ильиным так: «Любить, понимать, принимать, сострадать и помогать». Эта технология предполагает демократизм: общение с учеником строится как с личностью, духовно равной учителю. Работу и жизнь учителя – словесника невозможно расчленить. Искусство педагога – направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.

            По убеждению Ильина, преподаватель должен уметь читать ученика, знать о нем не меньше, чем о героях и писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы. Преподаватель должен увидеть в обучающемся его собственное «Я». надо предоставить ему право выбора своего пути, своего темпа развития. Необходимо создавать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться, так как в нем есть стимул к общению. Методика инициативы помогает в выборе тематики уроков, сочинений и диспутов.  

          Ильин руководствуется целью помочь обучающимся поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности.   Общение с книгой, с литературой должно звать к жизни, к познанию ее законов. Поэтому очень важна сочетаемость учебных знаний и нашего современного жизненного опыта.

           Уроки литературы по методике Ильина – это уроки – открытия, на которых обучающиеся открывают для себя не только слово писателя, особенности произведения, героя, они открывают параллельно и себя, свои способности,  раскрывают свое Я.  Преподаватель  заново учится вместе с обучающимися, обогащается их открытиями.

           Главное в уроке литературы – соединить человека с жизнью при помощи книги, сдружить человека с другим человеком, примирить его с самим собой. Уважать человека в человеке и приумножать это качество. Помочь себе и другим очеловечиться. Урок литературы – это как скорая помощь, но для души.

    Библиографический список

    1. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998.
    2. Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.
    3. Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

    В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

    Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

    Применение современных педагогических технологий на уроке истории

    Методическая тема: Использование современных образовательных технологий на уроках истории....

    Использование современных педагогических технологий на уроке биологии по теме «Наследственная изменчивость. Мутации».

    Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “изменчивость”, дать характеристику генотипической изменчивости. Определить характер проявления мутаций. Причины, факторы, вызывающие мутации. Свойства и по...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка

    В этой статье дан краткий обзор разнообразных современных педагогических технологий, которые может использовать учитель русского языка. Но большее внимание уделено такой универсальной технологии как ...

    Современная педагогическая технология на уроках физики

    p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }a:link { } Учить проектировать - значит закладывать в учащегося способность прогнозировать события, ставить цели, формировать этапы, достигать эти ...