Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
учебно-методическое пособие на тему

Кучерук Ольга Николаевна

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работников

Специальность «Организация сестринского дела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_2015_elektron_tab_formuly_prepod.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения РФ

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка теоретического  занятия  для преподавателя

«Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работников

Специальность «Организация сестринского дела»

Составлена преподавателем информатики

Кучерук  Ольгой Николаевной
в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

образования

Благовещенск 2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Методическая разработка предназначена для проведения  практического занятия  «Электронные таблицы (построение формул)», на цикле «Современные аспекты управления, экономики здравоохранения» по специальности «Организация сестринского дела».  Методическая разработка составлена  в соответствии с рабочей программой по специальности «Организация сестринского дела».

Цель создания методической разработки - оказание помощи преподавателю по подготовке и проведению учебного занятия по теме «Электронные таблицы», эффективному формированию знаний   по изучаемой теме и развитию профессиональных компетенций у слушателей, воспитанию качеств личности, присущих медицинским работникам, совершенствованию практических навыков. При проведении учебного занятия, с применением данной методической разработки, используются знания слушателей, полученные при ранее изученном материале (работа с программой Word).

После изучения темы «Электронные таблицы (построение формул)», в соответствии с требованиями к результатам освоения программы переподготовки специалистов среднего звена, слушатель  должен обладать компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности профессиональные  компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.

ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.

ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.

ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

Материалы методической разработки способствуют реализации  выше перечисленных профессиональных компетенций. Кроме того, они призваны способствовать и формированию необходимых общих компетенций.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий  в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.

  Методическая разработка включает в себя: пояснительную записку, методический блок, информационный блок,  блок контроля и приложения.

В методическом блоке  представлены рекомендации по работе с методической разработкой, дан список литературы,  составлена хронологическая карты занятий (в хронологической карте занятия отражены этапы занятия, цели,  формы и виды деятельности преподавателя и слушателей, указано примерное время для каждого этапа).

С целью облегчения процесса обучения  в информационном блоке изложена терминология темы в виде опорного конспекта и приложений.

В блок контроля  включены: задания для определения знаний исходного уровня.

  1. Методическая разработка содержит цели, сформулированные в терминах видов деятельности, которые должен выполнить слушатель после окончания занятия.
  2. Исходный уровень знаний определяется при проведении фронтального опроса.
  3. Достижение цели может быть проверено в течение занятия на этапе изложения нового материала в процессе беседы, на этапе закрепления материала при фронтальном опросе.
  4. Обеспечение занятия включает документальное, методическое, материальное и техническое (визуальное) оснащение.
  5. Хронологическая карта занятия отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их реализацию.
  6. Этап изложения нового материала рекомендуется проводить в виде лекции с элементами беседы.
  7. Организация учебного процесса предполагает использование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной и познавательной активности слушателей, овладение учебными и профессиональными навыками, необходимыми для самостоятельной деятельности, наличие обратной связи с каждым слушателем и всей группой.
  8. Подведение итогов занятия требует от преподавателя максимально объективной оценки деятельности каждого слушателя и всей группы в целом. Для этого используются результаты контроля исходного уровня знаний, контроля эффективности обучения, оценка степени участия слушателя в беседе, проводимой при изложении нового материала, и в процессе фронтального опроса.
  9. Для формирования обратной связи необходимо получить оценку результатов занятия от каждого слушателя. Итогом занятия является результат выполненной работы.

Тема занятия:  «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности»

Тип занятия: комбинированное занятие.

Цели занятия:

Методическая цель – организовать и провести занятие в соответствии с требованиями рабочей программы с применением различных методов и способов обучения для достижения поставленных целей.

Учебные цели:

  • Повторить основные приемы обработки текстовой информации.
  • Изучить структуру программы  Excel
  • Освоит методы ввода и обработки информации в программе
  • Разобрать принципы построения математических формул
  • Отработать навык построения и ввода формул в программе

Формировать общие и профессиональные  компетенции:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий  в профессиональной деятельности.
  • ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  • ОК 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.
  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
  • ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
  • ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

В результате изучения темы обучающийся должен:

уметь:

  • работать с информацией в программе  Excel
  • производить форматирование документа
  • осуществлять ввод и построение формул

знать:

  • структуру программы  Excel
  • понятие о ячейке
  • понятие о диапазоне
  • понятие об относительных, абсолютных, частично-абсолютных ссылках
  • методы построения формул в программе

Материально-техническое обеспечение:

  • место проведения занятия кабинет информатики на базе колледжа
  • посадочные места по количеству слушателей
  • рабочее место преподавателя
  • комплекты дидактических пособий по теме
  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением (Microsoft Office 2003)
  • мультимедиапроектор

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Содержание этапа

Цель этапа

Длительность

Действия преподавателя

Действия студентов

1

Организационный момент и мотивация

5 мин

Приветствует слушателей. Сообщает тему, план, цели занятия. Объясняет актуальность

Записывают дату, тему, план и цели занятия.

-Мобилизовать внимание слушателей.

-Создать рабочую атмосферу.

-Активизировать внимание слушателей на целенаправленную деятельность.

2.

Актуализация опорных знаний

10 мин

Фронтальный опрос

 (приложение №1)

Отвечают на вопросы.

Работают над ошибками

- Установление внутри дисциплинарных связей

- Повторение

- Подготовка к восприятию нового материала

3.

Формирование знаний

(изучение нового материала)

20 мин

Предлагает план изучения нового материала с целью последовательного изложения материала.

(информационный блок)

Конспектируют новый материал

- Создание проблемной ситуации

- Активизация мыслительной деятельности

4.

Практическое применение новых знаний
(выполнение практического задания)

90

мин

Раздает методические пособия для слушателей. Обходит рабочие места, контролирует работу слушателей, оказывает необходимую помощь.

(приложение №2)

Занимают рабочие места. Приступают к выполнению задания.

Освоить навыки работы в программе и использовать их в работе

5.

Подведение итогов

5 мин

Преподаватель анализирует работу  слушателей.

Определяет степень достижения целей.

Выделяет главные моменты материала, дает указания по самоподготовке.

Анализируют слов преподавателя, запоминают замечания.

Слушают преподавателя.

- Подведение итогов изученной темы.

-Воспитание самокритичности

-Развивать самостоятельность при решении поставленных задач

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

  1. Симонович С.В., Общая информатика. Новое издание. С.В. Симонович, Г.А.Евсеев, В.И. Мураховский – СПб: Питер, 2008.
  2. Хлебников А.А. , Информатика, М.: Феникс, 2010
  3. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.: ИНФРА-М, 2006
  4. Акулов, О. А., Медведев, Н. В. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – Москва: Омега-Л, 2009. – 557 с.
    Велихов, А. С. Основы информатики и компьютерной техники: учебное пособие / А. С. Велихов. – Москва: СОЛОН-Пресс, 2007. – 539 с.
  5. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / [Г. В. Алехина и др.]. – Москва: Московская финансово-промышленная академия: Маркет ДС, 2010. – 730 с.
  6. Основы информатики: учебник / В. Ф. Ляхович, С. О. Крамаров, И. П. Шамараков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 715 с.

 


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Мотивация темы.

Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. Для табличных расчетов характерны относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры) — прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.

  • Электронная таблица позволяет хранить в табличной форме большое количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или логических соотношений) между ними.
  • При изменении исходных данных все результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу.
  • Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций.
  • При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул.
  • Меняя значения исходных данных, можно следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее приемлемый.
  • Документ Excel называется рабочей книгой.
  • Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц.
  • Для работы с таблицей используется табличный курсор, — выделенный прямоугольник, который можно поместить в ту или иную клетку.
  • Электронная таблица представляется в виде прямоугольника, разделенного на строки и столбцы.
  • Минимальным элементом электронной таблицы, над которым можно выполнять те или иные операции, является такая клетка, которую чаще называют ячейкой.
  • Строки нумеруются сверху вниз
  • Нумерация строк обычно осуществляется с помощью десятичных чисел, начиная с единицы. Таким образом, возможны имена (или адреса) ячеек В2, С265, AD11 и т.д.
  • Нумерация столбцов осуществляется с помощью латинских букв (поскольку их всего 26, а столбцов значительно больше, то далее идёт такая нумерация — АА, АВ,..., AZ, ВА, ВВ, ВС,...).
  • Каждая ячейка имеет уникальное имя (идентификатор), которое составляется из номеров столбца и строки, на пересечении которых располагается ячейка.
  • В окне документа в программе Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа.
  • Каждый рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа, отображаемом в его нижней части.
  • С помощью ярлычков можно переключаться к другим рабочим листам, входящим в ту же самую рабочую книгу.
  • Чтобы переименовать рабочий лист надо дважды щелкнуть на его ярлычке.
  • Обозначение ячейки (ее номер) выполняет функции ее адреса.
  • Адреса ячеек используются при записи формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных ячейках.
  • Одна из ячеек всегда является активной и выделяется рамкой активной ячейки.
  • Операции ввода и редактирования всегда производятся в активной ячейке.
  • Переместить рамку активной ячейки можно с помощью курсорных клавиш или указателя мыши.
  • На данные, расположенные в соседних ячейках, можно ссылаться в формулах как на единое целое.Такую группу ячеек называют диапазоном.
  • Наиболее часто используют прямоугольные диапазоны, образующиеся на пересечении группы последовательно идущих строк и группы последовательно идущих столбцов.
  • Диапазон ячеек обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах прямоугольника, например: А1:С15.
  • Если требуется выделить прямоугольный диапазон ячеек, это можно сделать протягиванием указателя от одной угловой ячейки до противоположной по диагонали.
  • Чтобы выбрать столбец или строку целиком, следует щелкнуть на заголовке столбца (строки).
  • Протягиванием указателя по заголовкам можно выбрать несколько идущих подряд столбцов или строк.
  • Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из трех типов: текст, число или формула, а также оставаться пустой.
  • Тип данных, размещаемых в ячейке, определяется автоматически при вводе. Если эти данные можно интерпретировать как число, программа Excel так и делает. В противном случае данные рассматриваются как текст.
  • Ввод формулы всегда начинается с символа «=» (знака равенства).
  • Ввод данных осуществляют непосредственно в текущую ячейку или в строку формул, располагающуюся в верхней части окна программы под панелями инструментов.
  • Чтобы завершить ввод, сохранив введенные данные, используют кнопку Ввод в строке формул или клавишу ENTER.
  • Ссылки относительная, абсолютная, частично-абсолютная
  • Чтобы отменить внесенные изменения и восстановить прежнее значение ячейки, используют кнопку Отмена в строке формул или клавишу ESC.
  • Текстовые данные по умолчанию выравниваются по левому краю ячейки, а числа — по правому.
  • Чтобы изменить формат отображения данных в текущей ячейке или выбранном диапазоне, используют команду Формат > Ячейки.

БЛОК   КОНТРОЛЯ

Приложение №1

Вопросы для фронтального опроса

  • Что такое редактирование текста?
  • Что такое форматирование текста?
  • Символ, вводимый с клавиатуры при наборе, отображается на экране дисплея в позиции, определяемой…..  (положением курсора).
  • Назовите основные элементы интерфейса программы Word.(заголовок, системное меню, кнопки свернуть, развернуть, развернуть восстановить, закрыть, горизонтальное меню, панели инструментов, рабочая область)
  • Как можно напечатать заглавные буквы? (shift+буква или перейти в режим заглавных букв Сaps Lock).
  • Для работы с текстом, исправления ошибок, вставки новых символов используется группа клавиш, которые называются клавиши редактирования. Назовите клавиши удаления символов и расскажите, как они работают. (delete – удаляет символ в позиции курсора, Backspace – удаляет символ слева от курсора).

Приложение №2

Тема: Организационные показатели сестринской деятельности

Таблица1: Количество сестринских манипуляционных единиц при выполнении высокотехнологичных сестринских вмешательств

Наименование манипуляции

Количество СМЕ

Подкожная и внутримышечная инъекция

1,0

Забор крови из вены

1,4

Внутривенная инъекция

1,5

Проведение инфузии

4,0

Трансфузия

8,0

Катетеризация мочевого пузыря

1,7

Очистительная клизма

2,3

Аспирация желудочного содержимого

2,3

Промывание абдоминального дренажа

2,3

Смена послеоперационной наклейки

2,0

Исходные данные

Период: 30 суток

Штатных коек: 8                                                                

Таблица 2:

Манипуляции (М)

всего

инъекции

2777

инфузии

500

очистительные клизмы

45

катетеризация мочевого пузыря

101

перевязки

139

промывание дренажа

133

аспирация желудочного содержимого

41

                 

Задание 1: Оценка сестринской службы по манипуляционной активности

1. Вычислить число сестринских манипуляционных единиц

Число сестринских манипуляционных единиц, выполненных в отделении в течение месяца М, вычисляют по формуле:

М = (M1*CME1) + (М2* СМЕ2) + (М3 *СМЕ3)...

где M1, М2, М3— количество определенных манипуляций, выполненных в течение месяца;

CME1, СМЕ2.... — число СМЕ в конкретной манипуляции.

Для данной задачи в результате должно получиться М=5730,4 СМЕ:

М=(277*1)+(500*4)+(45*2,3)+(101*1,7)+(139*2)+(133*2,3)+(41*2,3)=5730,4 СМЕ

2.Вычислить коэффициент сестринской манипуляционной активности

Коэффициент сестринской манипуляционной активности вычисляют по формуле:

где КМА — коэффициент сестринской манипуляционной активности;
М— число СМЕ, выполненных в отделении в течение месяца;
N — число календарных дней в месяце;

Р— число штатных коек в отделении.

Для данной задачи в результате должно получиться: КМА = 23,87

Указанное значение является очень высоким показателем. Он позволяет отнести деятельность сестринской службы онкореанимации к 1 категории сложности и классифицировать ее как высокоинтенсивную и полиструктурную.

Задание 2: Оценка сестринской службы по осуществлению физического ухода

1. Определить среднесуточное количество пациентов с дефицитом самоухода 1 степени

При динамическом исследовании установлено, что в отделении в течение 30 дней дефицит самоухода 1 степени восполняли в среднем 8 чел. в день (табл. 3)

Таблица 3 :Исходные данные

Дни
месяца

Кол-во
пациентов

7

8

6

7

8

8

8

7

6

8

7

8

8

7

8

8

7

8

9

6

8

7

8

8

8

8

8

8

8

8

Для определения среднесуточного количества пациентов с дефицитом самоухода 1 степени используют формулу:

d1, d2,d3 ….. -количество пациентов с дефицитом самоухода 1 степени в течение

определенных суток;

N— число календарных дней в месяце.

Аналогично определяют среднесуточное количество пациентов с дефицитом самоухода 2 степени.

Для данной задачи в результате должно получиться: Д1 = 8

2. Определить индекс сестринского клинического ухода

Индекс сестринского клинического ухода вычисляют по формуле:

где ИУ— индекс сестринского клинического ухода;

КУ- коэффициент ухода: например, (2,8) указывает, что затраты времени на восполнение дефицита самоухода 1 степени в среднем в 2,8 раза превышает таковые при

дефиците самообслуживания 2 степени. Данный показатель установлен экспериментально;

Д1 — среднесуточное количество пациентов с дефицитом самоухода 1 степени (в течение месяца);

Д2 — среднесуточное количество пациентов с дефицитом самоухода 2 степени (в течение месяца);

Р— количество штатных коек в отделении.

Для данной задачи в результате должно получиться ИУ=1

Д1 = 8 из произведенного расчета

Д2 = 0 , так как всего коек 8, а с дефицитом ухода 1 степени 8 человек

Р= 8, так как количество штатных коек в отделении 8

Таким образом, индекс сестринского ухода в отделении за исследуемый период составил 1,0. Данный показатель является максимально высоким и свидетельствует о большом объеме сестринского ухода в отделении

Выводы: коэффициент манипуляционной активности и индекс ухода в отделении свидетельствует о высокой сложности и интенсивности сестринской деятельности при лечении пациентов онкологического профиля.

В данной работе использована статья из журнала «Главная медицинская сестра» 9’2007 Л.Н.Рослякова, старшая медицинская сестра отделения реанимации областного онкологического диспансера, г.Курск, И.Г.Греков, канд.мед.наук, Курский медколледж «Структурно-количественная характеристика сестринских технологий, используемых при лечении пациентов онкологического профиля в отделении реанимации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках кулинарии для формирования профессиональных компетенций"

Работа содержит различные методики при проведении уроков по кулинарии, в том числе: игровые технологии, уроки конференции, проектная технология, проблемное и интерактивное обучение...

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информационным технологиям (Сто к одному)

В игровой форме проверяются знания студентов и владение терминологией по темам:  «Поисковые системы», «Почтовые сервисы», «Браузеры», «Языки программиров...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема  «Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  ...