Кучерук Ольга Николаевна

Факультет Повышения Квалификации ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Быть, а не казаться

Профессия: преподаватель информатики

Профессиональные интересы: информационные технологии

Увлечения: интернет, музыка, чтение книг

Регион: Амурская область

Место работы: ГАУ АО ПОО "АМК"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kucheruk-olga

О себе

Работаю в Амурском медицинском колледже на Факультетет повышения квалификации с 1998 года, в должности начальник отдела компьютерной аттестации средних медицинских работников. С 1999 года по совместительству веду занятия по информатике на факультете.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература

Мой взгляд на мир

Моё портфолио

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс интеграции в единое европейское образовательное пространство, которое построено в соответствии с требованиями Всемирных стандартов медицинского образования для улучшения охраны здоровья. Всемирные стандарты объединяют три этапа медицинского образования: базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное образование. Такой подход к организации образовательного процесса является необходимым условием повышения качества оказания медицинской помощи, т.к. позволяет обеспечить и поддерживать необходимый уровень профессиональных компетенций специалистов здравоохранения. В связи с этим учреждениям дополнительного профессионального образования предстоит гармонично соединить международные требования и накопленный отечественный опыт подготовки медицинских кадров.

ГАУ АО ПОО «АМК» факультет повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием основной целью образовательного процесса считает совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для улучшения качества оказания медицинской помощи и повышения степени удовлетворенности населения от взаимодействия с медициной. Основными задачами являются: удовлетворение потребностей специалистов здравоохранения в получении знаний о новейших достижениях медицинской науки, передовом отечественном и зарубежном опыте практического здравоохранения; обновление теоретических знаний специалистов здравоохранения в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач; формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Образовательные программы дополнительного профессионального образования постоянно дополняются информацией, актуальной для современного этапа модернизации практического здравоохранения. Однако темпы развития медицинской науки и требования, предъявляемые к специалистам практического здравоохранения, постоянно возрастают. Действующие нормативные документы предусматривают совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам 1 раз в 5 лет.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО последнего поколения специалист должен обладать не только профессиональными, но и общими компетенциями. Основной целью дополнительного профессионального образования является создание условий для совершенствования общих компетенций, профессиональных знаний и умений слушателей в различных областях медицины.

Важной особенностью работы в системе дополнительного профессионального образования является обучение взрослых, имеющих разный возраст, стаж работы по специальности и трудящихся в различных отраслях медицины. Это требует использования принципов андрагогики и современных педагогических технологий.

Учитывая особенности дополнительного профессионального образования, а именно ограниченное время, отводимое на прохождение циклов и количество часов выделенных на предмет, рационально использование отдельных элементов этих технологий в соответствии с целями и задачами обучения.

Ведущая роль в организации процесса обучения ФПК на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся: взрослый обучающийся – активный элемент, равноправный субъект процесса обучения. Эта позволяет строить такую деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками которой являются активная ведущая роль самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения и вместе с тем совместная деятельность обучающегося и обучающего в подготовке и реализации учебного процесса. Определяющими в этом процессе выступают взаимоотношения и характер взаимодействия между обучающим и обучающимся. Андрогогическая модель учитывает особенности (возрастные, психологические, социальные и др.) взрослых обучающихся и специфику их деятельности в процессе обучения, однако главной целью (параметром) обучения взрослых развитие критического, творческого мышления.

В обучении используются различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения обучающемуся предоставляет посторонний источник: преподаватель, учебник, учебный фильм и др.; управленческие, когда лидеры направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые, когда содержание обучения не определено целиком, а учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решения. В последнем случае обучающиеся сами отбирают и организуют информацию, содержание обучения, необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решения. Целью метода является включение обучающегося в мыслительную деятельность, и тогда восприятие содержания и информации происходит в процессе «мышление - изучение проблемы - решение проблемы». Указанные методы обучения адекватны задачам андрагогической модели обучения.

Будучи преподавателем для взрослых, я должна быть уверена, что то чему я учу, полезно слушателю. Одним из лучших способов является эффективный процесс оценки потребностей. Оценка потребностей - это просто процесс определения того, что хочет слушатель или, чему он хочет научиться. Оценка потребностей позволяет мне определить, чему группа хочет научиться и, что они уже знают. В связи с этим материал курса может меняться в зависимости от потребностей слушателей, но в рамках государственного образовательного стандарта. Если у слушателя появляется желание овладеть материалом который предполагает изучение дополнительного изучения, то я выступаю в качестве консультанта и помогаю выбрать правильное направление и методы при изучении интересующей темы.

В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят получить способность применить приобретенные ими навыки и знания уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-либо проблем. Соответственно обучение строю на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируюсь на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося в этом случае заключается в приобретении конкретных знаний, умений, навыков, которые ему необходимы для решения жизненно важной проблемы, а моя деятельность – к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств. Использую для этого изучение конкретных ситуаций. Посредством изучения конкретного случая членам группы может быть представлена в письменной форме информация относительно действительно жизненной ситуации, члены группы в свою очередь могут анализировать различные аспекты проблемы и предложить решения. Можно применять изучение конкретного случая на индивидуальной или групповой основе. Изучения обстоятельства ценны для развития критического мышления со стороны участников. Они учатся как анализировать ситуацию, предлагают хорошее рабочее решение и понимают основные проблемы, вовлечённые в данную ситуацию. Например на цикле «Организация сестринского дела» мы решаем вопросы как оптимально организовать ведение отчетной документации  необходимой при работе главной и старшей медицинской сестры. Решение данной проблемы проходит в процессе изучения программы MS Excel. Слушатели делятся способами решения данной проблемы и в ходе обсуждения  выбираются приемлемые для каждого методы работы.

Учитывая особенности дополнительного профессионального образования, а именно ограниченное количество часов выделенных на предмет и то, что периодичность обучения раз в пять лет, позволяет сформировать учебно-методический комплекс  по различным разделам предмета. В результате все специалисты, прошедшие обучение, проходят курс основ информационной грамотности. В зависимости от потребностей групп можно сформировать обучение по определенным темам, в рамках образовательного стандарта.

На протяжении всей педагогической деятельности постоянно повышаю квалификацию по дисциплине и по психолого-педагогическому направлению, в том числе используя интернет-сайты. Все полученные знания реализую в практической деятельности. По результатам обучения делюсь информацией со своими коллегами

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: