Методическая разработка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения"
методическая разработка

Бутырская Лидия Валентиновна

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что такое здоровьесберегающая технология?

Начнем с определения, закрепившегося в педагогической практике понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии». Анализ показывает, что разные специалисты вкладывают в него разный смысл. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма справедливо отмечает, что педагоги считают, будто здоровьесберегающие образовательные технологии – это дело медицины, гигиены и физкультуры. Медики же небезосновательно полагают, что возможности оздоровления детей кроются, прежде всего, в психолого-педагогических возможностях самого учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.
(Г. Гейне)

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что такое здоровьесберегающая технология?

Начнем с определения, закрепившегося в педагогической практике понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии». Анализ показывает, что разные специалисты вкладывают в него разный смысл. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма справедливо отмечает, что педагоги считают, будто здоровьесберегающие образовательные технологии – это дело медицины, гигиены и физкультуры. Медики же небезосновательно полагают, что возможности оздоровления детей кроются, прежде всего, в психолого-педагогических возможностях самого учебного процесса.

Следовательно, «здоровьесберегающие образовательные технологии» следует дифференцировать от здоровьесберегающих необразовательных  технологий, в том числе:

- медицинских (утрируя, можно сказать, что их принцип: «Вы учúте ребенка, а мы его потом вылечим»);

- гигиенических («Вы учúте, а мы обеспечим ребенку правильное питание, режим, необходимую двигательную активность…»);

- психологических («Вы учúте, а научим ребенка снимать учебные стрессы»).

Какие же это технологии – «здоровьесберегающие»? Сразу отметим большую «скользкость» этого понятия. Любой учитель подтвердит, что одной и той же педтехнологией можно стимулировать - или затормозить развитие конкретного ребенка, раскрыть его способности – или сделать неуспешным, поддержать здоровье – и привести к его ухудшению, если…

- не учитываются индивидуальные особенности восприятия, репрезентации, обработки информации учащимся и т. д.;

- между учителем и учеником складываются напряженные отношения;

- учитель является «трудным» для конкретного ученика (этому ученику трудно понять  объяснение именно этого учителя);

- ранее ребенка учили по другой педтехнологии;

- учебники содержат трудно понимаемые тексты и т. д. Перечень «если» можно продолжать долго.

Таким образом, здоровьесберегающая образовательная технология представляется в виде  системы, состоящей из используемой педагогической технологии +  педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка + работы по воспитанию культуры здоровья. Исходя из этого определения, ЗОТ имеет больше отношения не к самой педагогической технологии, а к условиям ее реализации, что, по нашему мнению, делает это понятие не вполне корректным. Ведь в любой педагогической технологии есть здоровьесберегающий потенциал и выделять отдельно здоровьесберегающие образовательные технологии было бы неверно.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:

  1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
    Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы... 
  2. Воздействие электромагнитного излучения;
     Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение... 
  3. Утомление глаз, нагрузка на зрение;
    Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения... 
  4. Перегрузка суставов кистей;
    Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими... 
  5. Стресс при потере информации;
    Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... 
  6. Психические расстройства.

 Здоровьесберегающие технологии, используемые на  уроках производственного обучения

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья обучающихся:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)

С целью реализации здоровьесберегающих технологий я сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что помогает разнообразить ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающихся, полнее и посильно использовать урочное время. Не секрет, что обучающиеся гораздо более мобильны, чем  взрослые, им не присущи страхи «что – то сломать, испортить, нажать не на ту кнопку», и очень часто бывает, что обучающийся, неуспевающий по другим предметам, на информатике раскрывается совсем с другой стороны.  

В этом случае необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, я использую в своей работе разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные задания. Часто применяю работу мини – групп, когда студент, выполнивший свою работу, помогает другим. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок не просто сделал чужое задание, а попытался объяснить, как его сделать. Естественно, такая помощь должна положительно влиять на итоговую оценку урока.

  1. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.

На своих уроках также особое внимание уделяю одному из принципов развивающего обучения: включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. (Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю студентам объяснить это явление (например, радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.) (или, Например, можно провести такое упражнение: Для гармонизации двух полушарий предлагаю  студентам  вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий).

  1. Создание комфортного психологического климата.

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого студента: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого студента  находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает обучащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к обучающемуся по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и студентам. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль студента, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Четвертый прием – совместное с преподавателем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить ребят заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

  1. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  2. Чередование различных видов деятельности на уроке.

На мой взгляд, очень интересным  являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Студент, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.

  1. Предупреждение физической усталости

Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт обучающегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу, ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе использую физические упражнения, которые в разное время я получала на курсах или находила в литературе (см. приложение 1).

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую студентам в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зарядка для глаз обязательно имеет свое место перед и после окончания работы за компьютером, причем она проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю обучающимся не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз… В интернете количество стереограмм не ограничено, да и программ для их создания предостаточно.

  1. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
  2. Создание творческой атмосферы на уроке

Не следует забывать,  что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение студента  в творческий процесс не только способствует развитию личности, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья как через формирование усталости, так и само по себе.

Следовательно, возникает необходимость увлечь обучающихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у студентов  появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.  Они  соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи, как по правильности, рациональности, так и по “красоте” – простоте, изяществу, лаконизму.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у ребят бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес студентов к предмету.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому и, мне, как преподавателю, особенно необходимо!

Заключение

Здоровье обучающихся нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды техникума, под которой в рамках настоящего исследования понимается система взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех учебных дисциплин и внеучебную деятельность, обеспечивающих предупреждение заболеваний, гармоничное духовное и физическое развитие студентов.

Оценивая обучающихся, прежде всего преподавателю стоит поверить в своих студентов, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Обучающиеся должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их  жизнь в техникуме, их учебный труд станут более качественным и успешным.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Библиографический список

1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде.- Сергиев Посад, 2011.

2. Адам Дж. Джексон. Десять секретов здоровья.- София, 2012.

3. Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников - Волгоград, 2012.

4. Ковалько В.И. Здоровье - сберегающие технологии в начальной школе.-М. «Вако», 2013.

5. Кравков С.В. Цветовое зрение.- М., 2012.

6. Люшер М. Сигналы личности.- Воронеж, 2011.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., 2012.

8. Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков.- СПб.: ИД «Весь», 2013.

9. Синягина Н.Н., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. - М, 2013.

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М., 2013.

11. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М, Ставрополь, 2013.

12. Лецких Л.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // журнал «Завуч начальной школы» № 1. - 2013, с. 34 - 50.

13. Щербинина В.П. Предупреждение близорукости // журнал «Начальная школа» № 2. - 2011, с. 85.

14. Попова А.И. Укреплять здоровье // журнал «Начальная школа» № 6. - 2011, с. 89 - 92.

15. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.- М.: Просвещение, 2011.- 291с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»

Цель разработки:показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности....

Методическая разработка на тему" Использование инновационных технологий на уроках производственного обучения"

В работе предоставлен  материал использование различных способов и требований к уроку производственного обучения, на примере русской и национальной кухни....

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках производственного обучения»

Согласно Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных уч...

Игровые технологии на уроках производственного обучения

Игровые технологииОбучение - это передача информации ученику. По определению, информа­ционные технологии - процессы, связанные с переработкой информации, следо­вательно, в обучении инфор...

Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"

В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....