Статья. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку
статья

Иванова Ирина Павловна

 

Современное общество требует новых подходов к подготовке специалистов в различных сферах деятельности. Выпускник современного колледжа должен обладать не только хорошими знаниями в своей области, быть мобильным, активным, но и обязательно владеть иностранным языком, причем не на «бытовом», а именно на профессиональном уровне. Целью обучения иностранному языку  должно стать достижение уровня, достаточного для его практического использования в будущей профессиональной деятельности . Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку

Иванова И.П. преподаватель английского языка

СПб ГБПОУ «Колледж Метрополитена и железнодорожного транспорта»

Современное общество требует новых подходов к подготовке специалистов в различных сферах деятельности. Выпускник современного колледжа должен обладать не только хорошими знаниями в своей области, быть мобильным, активным, но и обязательно владеть иностранным языком, причем не на «бытовом», а именно на профессиональном уровне. Целью обучения иностранному языку  должно стать достижение уровня, достаточного для его практического использования в будущей профессиональной деятельности . Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

 Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей обучающихся  в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности, во-первых, требует интеграции дисциплины «иностранный язык» с профилирующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний, а также как средство формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста.

 Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в колледжах требует нового подхода к отбору содержания. Он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать  достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста.

Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности обучающегося, подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Так, например, в программе учебной дисциплины «Иностранный язык» в Разделе 2 Профессионально ориентированное содержание есть  Тема 16 Машины и механизмы. Промышленное оборудование в которой  изучается профессиональная терминология и проводиться работа с профессионально – ориентированными текстами. В свете развития движения Worldskills в России обучение английскому языку для специальных целей обучающихся профессиональных образовательных организаций приобретает новое значение. Высокий уровень владения терминологией может стать ключевым фактором в борьбе за победу даже во время проведения отборочных туров, так как часть заданий предлагаются на английском языке. Преподаватель должен самостоятельно подготовить ряд дополнительных лексических упражнений, разъяснить грамматические явления, предложить обучающимся выполнить дополнительные упражнения по грамматике, составленные на основе профессиональной лексики. Необходимо также добавить задания на развитие речи по теме – например, формулировка сущности параграфа в нескольких предложениях, разыгрывание ситуаций  На основе изученной лексики обучающимся можно предлагать задания для проектной деятельности.

Для этой цели Коллектив авторов, преподавателей английского языка СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта» при поддержке руководства колледжа  разработал учебное пособие, целью которого является обучение лексике, необходимой для понимания специальных технических текстов и терминов по таким специальностям как: автоматика и телемеханика на транспорте, электроснабжение (по отраслям), информационные системы и програмирование. Ведется работа над сборником лексико-грамматических упражнений.  

Примеры упражнений:

I.        Put the verbs in brackets into the correct tense.

Поставьте глаголы в скобках в правильном времени.

1.        Equipment most commonly __________ to a set of tools or other objects used to achieve a particular objective. (to refer)

2.        Different jobs ____________ different kinds of equipment. (to need)

3.        The types of equipment _____________: capital equipment, industrial equipment, heavy equipment, mobile equipment, electrical equipment, scientific instruments, laboratory equipment, personal protective equipment, office equipment. (to include)

4.        Capital equipment __________ buildings, machines, etc. (to include)

5.        Industrial equipment ____________ ball bearings, bulldozers, cranes, cement mixers, dust collectors, etc. (to include)

6.        Heavy equipment ____________ heavy-duty vehicles, power trains, cranes, tractors, graders, excavators, dump trucks, hydraulic drives, tunnel boring machines, etc. (to include)

7.        Mobile equipment ___________ trailers, graders, water trucks, fuel trucks, cranes, excavators, drills, rail cars, etc.) (to include)

8.        Electrical equipment ______________any machine powered by electricity: motors, pumps, electric switchboards, transformers, etc.  (to include)

9.        Scientific instruments ___________ microscopes, incubators, centrifuges, thermometers, balances, etc. (to include)

10.        Laboratory equipment ____________ microscopes, centrifuges, shakers & mixers, flasks, beakers, pipettes, autoclaves, incubators, balances, etc.

 (to include)

11.        Personal protective equipment _______________ clothing, helmets, gloves, respirators, masks, safety goggles, etc. (to include)

12.        Office equipment ___________ calculators, computers, address books, ink / toner cartridges, printers, telephones, paper cutters, etc. (to include)

II.        Choose the right answer.  

      Выберите правильный ответ.

1.        Equipment is a set of … or other objects used to achieve a particular objective.

a) jobs b) tools c) people

2.         Capital equipment includes …

a) trucks b) weapon c) buildings

3.        Heavy equipment includes …

a) pipelayers b) trailers c) transformers

4.        Electrical equipment includes …

a) motors b) tunnel boring machines c) trailers

5.        Agricultural equipment includes …

a) pumps b) radio receivers c) tractors

6.        Laboratory equipment includes …

a) stethoscopes b) microscopes c) helmets

7.        Emergency equipment includes …

a) skates b) calculators c) first aid equipment

8.        Hiking equipment includes …

a) collared shirts b) harnesses c) maps

III.        Identify the tenses in bold, then match the left and right columns.

Определите времена выделенных глаголов, затем соедините левую и правую колонки.

1        Equipment most commonly                A        need different kinds of equipment.

2        Different jobs                B        includes weapons, ammunition, vehicles, etc.

3        Capital equipment                C        includes buildings, machines, etc.

4        Industrial equipment                D        includes field hockey sticks, balls, helmets, gloves, football boots, running shoes, shoulder pads, etc.

5        Sports equipment                E        includes ball bearings, bulldozers, cranes, cement mixers, dust collectors, etc.

6        Military equipment                F        are various types of equipment.

7        There                G        refers to a set of tools or other objects used to achieve a particular objective.

IV.Guess the word by the explanation of its meaning.

Узнайте слово по его значению.                                                        

e.g. To recognize the difference between two people or things. (distinguish)

1.        The things that are needed for a particular purpose or activity.

2.        An instrument used in scientific study for making very small things look larger so that you can examine them carefully.

3.        A machine with a part turns around very quickly to separate substances, for example, liquids from solids, by forcing the heavier substance to the outer edge.

4.        A case containing something that is used in a machine, for example, ink a printer, film for a camera, etc.

Для обучающихся, участвующих в отборочном туре WorldSkills, знание английской терминологии по специальности поможет уменьшить продолжительность времени на ознакомление с заданиями чемпионата, представленными на английском языке.

Для всех обучающихся английский язык – это серьезный фундамент для будущей производственной деятельности, это возможность доступа к англоязычной литературе, методикам, обмену опытом со своими коллегами такого же уровня. Для тех, кто будет двигаться дальше по ступеням чемпионата и войдет в сборную России, уровень владения английским может стать решающим в борьбе за победу – грамотно сообщить о проблеме, попросить инструмент или задать вопрос имеет право каждый участник.

Отношение обучающихся к изучению иностранного языка сильно изменилось с  появлением проекта WorldSkills Russia и возможностью принять участие в Чемпионате рабочих профессий. Теперь у наших обучающихся появилась мотивация к изучению английского языка, в их глазах появился интерес, и к своей профессии, и к урокам иностранного языка.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М.: АРКТИ – Глосса, 2019. 165 с.

2. Кияткина И.Г. Exercise Book for Students of Technical Colleges\Сборник упражнений для студентов технических колледжей: учебное пособие/И.Г.Кияткина, И.П. Иванова, В.В. Панова, Е.И.Шкадова  

3. Матухин  Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей//Язык и культура. 2011.№2. с.121 – 128. Электронный ресурс. Режим доступаhttp://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey#ixzz2sN0kCtYO


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Статья о формировании коммуникативной компетенции при профессионально - ориентированном  обучении иностранному языку....

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Сборники, содержащие мои статьи по вопросам обучения иностранным языкам

Сборники, содержащие мои статьи по вопросам обучения иностранным языкам...

СТАТЬЯ "Особенности раннего обучения иностранным языкам на примере английского."

Раннее обучение иностранным языкам - это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.Дошкольный воз...