Научно-исследовательская работа как фактор формирования конкурентоспособного выпускника
статья по теме

Зайцева Ирина Римовна

Статья опубликована в сборнике материалов Республиканской научно-практическй конференции "Самостоятельная работа студентов в контексте реализации ФГС СПО", Нижнекамский сварочно-монтажный коледж, 14 мата 2014г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл публикация в сборнике материалов19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа как фактор формирования конкурентоспособного выпускника

Ф.М.Баймухаметов, преподаватель профессиональных дисциплин

Зайцева И.Р., заместитель директора по научно-методической работе

        Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важное средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают  работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность,  организаторские и коммуникативные способности.

       Достижению этой цели в полном объёме соответствует исследовательская деятельность студентов.

     Научно-исследовательская работа студентов – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности.  

     Исследовательская деятельность студентов включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу (НИРС) в рамках внеучебного времени, т.е является одним из видов самостоятельной работы.

     Исследовательская деятельность активизирует познавательную деятельность, актуализирует и интегрирует теоретические знания, развивает проективные умения. Данная деятельность позволит студентам выстраивать собственную образовательную траекторию, участвовать в учебных и научных конференциях по теме исследований. Исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, а результат можно применить в реальной практической деятельности, таких как создание курсовых работ  и дипломных проектов.

     Преимущество научно-исследовательской деятельности состоит в том, что такая деятельность способствует систематизации и закреплению формируемых у студентов общепрофессиональных компетенций и помогает усвоению видов профессиональной деятельности, является  стимулом к активному усвоению знаний.

       Применяя адекватную методическую систему, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям, можно добиться того, что студенты будут более уверены в выборе будущего места работы по своей специальности.

     В техникуме ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей студенты осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

     Научно-исследовательская работа студентов в техникуме - это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.

    Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством  включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

     Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на первом этапе начинается с первых дней пребывания студентов в техникуме. Это подготовка сообщений, выполнение реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.

     Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ.

     За весь период обучения студенты технических специальностей выполняют  курсовую работу, курсовой проект и дипломный проект.  Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Вначале студенты выполняют курсовые работы реферативного характера и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими профессиональных модулях, на втором и третьем  курсах усваивают доступные им элементы исследовательских методик, выполняют  курсовые проекты  практического характера. 

Важнейшими задачами курсового проектирования являются:

  • закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
  • овладение методами научных исследований;
  • формирование навыков решения творческих задач в ходе научного  исследования по определенной теме;
  • формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
  • развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

     На выпускном курсе – обязательное выполнение дипломных проектов с элементами научных исследований и технического проектирования. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении преддипломной практики.

     Дипломный проект является определенным итогом всей научно-исследовательской деятельности выпускника и решает следующие основные задачи:

  • систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические знания по специальности, позволяет применить эти знания при решении конкретных профессиональных задач;
  • формирует и развивает умение логично и грамотно излагать литературный материал и данные собственного исследования;
  • определяет уровень сформированности общих и профессиональных компетенций, степень готовности выпускника к осуществлению видов профессиональной деятельности и соответствие качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

       На защите курсовых и дипломных проектов, научно-практических конференциях различного уровня молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

     Таким образом, научно-исследовательская работа студентов, во-первых, является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой.

     Во-вторых, многие выпускники техникума будут  поступать  для продолжения образования в высшие учебные заведения, где исследовательская (теоретическая и практическая) база может оказаться серьёзным подспорьем в естественнонаучной деятельности.  Юношеский возраст студентов предрасполагает к поиску признания у взрослых, делаются попытки социализироваться и найти себя в мире взрослых. И если человек в этом возрасте получает определенный “вкус” к исследовательской деятельности, то это оставляет глубокий след в сознании.

     В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленного  на достижение высоких результатов.

Республиканская научно-практическая конференция                                                                                             «Организация самостоятельной работы студентов                                                                                                                  в контексте реализации ФГОС СПО»,                                                                                                                 ГАОУ СПО «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»,

14 марта 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

Самостоятельная работа как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В конц...

"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"

Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...

Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

Глобальная проблема наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шест...

Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста

Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...

Выступление на Региональном Форуме "Молодежь. Наука. Инновации - 2018" тема доклада "Научно-исследовательская работа студентов как действенное средство повышающее качество подготовки выпускников"

Материалы к выступлению на Региональном Форуме "Молодежь. Наука. Инновации - 2018"Тема доклада "Научно-исследовательская работа студентов как действенное средство  повышающее качес...

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....