Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
учебно-методический материал

Барабицкая Раиса Валериевна

Аннотация

Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими: [1]

- Объединение различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой;

- Расширение сферы деятельности образовательных учреждений;

- Многообразия содержания образовательных программ;

- Свободы использования образовательных технологий;

-  Распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.

Объективная необходимость разработки новой модели образования и социализации личности привела к серьезным диверсифицикационным процессам в сфере образования. Темой доклада является анализ плодотворного сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска по созданию диверсификационного образовательного пространства.

Одной из форм диверсификации образования является активное, действенное включение студентов в социокультурное пространство «УКТУ», города, региона.

 

Обучающимся представляется возможность практического воплощения полученных в стенах колледжа теоретических знаний и навыков, внедрения инновационных технологий организации социально-культурных мероприятий на различных площадках учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.

Творческое взаимодействие колледжа с учреждениями сферы культуры способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся, развитию креативного мышления, духовному и культурному росту. Сотрудничество КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры содействует подготовке студенческой молодежи к высокоорганизованной профессиональной деятельности, возрождению и развитию национальной культуры России в новых социально-экономических условиях.

 

Ключевые слова: диверсификация, образование, сотрудничество, колледж, обучающийся, преподаватель, учреждение культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Desktop\Логотип УКТУ испр\ЛОГОТИП\3.png

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

Преподавателей спецдисциплин

(название ЦМК)

«____»_______________20___ г.

Кунакова Л. В.   ___________

(Ф.И.О. председателя подпись)

ДОКЛАД

На тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

Барабицкая Раиса Валериевна –

преподаватель первой квалификационной категории

Уссурийск 2020 г.

Содержание:

Аннотация

Введение

3

4

Основная часть:

5

  1. Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов

5

  1. Оптимальные формы социально-образовательного партнерства КГА ПОУ «УКТУ» с государственными и общественными организациями

5

  1. Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях

6

  1.  Музей - интегративная основа для социально-культурной работы, формирования патриотических ценностей, как одного из важнейших качеств личности.

7

  1. Волонтерская деятельность, как важный компонент процесса социализации молодежи, ее социальной активности

Заключение

Список источников информации

8

9

10

Аннотация

Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных учреждений и органов управления ими: [1]

- Объединение различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой;

- Расширение сферы деятельности образовательных учреждений;

- Многообразия содержания образовательных программ;

- Свободы использования образовательных технологий;

-  Распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.

Объективная необходимость разработки новой модели образования и социализации личности привела к серьезным диверсифицикационным процессам в сфере образования. Темой доклада является анализ плодотворного сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска по созданию диверсификационного образовательного пространства.

Одной из форм диверсификации образования является активное, действенное включение студентов в социокультурное пространство «УКТУ», города, региона.

Обучающимся представляется возможность практического воплощения полученных в стенах колледжа теоретических знаний и навыков, внедрения инновационных технологий организации социально-культурных мероприятий на различных площадках учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.

Творческое взаимодействие колледжа с учреждениями сферы культуры способствует формированию профессиональной компетентности обучающихся, развитию креативного мышления, духовному и культурному росту. Сотрудничество КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры содействует подготовке студенческой молодежи к высокоорганизованной профессиональной деятельности, возрождению и развитию национальной культуры России в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: диверсификация, образование, сотрудничество, колледж, обучающийся, преподаватель, учреждение культуры.

  1.  Экономический ликбез TUT. Диверсификация: как, куда и зачем

Введение

Необходимость диверсификации системы образования посредством налаживания партнерских отношений с учреждениями культуры вытекает из сложившихся противоречий:

-  с одной стороны, наблюдается процесс гуманизации отечественного образования, возрождение национальной и духовной культуры России, с другой стороны, развитие образовательной среды не успевает за стремительным ростом социально-экономического потенциала страны;

- с одной стороны, наблюдаются интеграционные процессы в деятельности учреждений культуры и образования, с другой стороны, внедрение инновационных социально-культурных технологий в деятельность образовательных и социокультурных учреждений происходит недостаточно оперативно.

Совокупность представленных противоречий ставит перед нами вопрос -  какова роль сотрудничества КГА ПОУ «УКТУ» с учреждениями культуры в создании открытой, диверсифицированной системы образования?

Целью является обоснование роли сотрудничества колледжа с учреждениями культуры в диверсификации системы образования на основе анализа конструктивного опыта взаимодействия КГА ПОУ «УКТУ» и учреждений культуры г. Уссурийска и Приморского края.

Необходимость совершенствования образовательных технологий, расширения базы предоставляемых услуг, повышения их качества, формирования конкурентоспособных специалистов, обуславливает создание полноценных партнёрских отношений между колледжем и учреждениями культуры и образования, социальными службами, другими заинтересованными во взаимодействии организациями и предприятиями, местными органами власти, отдельными лицами.

Диверсификационные процессы, происходящие в образовании, привели к расширению социокультурных связей колледжа, создав более гибкую систему обучения, способную учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов. Сегодня колледж, подготавливая молодежь к ответственной, продуманной жизнедеятельности, формируя навыки социального взаимодействия, активного творческого процесса, направленного на самореализацию, находится в поиске эффективных методов и средств формирования гуманистической личности, и выявления особенностей диверсификации образования.

Основная часть:

При подготовке доклада использовались теоретические методы: анализ, систематизация научной и методической литературы, посвященной проблеме диверсификации образования, социального партнерства колледжа и учреждений культуры; изучение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия КГА ПОУ «УКТУ» с музеями, библиотеками, театрами, государственными предприятиями и общественными объединениями, направленного на расширение образовательных услуг, создание инновационных площадок для разработки и реализации совместных проектов и программ.

1.        Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов

Диверсификация системы образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов.

Внедрение компетентностного подхода в образовательное пространство современного колледжа направлено на продуманный выбор профессии и специальности, формирование у обучающихся гражданской активности и социокультурных ценностей. По мнению американского исследователя Терри Хайленда, глобализационные процессы, происходящие в современном мире, негативно сказываются на развитии индивидуальных качеств будущих специалистов. Для адекватного решения многолетних проблем реформирования образования необходимо разработать модель комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Организация в КГА ПОУ «УКТУ» практико-ориентированных занятий позволяет повысить самосознание и мотивированную вовлеченность обучающихся в образовательный процесс. Целенаправленный отбор современных образовательных технологий создает благоприятные условия для расширения знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социально-культурной деятельностями, позволяющими студенту реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

1.1 Оптимальные формы социально-образовательного партнерства КГА ПОУ «УКТУ» с государственными и общественными организациями

Наиболее оптимальными формами социально-образовательного партнерства педагогических учреждений с государственными и общественными организациями, являются:

• участие представителей работодателя в корректировке учебной программы и учебных планов;

• совместное руководство курсовыми и дипломными проектами;

• включение в члены государственной аттестационной комиссии представителей работодателя;

• совместные экспериментальные исследования;

• проведение совместных научно-практических и социально-культурных мероприятий;

• целевое распределение выпускников.

На основании выше изложенного, определены основные компоненты понятия «диверсификация образования»:

1) модернизация системы образования, позволяющая личности на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал;

2) единая методологическая основа, сопряженные дидактические модели и практико-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности;

3) системный научный подход к взаимодействию колледжа с социальными партнерами по формированию и развитию творческого потенциала личности;

4) гибкая система обучения, способная учитывать изменения требований современного рынка труда к отбору квалифицированных специалистов;

5) расширение социокультурных связей колледжа, направленных на развитие образовательных систем, программ, форм и содержания образовательного процесса;

6) формирование у обучающихся навыков социального взаимодействия, активного творческого поиска, направленного на саморазвитие и самореализацию.

  1. Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях

Формирование социокультурной компетентности обучающихся на разных образовательных ступенях, креативного мышления и способности к саморазвитию возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в рамках самообразования и дополнительного образования, в свободное от занятий время. Необходимо масштабное расширение сетевого взаимодействия учреждений, входящих в систему образования, клубной системы по месту жительства, потенциалов молодежных общественных объединений, учреждений отдыха и оздоровления. Становление личности студенческой молодежи обеспечивается разноплановой деятельностью учреждений образования и культуры.

2.1 Музей - интегративная основа для социально-культурной работы, формирования патриотических ценностей, как одного из важнейших качеств личности.

Включение музея в систему социального воспитания позволяет рассматривать его как интегративную основу для социально-культурной работы со всеми категориями населения, формирования патриотических ценностей как одного из важнейших качеств личности. Музей несет в себе огромный культурный, творческий, развивающий потенциал. Включение музеев в единую систему нравственного и патриотического воспитания способствует их интеграции с учебными учреждениями и другими социальными институтами, которые вовлечены в инновационный процесс формирования разносторонней личности. Расширение функций музеев как поликультурных центров будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в социально-культурное творчество, социальные акции, эвент-проекты, праздники и другие мероприятия, связанные со знаменательными событиями отечественной истории. «Современный музей должен нести не только информационную функцию, но и формировать историческое, эстетическое и профессиональное сознание, стать подлинным «собеседником» личности, ведущей с ней диалог в процессе познания». «Освоение элементов культуры происходит в определенной социальной среде, накладывающей отпечаток на процесс обучения личности культурным стандартом. В этом смысле важно отметить, что музей всегда «вписан» в социокультурную среду, и личность посредством музея увеличивает свои адаптационные возможности относительно реально существующего социокультурного пространства». В изменяющихся исторических и социально-экономических условиях музеи, оставаясь хранителями культурных ценностей, преодолевая консерватизм, активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни.

Современные музеи становятся поликультурными центрами духовного и нравственного воспитания. Научно-исследовательская и культурно-просветительская работа музеев является одним из важнейших компонентов социализации современной молодежи. В деятельности музеев органично сочетаются научные методы и методы социокультурного проектирования, средства художественного выражения и трансляции исторических знаний и опыта. Научные сотрудники музейных комплексов разрабатывают образовательные проекты, как для детей, так и для взрослой аудитории. В стенах музеев регулярно организуются тематические квесты и интерактивные экскурсионные программы, выставки и мастер-классы от профессионалов в области образования, культуры и искусства. Музеи, имея широкий арсенал образовательных ресурсов, эффективно взаимодействуют с различными учреждениями культуры и образования.

  1. Волонтерская деятельность, как важный компонент процесса социализации молодежи, ее социальной активности

Тесные партнерские отношения между образовательными учреждениями и социально-культурными центрами города способствует активному включению студентов в совместные досуговые мероприятия. Студенты-волонтеры регулярно участвуют в различных патриотических мероприятиях: Блокадный хлеб; Георгиевская лента; т.д.

Представленный анализ позволяет дать характеристику основных форм взаимодействия колледжа и учреждений культуры:

Ведется совместная научно-исследовательская работа: организация научно-практических конференций и семинаров, симпозиумов, подготовка студенческих научных исследований, выпуск сборников научных статей преподавателей, студентов и сотрудников учреждений, коллективных и авторских монографий по проблеме сотрудничества колледжа и организаций культуры, диверсификации образования, социально-культурной деятельности музеев, библиотек, театров, центров детского творчества и др.

Заключение

Диверсификация образования - многогранный процесс модернизации учебных заведений, предполагающий перестройку и гибкость системы обучения, расширение социокультурных связей колледжа, создание новых видов образовательных программ, внедрение практико-ориентированных технологий обучения, направленных на развитие у обучающихся качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности, формирование конкурентоспособных профессионалов.

Взаимодействие колледжа с учреждениями, способными внести существенный вклад в реализацию модели диверсификации системы образования, послужит платформой для формирования конкурентоспособных профессионалов, всесторонних, гармонично развитых выпускников, способных адекватно реагировать на все вызовы современности, готовых к самостоятельному конструктивному решению поставленных перед ними задач. В современном мире востребованы и успешны только те люди, которые обладают высокой личностной, профессиональной и деловой культурой.

Важным условием диверсификации высшего образования является расширение социокультурного пространства колледжа, включение обучающихся в различные формы корпоративного сотрудничества, укрепление и развитие контактов с профессиональными педагогическими и культурными сообществами. Создание практико-ориентированной образовательной среды на основе взаимодействия колледжа и учреждений культуры способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, но и готовит их к будущей многофункциональной педагогической деятельности с учетом современных тенденций социально-культурного развития подрастающего поколения и общества в целом.

Список источников информации

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL:

https://минобрнауки.рф/проекты/Государственная программа.pdf.

  1. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Заварина С.Ю. Взаимодействие учебных заведений с учреждениями культуры как форма диверсификации образования // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. URL:

 http://www.top-technologies.ru/ru/article/view

  1. Бакланова Т.И., Гусейнов С.С. Сотрудничество педагогических вузов и Российской академии художеств в проекте «Московский международный фестиваль «Звуки дутара» им. Н. Халмамедова. Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры: сборник научных трудов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / под ред. Э.И. Медведь, Г.И. Грибковой. М.: УЦ Перспектива, 2018. (252 с.). С.29-37.
  2. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2019. 41 с.
  3. Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и учебных заведений, как фактор формирования гражданского самосознания подростков: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2018. 174 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста

Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определе...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...