Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО
проект на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Опыт по организации, видам и значению учебно-исседовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovat_rabota_obuchayushchihsya_v_tehnikume.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики  ОГАПОУ

«Белгородский машиностроительный техникум»

Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО 13.00.00. Электро- и теплоэнергетика.

Тема выступления : «Учебно-исследовательская работа обучающихся в техникуме»

Выполнил преподаватель Шахбанова В.И.

Белгород,2018г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности учащихся……………………………………………………………………….. ...

Глава 2. Формы организации учебно-исследовательской работы учащихся.

Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………...

Введение

     Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставлял без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Любовь к познанию – вот главное мерило».

   Однообразие, шаблон, формализм  ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета.

Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как пробудить у обучающихся тягу к знаниям?

Поможет решить эти вопросы при обучении   постановка обучающегося  в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

    Учебно-исследовательская деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.  

Учебно-исследовательская работа обучающихся в техникуме.

      Требования, предъявляемые работодателями к квалифицированным специалистам: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

Новое качество обучения может быть достигнуто при модернизации содержания обучения через развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: повышение уровня мотивации образовательной деятельности обучающихся; повышение уровня социальной и личностной значимости результатов профессионального образования.

      Всю учебно-исследовательскую работу, которую выполняют обучающиеся в техникуме, можно разделить на две большие группы:

  • работы, предусмотренные действующим учебным планом (курсовое и дипломное проектирование, производственная практика);
  • исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

     Особо актуальной задачей является  внедрение учебно-исследовательской работы обучающихся  в учебный процесс.

   Учебно-исследовательская работа выполняется по специальному заданию обучающимся под руководством преподавателя-руководителя. Обучающиеся закрепляют теоретические знания, готовят рефераты по научной литературе, выступают с научными сообщениями на проводимых научных конференциях.    Становится традицией проведение студенческих научно-практических конференций. К участию в конференциях привлекаются обучающихся, как младших, так и старших курсов: для младшекурсников важно познание и теоретическое осмысление основ будущей профессии; для обучающихся старших курсов главное – приобретение навыков практической работы с реальными предприятиями, глубокое изучение научной и учебной литературы по специальности. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

Развитие поля исследовательской деятельности обучающихся

 и большее вовлечение их в работу способствует:

  • формированию востребованности выпускников техникума;
  • формированию качеств: умения самостоятельно пополнять знания, быстро ориентироваться в современном потоке научно-технической информации;
  • повышению конкурентоспособности выпускников на региональном и местном рынке труда.

    В настоящее время в техникуме действует  Научное общество обучающихся, целью которого является: создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации; формирование интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе.

Основными видами исследовательской деятельности  служат:

  • проблемно-реферативный вид: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
  • изобретательно-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов, лабораторных стендов.

В исследовательской работе студентов выделено три этапа.

Этапы учебно -исследовательской деятельности

1 этап

Написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ

Формирование навыков работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы

Формирование самостоятельности, критичности, умения работать в команде.

Формирование стремления к саморазвитию.

Быстрая адаптация в будущей профессиональной среде

2 этап

Проведение диагностики, мини-исследований и их анализ в процессе изучения дисциплин

Усвоение и закрепление некоторых теоретических методов исследования, приобретение навыков научной работы

3 этап

Исследовательская работа обучающихся в во время производственных практик и кружках технического творчества.

Развитие творческих способностей, формирование умения определить практическую значимость работы.

    Развитие поля исследовательской деятельности обучающихся, вовлечение большего числа обучающихся в творческую работу помогает повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

      Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для обучающихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую обучающимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- тренировочную, которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Учебные исследования на две группы: монопредметные и  межпредметные .

Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по конкретному предмету.

Целевое назначение монопредметного учебного исследования – это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством преподавателя – предметника, только по одному предмету

 Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.

Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.

 Формы организации учебно-исследовательской работы обучающихся.

а) Традиционная урочная система.

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.

б) Нетрадиционная урочная система.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п..

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

  Далее индивидуальную работу с обучающимися необходимо разделить на этапы:

1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности.

2)  Написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ

Формирование навыков работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы.

Формирование самостоятельности, критичности, умения работать в команде.  

Формирование стремления к саморазвитию.

Быстрая адаптация в будущей профессиональной среде

3) Окончательное согласование «руководитель-ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования.

4) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса.

5) Апробация работ – обсуждение результатов учебно-исследовательских работ на занятиях специального курса.

6) Рецензирование учебно-исследовательских работ

 рецензентом – учителем-предметником и «младшим» рецензентом – учеником, который ранее добился более высоких результатов в этой области.

7) Защита учебно-исследовательских работ (лучше всего к концу учебного года).

8) Итоговая конференция по результатам работы.

Заключение

      Благодаря учебно-исследовательской деятельности и методу научного познания обучающиеся получают, во-первых, осведомленность о происхождении научных знаний и их отличии от обычной информации, во-вторых, представление о необходимой последовательности познавательных действий, ведущих от незнания к знанию.

Усиливается роль таких процедур организации мыслительной деятельности обучающихся, выраженных в таких методологических понятиях, как научный факт, проблема, гипотеза, модель, следствие, эксперимент.

Изменяется функция преподавателя. Эта деятельность на уроках имеет форму самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами. Выполнение такого исследования ведет обучающихся от незнания к знанию не со страниц учебника и не со слов учителя, а в результате собственного исследования, доставляя ему ощущение собственного открытия и громадное удовлетворение.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай сделать мне, и я пойму.

Сократ

Список используемой литературы

2.  Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2015. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов

Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции  работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии» по специальности 18.02.12 «Технология аналитического контроля

ПОЛОЖЕНИЕОб организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии&raq...

Приказ о подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады профессионального мастерства

Приказ о подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады профессионального мастерства...

Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г

Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г...

Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства

Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства...

Приказ "О формировании жюри и апелляционной комиссии для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады"

Приказ "О формировании жюри и апелляционной комиссии для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады"...