Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО
проект на тему
Опыт по организации, видам и значению учебно-исседовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики ОГАПОУ
«Белгородский машиностроительный техникум»
Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО 13.00.00. Электро- и теплоэнергетика.
Тема выступления : «Учебно-исследовательская работа обучающихся в техникуме»
Выполнил преподаватель Шахбанова В.И.
Белгород,2018г
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности учащихся……………………………………………………………………….. ...
Глава 2. Формы организации учебно-исследовательской работы учащихся.
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………...
Введение
Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставлял без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Однообразие, шаблон, формализм ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета.
Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как пробудить у обучающихся тягу к знаниям?
Поможет решить эти вопросы при обучении постановка обучающегося в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.
Учебно-исследовательская работа обучающихся в техникуме.
Требования, предъявляемые работодателями к квалифицированным специалистам: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
Новое качество обучения может быть достигнуто при модернизации содержания обучения через развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: повышение уровня мотивации образовательной деятельности обучающихся; повышение уровня социальной и личностной значимости результатов профессионального образования.
Всю учебно-исследовательскую работу, которую выполняют обучающиеся в техникуме, можно разделить на две большие группы:
- работы, предусмотренные действующим учебным планом (курсовое и дипломное проектирование, производственная практика);
- исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Особо актуальной задачей является внедрение учебно-исследовательской работы обучающихся в учебный процесс.
Учебно-исследовательская работа выполняется по специальному заданию обучающимся под руководством преподавателя-руководителя. Обучающиеся закрепляют теоретические знания, готовят рефераты по научной литературе, выступают с научными сообщениями на проводимых научных конференциях. Становится традицией проведение студенческих научно-практических конференций. К участию в конференциях привлекаются обучающихся, как младших, так и старших курсов: для младшекурсников важно познание и теоретическое осмысление основ будущей профессии; для обучающихся старших курсов главное – приобретение навыков практической работы с реальными предприятиями, глубокое изучение научной и учебной литературы по специальности. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.
Развитие поля исследовательской деятельности обучающихся
и большее вовлечение их в работу способствует:
- формированию востребованности выпускников техникума;
- формированию качеств: умения самостоятельно пополнять знания, быстро ориентироваться в современном потоке научно-технической информации;
- повышению конкурентоспособности выпускников на региональном и местном рынке труда.
В настоящее время в техникуме действует Научное общество обучающихся, целью которого является: создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации; формирование интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе.
Основными видами исследовательской деятельности служат:
- проблемно-реферативный вид: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
- изобретательно-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов, лабораторных стендов.
В исследовательской работе студентов выделено три этапа.
Этапы учебно -исследовательской деятельности
1 этап
Написание рефератов, докладов, поисково-исследовательских работ
Формирование навыков работы с учебной, научной литературой, умение анализировать и делать выводы
Формирование самостоятельности, критичности, умения работать в команде.
Формирование стремления к саморазвитию.
Быстрая адаптация в будущей профессиональной среде
2 этап
Проведение диагностики, мини-исследований и их анализ в процессе изучения дисциплин
Усвоение и закрепление некоторых теоретических методов исследования, приобретение навыков научной работы
3 этап
Исследовательская работа обучающихся в во время производственных практик и кружках технического творчества.
Развитие творческих способностей, формирование умения определить практическую значимость работы.
Развитие поля исследовательской деятельности обучающихся, вовлечение большего числа обучающихся в творческую работу помогает повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для обучающихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
- информационную, позволяющую обучающимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
- тренировочную, которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Учебные исследования на две группы: монопредметные и межпредметные .
Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по конкретному предмету.
Целевое назначение монопредметного учебного исследования – это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством преподавателя – предметника, только по одному предмету
Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.
Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.
Формы организации учебно-исследовательской работы обучающихся.
а) Традиционная урочная система.
Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.
б) Нетрадиционная урочная система.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п..
в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.
Заключение
Благодаря учебно-исследовательской деятельности и методу научного познания обучающиеся получают, во-первых, осведомленность о происхождении научных знаний и их отличии от обычной информации, во-вторых, представление о необходимой последовательности познавательных действий, ведущих от незнания к знанию.
Усиливается роль таких процедур организации мыслительной деятельности обучающихся, выраженных в таких методологических понятиях, как научный факт, проблема, гипотеза, модель, следствие, эксперимент.
Изменяется функция преподавателя. Эта деятельность на уроках имеет форму самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами. Выполнение такого исследования ведет обучающихся от незнания к знанию не со страниц учебника и не со слов учителя, а в результате собственного исследования, доставляя ему ощущение собственного открытия и громадное удовлетворение.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму.
Сократ
Список используемой литературы
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2015. — 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...

Задание для проведения олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» профессиональных образовательных организаций Смоленской области
Задания по расчету ТЭП работы п/с...

ПОЛОЖЕНИЕ Об организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии» по специальности 18.02.12 «Технология аналитического контроля
ПОЛОЖЕНИЕОб организации и проведении Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 18.00.00 «Химические технологии&raq...

Приказ о подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
Приказ о подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады профессионального мастерства...
Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г
Регион. этап Всероссийские олимпиады профмастерства, 2020 г...
Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства
Региональные этапы Всерос. олимпиады профмастерства...

Приказ "О формировании жюри и апелляционной комиссии для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады"
Приказ "О формировании жюри и апелляционной комиссии для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады"...